2018-04-02T13:35:54+03:00

На Урале власть берут «дорожные комиссары»

Они добровольно и бесплатно взвалили на себя обязанности чиновников по ремонту городских трасс. И отлично с этим справляются [Давайте обсудим!]
Поделиться:
Комментарии: comments21
Изменить размер текста:

СЕКРЕТНЫЙ ФАРВАТЕР На свердловских авторынках машины из Первоуральска - на особом счету. Они котируются на четверть ниже реальной стоимости. Потому что дороги этого города для авто - как урановые рудники для человека. Что интересно - денег на ремонт выделяется не меньше, чем в других местах. А по городу без риска для здоровья не проехать. - Вот сюда без знания фарватера лучше не соваться, - говорит Дмитрий Захаров - его в Первоуральске с недавних пор называют не иначе как «дорожный комиссар». Видавшая виды «Тойота», на которой мы с ним едем, вихляет между ямами, зубы выстукивают проклятия службе благоустройства. «Дорожные комиссары» появились в Первоуральске около трех лет назад. Собрались несколько активистов, которых допекли местные разбитые дороги. На городских форумах в хвост и в гриву поносили ухабы и колдобины, а заодно мэра и его родственников. Но толку от этой ругани было чуть. Тогда активисты организовали митинг в центре города. Там и познакомились Дмитрий Захаров, Алексей Каветских, Дмитрий Гореликов, Дмитрий Логиновских и другие ребята, которых достала такая езда. Инженеры, служащие, предприниматели средней руки. Как раз те, кто ежегодно выкладывал авторемонтникам круглую сумму за починку убитой на местных колдобинах машины. Посоветовались и решили: кричать на всех углах о проблеме, клеить стикеры с лозунгами протеста на машины - путь тупиковый. И замахнулись на святое. Решили сами разобраться, как и за какие деньги ремонтируют трассы. ЕДУ Я ПО ВЫБОИНАМ... Первым делом выяснили: на дорожный ремонт в Первоуральске тратят от 20 до 40 миллионов рублей ежегодно. Не так уж мало для небольшого города. Попробовали выведать, где эти миллионы зарыты. Оказалось, этого не знают и сами чиновники. Да и не могут знать, поскольку задание подрядчикам выдается так: «Ямочный ремонт улицы такой-то - столько-то миллионов». - Смотришь в окно - и смешно, и грустно, - рассказывает Дмитрий Захаров. - Едет самосвал, в кузове - двое работяг с лопатами. Кидают на дорогу холодный асфальт, машины его тут же раскатывают. «Да на такие «ремонты» никаких денег не хватит!» - Терпение Дмитрия лопнуло. Вместе с товарищами на городских форумах они объявили: граждане, собираем информацию о дорогах, помогайте. А после работы и в выходные брали линейки, рулетки, добровольных помощников и отправлялись на улицы. Сотни фотографий и описаний колдобин, ухабов систематизировали, составили детальный список. Обычную тетрадку разграфили и записали - где и какая яма. Нанесли все это на карту. - По логике такими вещами дорожная инспекция должна заниматься, - рассуждает Дмитрий. - А на деле для нечистого на руку гаишника хорошая выбоина - как для рыбака заветное место на реке. В Первоуральске десятки, если не сотни, ям, которые можно объехать только по встречке. Как говорится, удачной охоты тебе, Акела. КИДАЙ АСФАЛЬТ НА ГРЯЗЬ - И БУДЕШЬ КНЯЗЬ Большинство автолюбителей до сих пор считают, что достаточно поносить мэра на автофорумах, и тогда он зашевелится. А в управлении ЖКХ города между тем всеми дорогами занимается один человек. И не только дорогами, но и благоустройством, посадками деревьев, газонами-тротуарами. И его столько ругают, что становится он толстокожим, как бегемот. При такой технологии поноси его, не поноси - дело не сдвинется. Исчерпывающий ответ на вопрос о состоянии дорог в городе дали в пресс-службе администрации: - Заместитель главы города по благоустройству сейчас в отпуске. Его обязанности исполняет главный архитектор. Но он не в курсе дел, поэтому