Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Политика15 июля 2007 22:00

Британцы переписывают историю

Из английских учебников вымарывают Сталина, Гитлера и... Черчилля
Черчилль (слева) и Сталин (справа) из британской истории уже исчезли. Очередь за Рузвельтом?

Черчилль (слева) и Сталин (справа) из британской истории уже исчезли. Очередь за Рузвельтом?

Фото: ТАСС

Недавнее решение министерства образования Великобритании ввергло англичан в шок.

С 1 сентября следующего года в учебниках для средней школы нельзя упоминать Сталина, Гитлера, Черчилля. И заодно Махатму Ганди, Мартина Лютера Кинга.

Это одна из перемен в системе образования, за которые среди прочих новаций взялся Гордон Браун, ставший в конце июня премьером. Вместо второй мировой войны школьники начнут изучать проблемы глобального потепления, здоровое питание, а также... арабский язык и урду.

Наверное, это небесполезные уроки, но неужели подрастающему поколению необязательно знать о важнейших фактах войны против фашизма? И вообще как без главных действующих лиц того времени изучать историю?

Задаю эти недоуменные вопросы в департаменте по связям с общественностью британского министерства. И слышу:

- Надо идти в ногу с двадцать первым веком.

- Значит, отказаться от истории прошлого века? Может быть, заодно и предыдущих тысячелетий?

Внятного ответа не получаю.

Тогда звоню известному ученому, профессору Оксфордского университета Гарольду Смиту.

- Я поражен такими планами, - говорит профессор. - Конечно, на историю надо смотреть с сегодняшних позиций и кое-что порой обновлять. Насколько мне известно, по такому пути идут сейчас у вас в России, где готовят новые школьные учебники. Однако нельзя же вместе с водой выплескивать ребенка!

Бурно реагирует британская пресса. «Несмотря на все заверения Гордона Брауна о возвращении в наших школах к традиционным ценностям, в действительности происходит прямо противоположное. Лучше бы министры сконцентрировали усилия на том, как научить английскому языку тех, кто живет здесь и говорит на арабском или урду», - пишет «Дейли экспресс».

Однако министр по делам образования Эд Боллс настаивает: «У учителей появится больше времени, чтобы сконцентрироваться на самом важном».

То есть вторая мировая война - незначительное событие, а ее герои и злодеи - второстепенные фигуры.

Неужели английским школьникам вскоре придется узнавать о том, что было, из рассказов родителей, бабушек и дедушек?