Звезды

Режиссер Александр Сокуров: «Белорусское кино возможно снять и не в Беларуси»

Уникальный белорусский проект «Киношкола» открылся лекциями режиссера-победителя Венецианского и Берлинского кинофестивалей.
Призд Сокурова в Минск совпал с минской премьерой его фильма "Фауст"

Призд Сокурова в Минск совпал с минской премьерой его фильма "Фауст"

В Минск Александр Сокуров приезжал всего на пару дней - дать несколько мастер-классов и пообщаться с журналистами. В первый же день своего пребывания он встретился со своими поклонниками. Зал Дома ветеранов набит битком, в тишине отчетливо слышен голос Сокурова - встреча превратилась в почти двухчасовой монолог-рассуждение о кинематографе и своей жизненной философии.

О таланте

«Сам акт одаренности - это случайное явление. И талантливый человек может написать неловкий, невыразительный текст. Потому что талант связан с интуитивностью, а когда кладешь лист бумаги, очень сложно взять и написать. Это уже профессия. И если молодой человек не замечен в увлечении литературой, он никогда не сделает себя в кино, да и никогда не сможет защитить себя. Потому что он просто не сможет сформулировать, чего хочет. Не умеешь формулировать мысль - иди на базар, там, на уровне той аудитории, ты сформулируешь. Потому что если ты входишь в область культуры, у тебя колоссальная конкуренция. Это риск и большая смелость - попытаться творить на этом поприще. Даже будучи молодым. Тем более будучи молодым».

О божественности

«Бывают случаи, когда я встречаюсь с людьми божественными - отмеченными необыкновенным дарованием. Это какой-то подарок, ведь таких людей мало. Правда, им колоссально тяжело жить в нашем мире. То, что я видел - как жил Солженицин, Растропович, Ельцин… Я бы не хотел оказаться на месте ни одного из них. Не завидуйте никогда и ни в чем, все равно ты пройдешь тот путь, что тебе предназначен. Просто жить нужно с Богом в душе».

О душе и самоубийстве

«Очень важно понимать возраст души человека. Возраст души не всегда совпадает с физическим образом человека. Бывают очень зрелые девочки и мальчики подростки. Действительно очень зрелые. Вы заметили, какое сейчас количество самоубийств у подростков? Просто это очень взрослые люди. Им нет места в этой жизни. Их на самом деле никто не понимает, а самое главное - их не понимают родители. Родители не понимают, что это не их ребенок, потому что определять физически - это очень примитивно, а вот по душе - рядом живет душа человека, которая никакого отношения к этим мамочкам и к папочкам не имеет. Чем раньше родители понимают, что рядом чужая душа, которую нужно согревать и сохранять, тем больше шансов, что из нее что-то получится. Потому что, в основном, все несчастья случаются от страшного непонимания и отсутствия отеческого или материнского тепла».

О страхе

«Когда работа появляется, тут уже не до страха, нужно просто делать. Помню, когда снимали «Фауста», объявлялся перерыв, и вся эта «кавалькада» людей идет на обед, и ты, спускаясь, видишь, как у палаток стоят сотни людей, тогда становится страшно. Что же ты-то делаешь, когда их так много, когда они стоят за тобой. В кино бояться опасно - так можно совершить много ошибок».

О языке

«Народ без языка не существует. И каждый народ должен защищать, сохранять и развивать свой язык - я уверен в этом. Причем не политическими мерами, противопоставлениями языков и так далее, а практической работой - говорить на этом языке постоянно, работать на нем. Понимать психологию и происхождение языка».

О письме и чтении

«Я не знаю, почему у меня в жизни что-то начало получаться. Советчиков не было. Были люди, и много вокруг, и никого в том числе. Если человек видит себя в кино - сядьте и напишите, как вы это видите сами. Чтобы другой человек прочитал эти два листочка бумаги и сказал: «Вот это да!» Но для этого нужно заставить себя читать - потому что на пустом месте писать не получится. Если в кинематограф придет режиссура, ненавидящая чтение (а таких в кино сотни), тогда кинематографу как гуманитарной среде придет конец. Клиповое сознание - абсолютно тупиковый путь, оно загоняет человека в банку. При этом закручивается пробка, и человек только сам, один на один с собой».

