Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
Звезды29 апреля 2009 22:00

Вдова автора хита «Чужая милая» не получает ни копейки авторских

Слушатели уверены: «Чужую милую» Эдуард Ханок написал для Александра Солодухи. Ничего подобного!
Источник:kp.ru

У песни полувековая история. Александр Солодуха впервые исполнил песню «Чужая милая» 1 мая 1992 года, то есть всего 16 лет назад. Чья же «Чужая милая»?

Первым песню исполнил очень популярный в свое время певец Николай Щукин. Потерявший на войне ногу, он зажигал залы так, как сегодня тот же Солодуха. В конце 50-х была издана пластинка с «Чужой милой» в версии Щукина (слушайте на сайте), на которой и значились имена авторов: музыка Анатолия Горчинского, слова Леонида Татаренко.

В конце 70-х шлягер подхватил Аркадий Северный, один из основателей русского шансона. А в 80-е "Чужую милую" пели многие певцы-эмигранты…

Эдуард Ханок и не скрывает, что не он первым написал музыку к «Чужой милой»:

- Я рад, что моя «Чужая милая» оказалась ничуть не хуже песни Горчинского. Возьмем «Ландыши», «Черного кота». Попробуйте написать сегодня новую музыку на эти стихи. Не получится: иной вариант организм уже не примет. Свою «Чужую милую» я зарегистрировал, как и положено. Возможно, краем уха слышал предыдущий вариант, что-то в памяти отложилось. Но почему тогда Горчинский должен был получать авторские? У него были ко мне серьезные претензии в Минске…

Два автора одного хита, было дело, даже затеяли как-то разборки по поводу того, чья песня.

Свидетелем тех событий был Александр Солодуха:

- Во время Дней культуры Украины в Беларуси на банкете Горчинский наехал на Ханка: мол, я первый написал мелодию песни. А тот ответил с улыбкой: на любые стихи я могу написать свою мелодию. На том конфликт и закончился. Горчинский был огромного роста, а Ханок - известно какой. Выпили они за мировую: Ханок - сок, тот - уже и не помню что, и разошлись.

ЗВОНОК ВДОВЕ

Горчинского пели в каждой подворотне

Я дозвонился до вдовы Анатолия Горчинского Елены Гришиной:

- Есть ноты песни, текст Татаренко. Вилли Токарев в одном из интервью сказал, что благодарен за бессмертную «Чужую милую». Она стала известна как песня Анатолия Аркадиевича. Он не был таким человеком, чтобы решать вопросы в судебном порядке, я - тем более. Ханок пускай свою песню поет. Никаких авторских отчислений я не получаю. У Ханка есть теория волны, видно, он на какой-то гребень стал с этой песней, но она не очень популярна. Все знают песню Горчинского, ее в любой подворотне пели. Он написал ее во Львове, когда учился там в театральном институте. Это мог быть год 1956-й.

ТЕКСТ ПЕСНИ

Северный пел еще один абзац, который не пели ни Щукин, ни Солодуха:

В нашей дружбе осень

Больно отзовется

Над моей весною

Пожалеть придется.

Годы бегут, как месяцы,

И выбегает слеза.

Верю: в глубокой старости

Вспомнишь ты про меня.

Так где ж ты, чужая милая,

Та, что была моей?

Как бы тебя любил бы я

До самых последних дней.

ЕСТЬ ВОПРОС

Плагиат ли это?

Мнение композитора: Олег Елисеенков:

- Общего не может не быть: ритмика текста диктует свое. Думаю, Ханок ранее слышал мелодию, какие-то принципы ее построения остались ему близкими. У Северного есть ритмика танго, от чего Ханок также не мог уйти. В среде композиторов часто можно услышать: «Настоящий хит невозможен без плагиата». И в этом огромная доля правды! Под плагиатом в данном случае подразумевается некоторое заимствование. Ханок выстроил свою версию с четко выраженным припевом, упор сделан на слова «Прошлое не воротится…». В варианте Северного никогда не будешь напевать эту строчку. Но у него более сложное построение песни, текст не разделяется на запев и припев. В этом смысле у Ханка явная хитовая направленность. Это его оригинальное произведение, в основе которого лежит известный прообраз.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Лариса Глебова (специалист в области авторского права):

- Нет объективных критериев (при определении плагиата ли это?), как, скажем, в таблице умножения, где все четко и понятно. Несколько экспертов могут дать диаметрально противоположные заключения. Но при этом ни один из них не станет утверждать, что имеет место плагиат, поскольку даже малейшее несовпадение в музыкальном материале становится основанием для отрицания наличия этого факта.

Плагиат - это 100-процентное сходство, но такие случаи в музыкальной практике чрезвычайно редки. И в этом случае можно обращаться в суд, но, как правило, это делается лишь с одной целью: вызвать скандал, привлечь к себе внимание. Вынесение судебного решения по такому делу всегда бывает проблематичным.

БАЙКА ОТ ЛАРИСЫ ГЛЕБОВОЙ

На конкурс гимнов Беларуси принес гимн Америки

Однажды моего мужа, известного композитора Евгения Александровича Глебова, пригласили поучаствовать в конкурсе на написание гимна Беларуси. Он нашел текст, написал музыку и даже записал произведение на радио. Но еще до подачи его в конкурсную комиссию к Евгению Глебову зашел его бывший ученик Василий Раинчик и предложил прослушать гимн США. Услышав первые такты американского гимна, Евгений Александрович произнес: «Так можно сесть в глубокую лужу», и не стал посылать свой вариант гимна на конкурс. Начальные такты обоих произведений совпадали почти полностью. При этом Евгений Александрович был уверен, что американского гимна никогда не слышал…

А КАК У НИХ

Известны чуть ли не сотни судебных споров авторов музыкальных произведений. Но в подавляющем большинстве случаев истцы оставались ни с чем: доказать факт плагиата очень сложно.

*Пожалуй, самым громким было дело 1976 года «Ронни Мак против Джорджа Харрисона». Мак обратился в суд, утверждая, что Джордж содрал написанную им песню He’ So Fine для своей My Sweet Lord. Процесс тянулся пять лет, после многочисленных экспертиз судья признал, что факт плагиата имел место. Но… неосознанный. Поэтому суд обязал Харрисона выплатить всего-то 1,6 миллиона долларов…

*А вот группа «Queen» и Дэвид Боуи сумели доказать, что Ванилла Айс в песне Ice Ice Baby использовал практически один к одному басовый рифф, который повторял главную тему их ранее изданной песни Under Pressure.