Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Наука18 июня 2010 16:30

Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон: "Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти"

Легендарный генетик, открывший структуру ДНК - ее двойную спираль - приехал в Москву и объяснил студентам МГУ, как стать успешным ученым
Источник:kp.ru

КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ И ОСТАВАТЬСЯ ИМ

В "правилах Уотсона" всего четыре параграфа. Но у каждого - по нескольку подпунктов. Вот они - с разъяснениями самого ученого.

Правило 1: Развивайте интеллект в аспирантуре

a. Выберите научного руководителя из числа молодых и амбициозных. Даже если они имеют ужасную репутацию. б. Развивайте в себе интеллектуальную смелость, чтобы не испугаться уже в начале работы в. Не тратьте времени на различные вспомогательные курсы и программы повышения квалификации г. Не выбирайте исходные тезисы для вашей диссертации д. Круг ваших интересов должен быть значительно шире, чем это нужно для достижения поставленной цели

"Научный руководитель должен быть умным, амбициозным и молодым. Только в таком случае вам не придется тратить время на изучение неактуальной и неперспективной темы. Плохая репутация — это, конечно, ужасно, но ее можно воспринимать как неизбежную плату за будущий успех. Выберите учителя, который по достоинству оценит ваши интеллектуальные способности и интересы. Только в таком случае вы заручитесь необходимой поддержкой и получите дополнительный источник научного вдохновения».

По мнению 82-летнего Уотсона, молодой, пусть даже еще не имеющий особых заслуг руководитель, лучше чем заслуженный мастодонт. Лучше уже тем, что он не успел закоснеть в своих взглядах. И не превратился из исследователя в консервативного защитника пары-тройки собственных теорий. Вообще, «большинство ученых не любят молодых коллег за то, что они поднимаются выше своих учителей …

Ученый признался, что в школе и колледже вообще практически игнорировал те предметы, которые были ему неинтересны, например, математику. Зато усиленно налегал на биологию и химию. То же он посоветовал и студентам: заниматься всегда тем, что нужно, и не тратить времени на то, что может не пригодиться.

А как же сдавать экзамены по неинтересным предметам? Тут Уотсон дал четкий совет: постарайтесь понять, как мыслит учитель и дайте ему тот ответ, который он желает получить. Если что-то не помнишь, о у тебя есть о предмете базовые представления, необходимые знания можно просто вывести: «Чаще всего студентов заставляют запоминать ключевые факты, даты и имена. Но гораздо важнее знать не что произошло, а почему это происходит».

Правило 2: Получайте удовольствие от работы в лаборатории

а. Постарайтесь сразу проявить себя, свое имя б. Банальные мысли господствуют и в гениальных головах, боятся их не стоит в. Тренируйте интеллект скучной работой г. Работайте по воскресениям д. Не работайте поздним летом, это претит человеческой природе

Вообще, по словам Уотсона, начинающему ученому амбициозность не вредит. В отличии от ученого маститого. Но и некоторая легкомысленность в деле нужна обязательно: «Работать нужно весело. С вами должны трудиться интеллектуально равноценные люди, с которыми у вас есть общие интересы. В таком случае вы можете даже отвлечься на научную чепуху, пошутить и снова заняться делом …

Надо избегать занудства. И сами не занудствуйте, и с занудами не водитесь». А насчет воскресенья: «Если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?»

Правило 3: Делайте науку собственноручно

а. Ставьте перед собой большие цели, чтобы ощущать себя большим ученым б. Если тема семинара вам интересна, садитесь в первом ряду в. Невоспроизводимый результат может из неприятности превратится в благо г. Всегда подбирайте зрителей для ваших экспериментов д. Избегайте работать в области, которая кажется вам скучной

«Если вы не любите один из предметов — выберите специальность, на которой изучение ненавистной науки сводится к минимуму». Потом, в процессе, может оказаться, что пропущенный предмет все-таки нужен. Так случилось у Уотсона с математикой: в работе над структурой ДНК без нее обойтись было невозможно. Но, поскольку мозги у молодого ученого были настроены правильно, для него это уже было не страшно. Напротив, когда знание математики стало ему необходимо для дальнейшей работы, она вдруг из скучной превратилась в интересную.

А посещение нужных лекций и чтение нужных книжек быстро восполнили мешавшие пробелы в образовании.

Правило 4: Стремитесь к золоту

а. Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти" б. Выбирай цель которая опережает время в. Беритесь за проблему только в том случае, если чувствуете, что она через несколько лет принесет ощутимый результат г. Работай с теми, кто равен тебе по интеллекту д. Будь в тесном контакте с интеллектуальными конкурентами е. Не стоит быть самым ярким в комнате

Сам мэтр сейчас занят исследованиями в области генетики онкологических и психических заболеваний: «Это крупная тема, и она станет прорывной в течение пяти лет. Вот этим и нужно заниматься в аспирантуре, а потом точно представлять дальнейшие программы исследования. Если бы я сейчас только закончил аспирантуру, то я бы занялся проблемой рака». Если научное чутье подвело, то надо не пугаться, и ломиться упрямо в бесперспективность. «Оперативно смените поле деятельности … У вас должен быть план «Б», которым вы воспользуетесь в случае своего поражения или коммерческой неудачи. Сохраняйте хорошие отношения с людьми, которые могут быть вашими потенциальными работодателями».

«У вас должны быть только те друзья, у которых вы можете чему-то научиться. Вот поэтому у меня почти и не было друзей».

По словам Уотсона, в скачках на приз ДНК участвовало три лошади, только две из них сошли с дистанции. Вместе со своим соавтором Френсисом Криком он постоянно общался с конкурентами, Морисом Уилкинсом и Розалиндой Франклин. В разговорах они, конечно, не раз выбалтывали лишнее, но такое же «лишнее» частенько вычерпывали и из болтовни соперников. Кстати, нобелевку Уилкинс получил вместе с ним.

Возможно, премию дали бы и Розалинде, но ее к тому времени не было в живых: чрезмерное увлечение рентгеновскими лучами не прошло бесследно и она умерла от рака в 1958 году в возрасте 37 лет. А посмертно нобелевская премия не дается.

Но были и те, с кем общаться было страшновато и сложновато. Такими были признанные великие ученые, которые часто сами страдали от своей «великости». В случае с исследованиями ДНК пострадал от нее Лайнус Полинг, который, по словам Уотсона, «вел себя как Господь и не терпел никакой критики», в результате чего пошел по неверному пути.

В конце Уотсон пообщался с залом. На первый же вопрос, заданный ведущей встречи, о том, какие девушки нравились молодому Уотсону, последний не задумываясь ответил: «Ну-у-у, примерно такие, как вы». Дальше его спросили о том, не видит ли он связи между выбором мужчиной профессии дизайнера или стилиста и его сексуальной ориентацией, на что генетик честно ответил, что связи не видит. А на вопрос, как сделать так, что научный коллектив стал многообещающим, 82-летний лауреат нобелевской премии, автор открытия, признанного ведущими учеными мира главным открытием прошлого века, многолетний директор научного института Колд Спринг Харбор, ведущий генетик планеты, предложил: «Наверное, стоит его хорошенько накормить».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Джеймс Уотсон. Родился 6 апреля 1928 года. В 15 лет поступил в колледж, в 19 получил степень бакалавра зоологии университета Чикаго. В 1951 году в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где занимался изучением структуры белков, познакомился с физиком Фрэнсисом Криком. Вместе они начали работу над моделированием структуры ДНК и вскоре додумались до двойной спирали. В 1953 году результаты их работы были опубликованы в журнале Nature а в 1962 году они были удостоены Нобелевской премии «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живой материи». Тогда Уотсону едва исполнилось 34 года. В начале 1990-х годов он стал первым руководителем международного научно-исследовательского проекта «Геном человека», инициатором которого и был.