Политика11 апреля 2012 15:50

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ОТЧЕТА ВЛАДИМИРА ПУТИНА ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

- Уважаемые депутаты, коллеги, рад приветствовать представителей всех фракций нового, шестого, созыва Государственной Думы Российской Федерации. Страна прошла через напряженный период выборы парламента главы государства и сегодня, конечно, еще чувствуются отзвуки обостренных эмоций политических баталий, но логика зрелой демократии заключается в том, что выборы завершаются и после них всегда начинается другой, гораздо более важный период совместной работы. Нам с вами нужно смотреть в будущее, понимая, что у нас общая ответственность за страну, общая забота – это благополучие и достойная жизнь миллионов российских семей. Россия у нас одна. И ее современное, передовое развитие обязательно статья целью, объединяющей все политические силы страны, которые хотят работать на созидание.

В начале 2012 года, как мы и планировали, российский ВВП превысил докризисный уровень. Это значит, что наша экономика в полном объеме преодолела последствия спада 2008, 2009 и отчасти даже 2010 годов. Я цифры приведу, объем ВВП России в ценах 2008 года составил по итогам 2011 года 41 триллион 421 миллиард рублей, а по итогам 2008 года 41 триллион 277 миллиардов рублей. Мы его чуть-чуть превысили. Я сейчас скажу о результатах работы на 2011 год, за предыдущие несколько лет. Хочу сказать, что нам с вами за эти результаты не стыдно, у нас хорошие результаты. Я хочу сказать и отметить, что это результат не только работы правительства, это, прежде всего, результат работы наших людей, деятельности наших людей во всех отраслях производства и в социальной сфере. И это наш совместный с вами результат. Я имею в виду и правящую партию, имеющую большинство в парламенте. Я имею в виду и те политические силы, которые находятся в оппозиции. Потому что в ходе совместной работы борьбы мнений, споров все-таки рождались решения, которые нас и привели к этому результату или к этим результатам. А они, безусловно, есть. Сейчас я об этом скажу.

Мы с вами помним, как Россия столкнулась с беспрецедентным абсолютно кризисом в финансово-экономической сфере. По существу, это был первый кризис глобального мира. Он был гораздо более масштабным и гораздо более опасным, чем кризис 1998 года. И правильно говорили те политики и эксперты, что вообще мир стоял на пороге очень серьезных, возможных серьезных кардинальных, самых кардинальных изменений. Это был колоссальный вызов для нашей страны. Если бы мы не сумели дать на него ответ, то не только обрушили бы экономику и социальную сферу, но и поставили бы под сомнение сам суверенитет, геополитическую состоятельность страны, надолго похоронили бы всякие идеи модернизации и развития. Ну, собственно, мы с вами сейчас видим, что происходит в некоторых странах Европы, я еще об этом буду говорить, но там реально утрачиваются некоторые элементы суверенитета, когда вопросы абсолютно суверенного характера передаются в наднациональные органы. А для России это было бы очень тяжелая история.

Отчет о работе правительства Владимира Путина перед депутатами Государственной думы 11 апреля станет последним последним в качестве премьера — в мае он займет пост президента страны. Помимо парламентариев в Госдуму приедут и все члены кабинета министров. Предполагается, что в своем отчете Владимир Путин не ограничится подведением итогов работы правительства 2011 года, а изложит и часть программных заявлений по дальнейшему развитию страны. Об этом сообщил журналистам его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой. Данная норма была внесена законом РФ от 30 декабря 2008 г. о поправке к Конституции Российской Федерации "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении правительства Российской Федерации". Соответствующие дополнения были внесены в Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ".

Но мы не сломали, мы показали себя зрелой, творческой, уверенной в себе нацией. С огромной внутренней жизненной силой. Сегодня хочу еще раз поблагодарить граждан России за выдержку, за терпение, за доверие. