Общество29 ноября 2010 1:00

Учителя уходят в Интернет

У педагогов XXI века выбора нет - нужно осваивать новые технологии

Большая аудитория ростовского Института управления, бизнеса и права не смогла вместить всех учителей, которые пришли разобраться, как можно применять информационные технологии на уроках. Пришлось организовывать трансляцию заседания через веб-камеру в две другие аудитории. Как применять компьютер для изучения информатики - понятно. А физика, химия, история или иностранный язык? Чтобы помочь учителям перейти от традиционных методик к инновационным, Министерство образования и науки России провело серию конференций «Информационные технологии в образовании-2010». ОТЦЫ И ДЕТИ Российские школы оснастили компьютерами, провели Интернет. Теперь учителя думают, что со всей этой умной техникой делать. Тем более что средний ученик намного лучше ладит с электронным мозгом, чем средний педагог. Молодые в Сеть ходят как к себе домой. По данным Фонда развития Интернета, только 5% школьников редко сталкиваются со Всемирной паутиной, из 95% «детей Интернета» каждый пятый подросток «активно пользуется» Сетью, а каждый шестой - «живет в онлайн». Остальные тоже ответы на свои вопросы скорее пойдут искать в Google, чем обратятся к учителю, - так быстрее и привычнее. У взрослых уровень постижения компьютерной премудрости совсем иной: только 37% россиян старше 18 лет регулярно обращаются к сетевым ресурсам. Из-за этого получается странная ситуация: между людьми будущего и технологиями будущего оказываются учителя - те самые люди, которые должны подготовить школьников к жизни. - Я не понимаю, как можно изучать информатику с бумажным учебником? Зачем заставлять ребят листать пыльные книги, которые устарели уже к моменту выхода из типографии, если рядом есть Интернет? - повторяет за своими учениками преподаватель физики, математики и информатики школы в станице Качалинской Тацинского района Ростовской области Юрий Дудников. - Есть электронные разработки, но там бывают ошибки, неточности, недоработки. Мечта каждого учителя - иметь хороший учебник, а учителя информатики - чтобы он был еще и электронным. Мне сейчас проще самому написать программу. Я один раз потрачу на это время, зато потом она мне будет помогать постоянно. Пусть она будет и несовершенной, зато я сам всегда смогу в ней все исправить. ЧЕМУ УЧИТЬ? Садиться за программирование готовы только самые фанатичные педагоги. Оно и понятно: писать коды не их обязанность. Даже учителя информатики, которые обязаны уметь составлять программы, не всегда хотят заниматься написанием собственных. Однако это, как показывает практика, и необязательно. Учителя с гордостью показывают на проекторе презентации по темам, которые подготовили их ученики. По сути, тот же реферат, но намного эффектнее. Эта IT-технология - самая массовая в педагогике. - Мы с ребятами читаем на уроках The Daily Telegraph - у этой газеты короткие заметки, написанные доступным языком, - рассказала ростовская учительница английского Ирина Румянцева. - Открываем сайт и читаем. Утром они видели сюжеты в новостях по телевизору, а на уроке могут узнать подробности. Это намного интереснее, чем ковыряться в специально подготовленных скучных дидактических текстах. Освоив чтение, Ирина Румянцева пошла дальше: ее ученики раз в четверть выпускают собственную газету на английском языке. Все как у взрослых - тексты, фотографии, заголовок, подверстка... Редакция - восьмиклассники ростовской школы. Над заметками работают по двое. - Мне учитель информатики потом рассказывает: «Твои после уроков приходили, попросили Интернет, залезли на сайт английской газеты и смотрели, как там тексты пишут», - не без гордости рассказывает учительница. - Темы большинства текстов - о школьной жизни. Работают ребята как настоящие репортеры: всех выспросят, разузнают. А я потом номера нашей газеты на своем сайте выкладываю - пусть все видят, какие у нас умницы. Другой проект Ирины Румянцевой - англоязычный путеводитель по родному краю. Оказывается, ростовские школьники по выученным из учебников топикам про Moscow - The Capital of Russia могут рассказать намного больше, чем про собственный город. Им не хватает ни краеведческой информации, ни запаса слов. Когда приезжают иностранцы, провести экскурсию по городу некому. Теперь же при работе над путеводителем должны