никакой информации дать вам не сможет. Тем временем комиссары видят, как холодный асфальт кидают в лужи. Значит, грош цена такой работе. Раздобыв смету ремонта дорог, добровольцы внимательно ее прочитали. Особый восторг у них вызвала строка, где был обозначен ремонт перекрестка параллельных улиц. Перемножив площадь раздолбанных участков на стоимость ремонта, с удивлением обнаружили, что на приведение покрытия в порядок надо в разы меньше денег, чем тратится. Все, что им удалось узнать, комиссары публиковали на интернет-форумах. Местное начальство привычно отбрехивалось: деньги на ремонт освоены, неплохо бы еще подкинуть... Почитав в первоуральской газете рассуждения чиновников о принципиальной невозможности улучшить положение, «комиссары» не выдержали, пришли в администрацию и расстелили карту со своими пометками: - Вот где необходимо латать дыры. И не надо нам петь об успешно освоенных средствах. КАЖДАЯ ЯМА НА СЧЕТУ Тут случилось самое удивительное. В марте этого года мэр Первоуральска Максим Федоров неожиданно объявил, что в общественный совет города назначаются Дмитрий Логиновских и Дмитрий Захаров. То ли главу города достали эти добровольцы, то ли самому надоело трястись по колдобинам. В любом случае он ничего не терял, наделяя полномочиями «комиссаров». Теперь ребята могли по-иному разговаривать и с чиновниками, и с подрядчиками. В начале этого сезона областное предприятие «Свердловскавтодор» решило отработать по старинке - положило асфальт потоньше. Сделали это в выходные. А в понедельник на столе мэра уже лежали результаты замеров от «комиссаров», свеженькие фотографии и акты. Пришлось переделывать. Больше с этой организацией проблем не возникало. Другая организация - ООО «Жасмин» - на двух участках положила асфальт, похожий на волны городского пруда. После вмешательства Захарова с компанией асфальт положили заново, соблюдая технологию. Так, контролируя яму за ямой, этим летом в Первоуральске за семь миллионов сделали больше, чем в прошлые годы за сорок. ДЕПУТАТЫ БЕЗ МАНДАТА ...Мы с Захаровым, прилипая к вонючему гудрону, подходим к рабочим на одной из центральных улиц. На днях здесь прорвало канализацию, и укладка асфальта остановилась. Трубу залатали, яму засыпали, но Дмитрия это не восхищает: - Я же говорил, что нельзя старым грунтом яму заваливать - он мокрый, когда еще высохнет! Работяга чешет репу: - Когда-нибудь высохнет! Захаров идет к мастеру и заводит песню про трубу, сырость и качество. Мастер кивает. Похоже, знает - с этим лучше не спорить. Поразительно, но «комиссаров» в Первоуральске слушают. Недавно ГАИ запретила перекрывать для ремонта движение одной из улиц («Нельзя останавливать городской транспорт, работайте по ночам»). Пригнали технику к ночи - а фонари не горят. Что делать? Мастер знал только номер мобильника постоянно надоедавшего ему Захарова. Позвонил - и Дмитрий связался с местным «Горсветом», который срочно врубил фонари. Работа не остановилась. Чудеса случаются. На местных форумах к «комиссарам» относятся по-разному. Одни подбадривают, другие видят в них выскочек, стремящихся во власть. «Пиаритесь на дорогах, к кормушке рветесь!» - таких упреков полно. - Да, кое-кто из нас пытался баллотироваться в городскую Думу, - не таит Захаров. - Но мы быстро поняли, что нет у нас таких денег. На агитацию надо тысяч семьсот, а у нас с женой бюджет - тридцать тысяч в месяц, у других общественников он примерно такой же. Впрочем, нынче у «дорожных комиссаров» и авторитета, и власти побольше, чем у многих депутатов. Сейчас общественники подумывают, не заняться ли им наведением порядка в «коммуналке». ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Обычные мужики шагнули в гражданское общество Очень показательно в этой истории, что все началось с ругательств в адрес чиновников на городском форуме. Причем не где-нибудь, а именно в Интернете! Российский участок Всемирной паутины давно уже превратился в площадку для таких ни к чему не обязывающих воплей. Собрались на форуме, покричали всласть, обматерили мэра, перемыли кости всей его родне. И разошлись по своим делам - кататься и дальше по убогим дорогам, ремонтировать убитые на них машины и вздыхать: «Ну когда уже хоть кто-нибудь наведет порядок?!» И это первый способ добиваться жизненного комфорта. Но собрались несколько обыкновенных уральских мужиков и вышли из Интернета на настоящую улицу. И наглядно продемонстрировали другой способ. Составили план действий, взяли для начала простую рулетку. Приложили собственные мозги и руки, потратили личные нервы и время. И в итоге не только дело сдвинулось с мертвой точки, и не просто кучу бюджетных денег сэкономили. «Комиссары» - неожиданно даже для себя - сделали шаг навстречу тому самому гражданскому обществу, о котором так много рассуждают в Интернете. Шаг маленький, но настоящий. И главное - без стонов на вечную тему «дураки-дороги-доколе» и без привычной философии: страна, мол, у нас такая, никогда ничего мы в России не наладим. «Комиссары» словно ответили всем интернет-спорщикам: вы мечтали о гражданском обществе? Требовали демократии? Вот она, пожалуйста, работает... Виктор ФРОЛОВ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, директор межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог»: «Добровольцы не должны получать официальные полномочия» - По закону следить за состоянием дорог должны инспектора ГИБДД из отдела организации дорожного движения. Гаишники все эти ямы видят и пишут предписания заделать. Толку - ноль. Мэрия говорит: «Не хватает денег». Но на самом деле деньги есть. Просто сама система ремонта дорог в России работает не на автомобилистов, а на карман чиновника. Часть средств на ремонт оседает у представителей той же мэрии в виде откатов. А остальное тратится как попало. Ну, например, дороги ремонтируют под дождем, чтобы они быстрее вышли из строя и их можно было ремонтировать еще раз по той же «откатной» схеме. Вот поэтому и нужны инспектора-общественники, которые бы следили за качеством ремонта и расходованием средств. И такие неравнодушные люди появляются во многих регионах. В Пермском крае, например, было создано общество «Скорбим по пермским дорогам». Его члены нарисовали карту ям на магистралях города, отправили ее в мэрию. А потом собрали огромный митинг с лозунгами «Чиновники, шевелитесь!». И те начали шевелиться. Похожие обще ственные движения созданы в Костроме, Архангельске, Владивостоке... Одно «но»: инспектора не должны получать официальные полномочия. Иначе они быстро превратятся в тех же коррумпированных чиновников. А КАК В СТОЛИЦЕ? Сергей КАНАЕВ, лидер московского отделения Федерации автовладельцев России: «Этот опыт мы повторим в Москве» - Я знаю о почине наших уральских коллег, и их опыт мы обязательно повторим. В столице тоже полно ям. Но Москва - огромный город, и комиссаров нужно в сотни раз больше. Мы планируем создать добровольные дружины автомобилистов, которые будут фотографировать ямы на дорогах. Эти снимки с приложением адреса мы станем отправлять в три места: начальнику ГИБДД Москвы, начальнику службы дорожного надзора ГИБДД и в мэрию. Пусть принимают меры. А еще выложим на сайте список мест, где должен вестись ремонт дорог. Автомобилисты, проезжающие мимо, смогут сообщать нам: ведутся ли там или здесь какие-то работы? И если ведутся, то как? И есть ли предупреждающие знаки? Эту информацию мы тоже обнародуем. Работу дорожников нужно поставить под общественный контроль. Ведь это наши общие дороги. Подготовил Никита МИРОНОВ. Давайте обсудим это на нашем сайте

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также