ВОПРОС-ОТВЕТ

Александр Сокуров о Беларуси: «Здесь такое удивительное долготерпение у людей, которого нет больше нигде»

- Как вы оценивает белорусский кинематограф? Видели какие-то картины?

- Не знаком совсем с белорусским кинематографом. Если что-то видел, то совсем давнее, военное. Но это плохой путь, если снимать только военное, бояться жестокосердия и страшного драматизма того времени. Тогда вообще смысла никакого нет - мы-то здесь, нам так хорошо, мы такие живые и сытые и, сидя в уютном зале, будем рассказывать, как мучились, страдали и проливали кровь. В истории для искусства проку мало.

- Можно ли снять белорусское кино не в Беларуси?

- Без всякого сомнения - возможно. Есть много граждан, которые географически не привязаны к стране, но на каком-то подсознательном уровне знают и чувствуют жизнь, которая есть здесь. Кстати, меня всегда удивляло, почему в Беларуси нет современного кино. Имея такой национальный характер, такое удивительное долготерпение людей, такой поразительный тип существования, которого нет больше нигде. Такой пласт, к которому никто не прикасался и не делал современных произведений.

- Какое у вас впечатление о Минске?

- Я думаю, что Беларусь раньше, чем Россия, войдет в состав Европейского Союза из-за своей дисциплинированности. Минск - город светлый, очень европейский - рождает какую-то надежду. По крайней мере визуально. Был только в одном здании - библиотеки (Национальной библиотеки. - Ред.). Очень сильное впечатление произвела ее архитектура - своей свободой и независимостью. Не знаю, правда, насколько оно комфортно для работы, как там читать.

Спокойно, почти отстраненно режиссер вел монолог о кино и о жизни

Спокойно, почти отстраненно режиссер вел монолог о кино и о жизни

СПРАВКА «КП»

Александр СОКУРОВ - советский, российский кинорежиссер и сценарист, народный артист России. В 2011 году на Венецианском кинофестивале Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ:

1978 - 1987 - «Одинокий голос человека» («Бронзовый леопард» кинофестиваля в Локарно);

1988 - «Дни затмения» (приз Берлинского кинофестиваля);

1997 - «Мать и сын» (премии Московского кинофестиваля имени А.Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри);

1999 - «Молох» (МКФ в Каннах: приз за лучший сценарий, номинация на «Золотую пальмовую ветвь»);

2000 - «Телец» (премия Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую операторскую работу, лучшую режиссуру и премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру);

2004 - «Солнце» (номинация на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля);

2011 - «Фауст» («Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля).

А В ЭТО ВРЕМЯ

Киношкола продолжает работу - на одно место записывается по пять человек!

Киношкола - это новый белорусский некоммерческий проект, который предназначен для молодых режиссеров, сценаристов и кинолюбителей Беларуси. В течение трех месяцев (февраль - апрель) молодые профессионалы и вольные слушатели смогут пройти обучение по сценарному искусству, режиссуре и истории кино у знаменитых мировых мэтров (например, у сценариста Андрея Курейчика («Любовь-морковь», «Ёлки»), режиссеров Эвы Перволович и Пипы Ходорова, Марины Разбежкиной и Андрея Кудиненко). Во время проекта участники предлагают на обсуждение жюри свои сценарии. Финалисты проекта смогут бесплатно снять свой короткометражный фильм на технической базе школы. Победитель получит также зеркальную камеру Canon. Уже сейчас можно записаться в списки вольных слушателей на сайте kino-scola.org. Количество мест ограничено, уже сейчас есть лекции, на которые записалось по пять человек на место.