появиться хорошие гиды, а если книжка будет еще и опубликована, то гости из-за рубежа смогут с ней сами бродить по Ростову. Пожилая преподавательница химии Галина Хромова отважилась завести собственный сайт. Теперь на все дополнительные вопросы она отвечает в основном в Интернете, снабжая пояснения ссылками на тематические сайты, чтобы ребята знали, где искать нюансы и подробности. - Интернет - это огромная библиотека, где есть все, - признается Галина Хромова. - Ребята по каким-то своим причинам читают с экрана с большей охотой, чем с листа. Я это заметила и решила использовать для дела. Ученики заинтересовались, для них подготовка задания превратилась из нудной рутины в увлекательное дело, возросла успеваемость. А что мне как учителю еще надо? Компании - лидеры IT-рынка, такие как Google и Microsoft, создают большие порталы для учителей, организуют онлайн-курсы, площадки для обмена опытом. Именно там можно узнать, как превратить компьютер и Интернет из страшных для учителя монстров в надежный инструмент преподавания. - Мне коллега из Венесуэлы написал: «Учитель, которому не хочется освоить Сеть, похож на человека, который пилит дерево тупой ножовкой и не хочет ее наточить», - вспоминает Ирина Румянцева. - Когда мы начинали всю эту технику внедрять, на нас в школе только что пальцами не показывали, а теперь за нами тянутся, совета просят. СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ Учителя - люди по своей сути консервативные. С трудом освоив Windows и приспособившись на компьютере готовить темы уроков или факультативы, теперь они напуганы встречей с новым страшным зверем - бесплатной операционной системой Linux. Ее сейчас вместе с пакетом открытого программного обеспечения распространяют по школам. - Стоит задача перевести школы на свободно распространяемое программное обеспечение, так что все перспективные наработки должны быть выполнены уже под Linux, - сообщил учителям министр образования Ростовской области Игорь Гуськов. Насколько эта замена необходима - вопрос спорный. Microsoft готов поставлять школам лицензионные комплекты программного обеспечения за восемь долларов. Хотя бесплатное, конечно, дело другое. По мнению наиболее продвинутых педагогов, радикальных отличий для пользователя у операционных систем Windows и Linux, комплектов программ Microsoft Office и Open Office не так много. Так что переход из одной платформы в другую может быть почти безболезненным. Сейчас главное - преодолеть психологический страх учительского сообщества. Избавиться от него можно и другим способом: школьники интуитивно справляются со всеми видами интерфейсов, учить их, как пользоваться компьютером, не надо. Если ребятам дать задание и сказать, какая программа им в этом поможет, - они справятся. - У многих учителей, когда они начинают проводить уроки за компьютерами, возникает психологический шок: все к ним повернуты затылками, глаз не видно, в такой ситуации даже опытные педагоги вдруг теряются, - рассказала кандидат педагогических наук Ирина Розина. - В таком случае очень кстати окажется присутствие рядом учителя информатики. Так можно одновременно проходить парные темы по двум предметам: информатике и, например, математике или истории. ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Кто - педагог, а кто - ученик? Пожалуй, впервые за время существования педагогики «пирамида» перевернулась: немало учеников больше понимают в новых технологиях, чем их учителя. Даже учителя информатики, изучающие предмет по стремительно устаревающим пособиям. Детям предлагают, как написано в методичках, подготовить доклад в текстовом редакторе, а они притаскивают видеопрезентацию в PowerPoint. Как быть? Как оценивать знания? Вроде бы задание не выполнено так, как требовал педагог. Но... Но задание сделано лучше. Сколько ставить - два или пять с плюсом? Новая ситуация заставляет учителей самим учиться, работать на опережение, развиваться. И не из-под палки на обязательных курсах повышения квалификации, а по доброй воле - чтобы не отстать от учеников. И вот такая ситуация благотворна вообще для всей системы образования. Она требует от учителя быть все время современным, быть в тонусе. Неужели мы благодаря новым технологиям действительно сможем, как Мюнхгаузен себя из болота, вытащить отечественное образование из трясины позавчерашнего дня? Александр МИЛКУС