Эта повесть Павла Санаева уже шесть лет бьет все рекорды продаж. Также Павел известен как режиссер, снявший два хитовых фильма: «Последний уик-энд» и «Нулевой километр». А сегодня в прокат выходит его третий фильм - «На игре», которому прочат серьезный кассовый успех. Кроме того, в начале декабря в кинотеатрах появится экранизация «Плинтуса», снятая Сергеем Снежкиным. Словом, поводов пообщаться с Санаевым выдалось сразу несколько.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ГОЛЛИВУД
- Павел, вы какой-то совсем нетипичный для нашей страны режиссер. У нас ведь как принято - снимаете не авторское, а массовое кино, рассчитанное на миллионы зрителей...
- У меня нет противоречия по этому поводу. Понимаете, авторское кино - это необязательно какой-то артхаус, снятый за три копейки и понятный одному режиссеру. Авторское - это то, что сделано искренне.
- Но многие массовые фильмы, снятые в нашей стране, не на уровне.
- Но не все. Мне, к примеру, понравился «Бой с тенью» - и первый, и второй. Хорошо сделанная в профессиональном плане лента. Что касается низкого уровня российского развлекательного кино... Есть масса объяснений: плохая техническая база, нехватка специалистов, неготовность зрителя воспринимать оторванные от нашей реальности истории. Мы публикуем анонс фильма, и многие заранее воротят нос: «Геймеры получают сверхспособности, бре-е-ед!» А когда в Голливуде снимают кино, где ковбои и индейцы объединяются для отражения атаки инопланетян, это считается нормальным.
«НЕ ХОЧУ ИЗОБРАЖАТЬ ЖИЗНЬ В МРАЧНЫХ ТОНАХ»
- И в «Нулевом километре», и в «На игре» вы снимаете историю про молодых провинциалов, оказавшихся в Москве. При этом вас ругают как раз за то, что про жизнь этих ребят вы ничего не знаете.
- Как живут на периферии, уверяю, мне известно. Но мне совсем не хочется изображать жизнь в мрачных тонах, такая правда мне не нужна. Когда я собирал материал для одного сценария, то отправился в Псковскую область в город Дно, чтобы изучить фактуру на месте. И увидел следующую картину: центр города, вокзал, какие-то кафешки. Посреди всего этого лежит пьяный человек с черно-зеленым лицом. Поблизости тусуется паренек в телогрейке. Я к нему подхожу и говорю: хочу фильм снимать, позови друзей, я стол накрою, поболтаем. А он мне отвечает: «Да ты че? Мы напьемся, сами подеремся и тебе морду набьем!» Вы хотите, чтобы я про таких героев фильмы снимал?
- Таких фильмов и без вас по десятку в год делают.
- Вот именно. И мне их неинтересно даже смотреть, не то что снимать. Такую правду жизни в новостях каждый день показывают, зачем тратить на ее экранное воспроизведение миллион долларов? Жизнь не настолько легкая штука, чтобы в кинотеатре вместо освобождения от трудностей приобретать новые.
- Вы разделили фильм на две части: первая выходит в прокат 26 ноября, вторая - в начале февраля. Не боитесь повторить опыт «Параграфа 78» и «Обитаемого острова», которые провалились в прокате во многом из-за того, что выходили по частям?
- Боюсь! Но вариантов не было. Первоначальный вариант сценария предполагал два часа сорок минут. В истории - семь полноценных персонажей со своей историей и судьбой. Каждый должен успеть раскрыться. А сравнения с «Параграфом» и «Обитаемым островом» уместны лишь отчасти. «Параграф» - это один фильм, который был растянут искусственно, что сделало его просто скучным. А «Остров» мог бы выстрелить успешнее, если бы люди не читали книгу и не знали заранее, чем все кончится. «На игре» - тоже экранизация романа («Игры в жизнь» Александра Чубарьяна. - Ред.), но от литературной основы в фильме остались только характеры главных героев и основная идея.
«ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» И ЧЕРНУХА
- Пока вы известны широкой общественности больше как писатель, нежели как кинорежиссер. Ваша повесть «Похороните меня за плинтусом» уже несколько лет держится в списке бестселлеров. А 3 декабря на экраны выходит фильм Сергея Снежкина с одноименным названием. Почему свою повесть не экранизировали вы сами?
- Я хотел это сделать, написал сценарий и передал его студии «Глобус». Но когда пришло время запуска, понял, что мне до ужаса неинтересно второй раз пересказывать уже рассказанную однажды историю. А на фильм про геймеров драйв у меня есть. И когда наступил момент выбора, выбрал «На игре».
- И как вам фильм Снежкина?
- Ну это не то, про что я написал повесть. Из нее сделали чернуху, в которой бабушка ненавидит внука и всячески сживает его со свету. Читавшим «Похороните меня за плинтусом» людям не надо объяснять, что это не так. Прекрасная актриса Светлана Крючкова, к сожалению, играет бабушку на одной ноте - давит и давит...
- То есть, если фильм будет успешным и популярным, вас это не обрадует?
- Отчего же? Даже если эта картина мне не нравится, это не поделка какая-нибудь, а серьезная профессиональная работа.
- Вернуться от кино к книгам не собираетесь?
- Как раз планирую вновь переключиться на литературную деятельность и весь 2010 год писать роман «Хроники раздолбая» про молодого москвича.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
«На игре». Режиссер - Павел Санаев.
Пять геймеров побеждают в турнире по «Каунтер Страйку» и получают в подарок диски с компьютерной игрой. От дисков компьютеры дымятся, зато геймеры получают сверхспособности - теперь они могут голыми руками замочить группу вооруженных до зубов спецназовцев. Чем они и начинают заниматься ближе к середине фильма.
Санаев демонстрирует, как он умеет справляться с голливудским материалом, и явно метит на место главного кассового режиссера страны, вакантное со времен отъезда в Голливуд Тимура Бекмамбетова.
Полный текст интервью читайте здесь