Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
В мире7 марта 2011 8:09

В Ливии экстремисты отрезали голову пилоту сбитого самолета

Недалеко от города Бенгази, где находится наш спецкор Александр Коц, схватились повстанцы и войска Каддафи [аудио, видео, фоторепортаж]

Спецкор "Комсомолки" Александр Коц прибыл на границу Ливии и Египта, чтобы своими глазами увидеть ту гуманитарную катастрофу, о которой твердят все западные СМИ. Утром 7 марта, по его словам, рядом с городом Бенгази был серьезный бой.

Все новые и новые силы ливийских повстанцев отправляются на фронт. За прошедшие сутки оппозиции удалось сбить вертолет и истребитель армии Каддафи. В Бенгази эта ночь прошла относительно спокойно, лишь на окраинах города были слышны выстрелы. Подробности у нашего корреспондента Александра Коца.

- Нынешнюю ночь мы провели в Бенгази, в столице оппозиции, где сейчас формируются команды и отправляются на так называемый фронт. В самом Бенгази эта ночь прошла совершенно спокойно. Однако очевидно, что где-то, километрах в 30-40, шел какой-то очень серьезный бой, потому что где-то с 2 часов ночи до 4 утра мы слышали выстрелы артиллерии, причем было понятно по звукам, что это артиллерия тяжелая, вероятно, в бою участвовали танки. Есть сообщения, что был серьезный бой в городе Мисатра, это уже за городом Брега, ближе к Триполи. Очевидно, что повстанцы пытаются наступать. Между тем, нам также стало известно, что повстанцам удалось сбить за вчерашний день вертолет. Также поступали сообщения, что был сбит истребитель войск Каддафи.

Вчера на мобильном телефоне (к сожалению, нам не дали перекачать эту фотографию) нам показали, что случилось с пилотом сбитого истребителя после того, как в него попала ракета класса «Земля – воздух», видимо, из переносного зенитно-ракетного комплекса. Он успел катапультироваться, однако приземлился на территории, подконтрольной повстанцам. Поэтому пилоту отрезали голову. И когда мы проходили границу между Египтом и Ливией, мы заметили, что в сторону Ливии двигались несколько автобусов с людьми характерной внешности для ваххабитов, последователей исламского экстремизма, они двигались туда, собираясь принять участие в боевых действиях. И этот почерк с отрезанной головой, очень характерный, говорит о том, что среди повстанцев есть как обычные люди, так и исламские экстремисты.

Также мы поговорили с людьми, которые идут воевать. Многие из них никогда не служили в армии. Например, мы говорили с человеком, который сидел за зенитной установкой. Он сказал, что он пока прошел только 4-часовой курс обращения с этой в принципе сложной аппаратурой. Многие не держали никогда в руках оружия, но прошли 4-дневные курсы по стрельбе. И сейчас эта машина по подготовке «свежего мяса», которое будут бросать в бой с войсками Каддафи, работает круглосуточно. Постоянно подъезжают в город автобусы с новыми новобранцами, они формируются, группируются и отправляются на фронт.

Сейчас мы пытаемся проехать в Аджабия, где располагается госпиталь, чтобы своими глазами посмотреть, насколько много раненых в этих боях последних дней.

ДНЕМ РАНЕЕ

6 марта обстановка в Бенгази была более спокойной. Вечером в воскресенье наш спецкор сообщал о том, что

- Если говорить о границе Египта и Ливии, то сейчас я бы не назвал это гуманитарной катастрофой. Возможно, это больше относится к границе с Тунисом (читайте подробнее - Более 15 тысяч беженцев ожидают эвакуации на границе Ливии с Тунисом). На границе с Египтом на самом деле не все так страшно. Там около тысячи беженцев на территории самого Египта, грубо говоря, за воротами, между воротами Египта и воротами Ливии еще около трех тысяч человек, сотни автобусов. Люди живут под открытым небом. Причем на территории Египта развернуты огромные палаточные городки, но почему-то туда беженцев не запускают, а они живут на улице.

Беженцы предпочитают потрошить гуманитарку на границе, а не уходить в Египет

Беженцы предпочитают потрошить гуманитарку на границе, а не уходить в Египет

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Также беженцы, которые находятся на территории Египта, тоже не спешат занимать эти палатки, а им почему-то больше нравится стоять около границы. Они почему-то дербанят караваны, которые с гуманитарной помощью идут к ним на родину.

А если говорить о пропускном режиме, то в Ливию мы въехали без визы, у нас никто не посмотрел даже паспорта на въезде в Ливию. И мы проехали порядка 450 километров от границы до города Бенгази.

Дорога не очень живописная, с левой стороны огромная ливийская пустыня, с правой стороны – Средиземное море. Попадаются бетонные домики, в которых живут люди.

Мы проехали сначала большой город Тобрук, а затем в очередном небольшом городке к нам подсел человек плотного телосложения, с рюкзачком, который, как оказалось, ехал на войну. Он являлся резервистом армии Каддафи, но сказал, что будет выступать на стороне повстанцев.

12

12

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Мы провели оставшуюся дорогу в беседе с этим человеком. Он учился на строителя, после учебы пошел в армию. То есть обычный ливийский парень, который в этой деревне не нашел себя в жизни. Я говорю: «Зачем тебе это надо?» Он не может объяснить. Он говорит, что если бы жил не в восточной части, а в западной, наверное, он бы по зову сердца пошел воевать за Каддафи.

