Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Происшествия: ЧП15 сентября 2011 17:32

МАК рекомендует тренировать пилотов... правильно ставить ноги на педали

После катастрофы Як-42 комитет разослал по аэропортам спецтелеграмму
Источник:kp.ru

Гадание на кофейной гуще - иначе «разбег» во мнениях специалистов, почему рухнул Як-42 с ярославским «Локомотивом» на борту, не назовешь. Много чего предполагали авторитетные летчики. Но только не это... Сегодня, 15 сентября, Межгосударственный авиационный комитет разослал, как это обычно и бывает после авиаЧП, по аэропортам страны телеграмму, которую выложили на авиафорум. Наибольшая ее часть - это описание условий полета, состояния самолета, данные об экипаже. А заканчивается телеграмма рекомендациями для пилотов: «Провести занятия с летным составом Як-42 по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета, а также по порядку регулировки пилотских сидений». Этот намек на то, что достаточно опытный экипаж мог ошибиться в использовании педалей (если сравнить с автомобилем, то они выполняют функцию руля: жмем правую - самолет уходит направо, левую - налево) или неправильно отрегулировал кресла, потряс летное сообщество.

- Да это фигня! Так и запишите, - заслуженный летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев никак не может поверить, что из-за такой ерунды могла произойти катастрофа. - Педали у обоих пилотов дублируются, нажимаются синхронно. Даже если б один пилот ошибся, второй бы подстраховал.

- А если предположить, что пилоты все-таки ошиблись, это могло стать причиной катастрофы?

- Не могло - категорически!

- Однако первый пилот Андрей Соломенцев, по одной из неофицильных версий, почувствовал себя плохо и мог упасть на штурвал...

- В этом случае действительно могло сыграть роковую роль неправильное, слишком близкое к штурвалу положение кресла второго пилота, - комментирует летчик гражданской авиации со стажем Владимир Соломенников.

Вот те самые педали штурвала. Фото кабины пилотов.

Вот те самые педали штурвала. Фото кабины пилотов.

- Может, поэтому МАК и рекомендует провести учения по регулировке кресел...

- Возможно. Если бы события развивались так, как я предполагаю, второму пилоту не хватало бы ни места, ни сил отжать штурвал. А кабина «Яка» очень маленькая - там могут быть только два пилота - помочь явно было некому.

- Какие могут возникнуть сложности при нажатии педалей, предположить сложно, - говорит директор Краснокутского летного училища гражданской авиации Александр Караман, также получивший эту телеграмму от МАКа. - Вряд ли опытный летчик не сможет надавить вовремя или до конца на педаль. Что до регулировки кресел... Первое, что делаю пилоты, садясь за штурвал, - проверяют регулировку кресел. Ведь от этого зависит угол зрения летчика. А значит - правильность посадки и взлета. Каждый пилот на автомате начинает настраивать кресло, садясь за штурвал. А этому учат на первых занятиях в летном училище...

На авиафоруме многие склоняются к мнению о том, что упомянутые рекомендации не значат ничего - это прописные истины для любого практикующего пилота. Или - значат лишь то, что причины катастрофы до сих пор даже следствию не известны.

КСТАТИ

Перегруза не было

В той же телеграмме МАКа развенчивается еще одна из версий падения «Яка». Многие специалисты говорили: по тому, как разбегался самолет, можно предположить, что с центровкой были проблемы. То есть - носовая часть могла быть перегружена: именно там были все пассажиры и грузы. Но в телеграмме сказано: центровка - 24,4 процента. А руководство по летной эксплуатации вполне допускает такое значение. Перегруза не было.