Потом пустыня пропала, начались такие посадки. Заехали в Бенгази… По телевизору часто показывают… Стоят, может быть, очень старенькие танки. Например, два автоматчика. Просто показываешь им два пальца – «виктори» - и они тебя совершенно спокойно пропускают, даже не проверяя паспортов. То есть проехали мы совершенно спокойно. Отношение к иностранцам здесь довольно дружелюбное пока. Мы помним события в Каире, когда журналистов стали ненавидеть. Здесь все спокойно, и к журналистам отношение хорошее. Хочется сказать, что эти кадры по телевизору, где черные дымы вокруг Бенгази, якобы Бенгази бомбят и везде всё горит, на самом деле мы сейчас наблюдали эти дымы, и мы сами наблюдали, как появляются эти дымы.

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Это местная детвора так забавляется – не знаю уж, по заказу или не по заказу телевизионщиков. Они просто поджигают огромные кучи с автомобильными покрышками, и вот эти черные дымы – это не дымы от бомбардировок, а дым от подожженных покрышек.

Здесь совершенно спокойно, машины ездят, работают детские сады, школы, шашлычные, забегаловки, гостиницы. То есть город живет своим обычным ритмом. Единственное, что пытаются таксисты и различного рода дельцы, предлагающие услуги проводников, переводчиков и т.д., они пытаются выбить с иностранцев очень много денег. Но мы пока на эту удочку не попадаем, пытаемся решать свои проблемы сами, без их помощи. В отличие от Каира, где я также присутствовал, там туристы все-таки были. Здесь туристов нет, но здесь, конечно, журналисты со всего мира. У нас была сегодня проблема найти гостиницу. Мы объездили весь Бенгази, объездили около 15 гостиниц, и нигде нет даже коморки, где приютится. Чудом нашли на окраине города хорошую гостиницу, с балконом на юг. На юг как раз у нас спутниковые телефоны ловят.

Город живет своим обычным ритмом

Город живет своим обычным ритмом

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Если говорить о Бенгази и всей восточной части страны, то им на самом деле, как мне кажется, абсолютно по фигу. И так делают деньги все эти коршуны. Здесь в магазинах взвинтили цены. Взвинтили цены везде в расчете на то, что сейчас здесь очень много иностранных журналистов. Их здесь действительно очень много. По улице идешь – европейские лица, с фотоаппаратами, с камерами. Они здесь кругом. Я не знаю, какая реакция может быть позже. Но это надо смотреть по ситуации в будущем. Потому что мы хотим завтра поехать еще дальше в сторону запада. Возможно, там люди как-то эти политические оценки дают. Здесь, в Бенгази, еще раз говорю, войной не пахнет вообще, люди здесь о войне не думают. Здесь люди честно зарабатывают деньги на иностранцах. Мы говорили с российскими журналистами, которые работают чуть западнее. Они говорят, что город Брега (там находятся крупнейшие нефтеналивные терминалы Ливии) бомбят систематически, но бомбят не жилые кварталы, а, как это называлось в свое время Чечне, «беспокоящий огонь». То есть бросают бомбы в местах, где не могут причинить вреда людям, чтобы люди пугались. Кстати, сын Каддафи признавал, что они проводили такие бомбардировки, чтобы запугать народ, который вдруг решил ни с того ни с сего восстать.

12

12

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Также идут бои в районе города Сирт. И еще один город – я, к сожалению, пока не заучил наизусть это сложное название. Вот три города, вокруг которых сейчас действительно идут бои, идет стрельба. Но чтобы была какая-то линия фронта, чтобы был противник против противника, такого нет. Есть стычки между различными группами армейских подразделений и повстанцами. Но такого, чтобы были позиционные бои, чтобы были какие-то рубежи, такого сейчас нет. Мы не планировали, сколько дней мы будем находиться в Бенгази, завтра мы попробуем проехать чуть дальше вдоль побережья, в сторону города Брега, чтобы посмотреть своими глазами, действительно ли там такие ужасные бомбардировки, как показывают по телевизору, либо это какая-то великая ливийская мистификация. Хотя на мистификацию это пока очень похоже.

Напомним, с середины февраля в Ливии продолжаются акции с требованием ухода лидера страны Муамара Каддафи, правящего уже более 40 лет. Власти жестоко подавляют демонстрации. По данным международных организаций, в столкновениях с силами безопасности и иностранными наемниками погибли до 6 тыс. человек, около 4 тыс. получили ранения. Иностранные государства проводят массовую эвакуацию своих граждан из Ливии (читайте далее).

А В ЭТО ВРЕМЯ

Президент Сирии объявил всеобщую амнистию, которая, по заявлению властей, приурочена к отмечаемой во вторник в Сирии 48-й годовщине «Революции 8 марта». Согласно декрету из тюрем будут отпущены уголовники, совершившие преступления до 7 марта 2011 года. Но амнистия не коснется лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступленияй, в том числе торговлю наркотиками.

Ранее Башар Асад уже прибегал к подобным популистским мерам. Так, последний декрет об амнистии был издан чуть более года назад (читайте далее).

Евгений ЛУКЬЯНИЦА

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

В Ливию направляются около сотни экстремистов

В сторону Египта из Ливии движется отряд вооруженных повстанцев. Кроме этого сообщения о бомбардировке Бенгази не подтверждаются. Наш корреспондент Александр Коц передает, что обстановка в городе спокойная.

- В сторону Ливии едут в характерной одежде и поведению исламские экстремисты, которые тоже собираются принять участие в вооруженном конфликте, видимо, на стороне повстанцев, раз они заезжают с востока. Их около сотни. Сейчас нам поступила информация о том, что в Бенгази были доставлены и задержаны спецназовцы из Британии. И так же мы созвонились с журналистами, которые находятся в самом Бенгази, они говорят, что обстановка там совершенно спокойная и все сообщения о том, что в Бенгази бомбят и штурмуют, это выдумка западных информагентств.

Смотрите: Фоторепортаж с границы Египта и Ливии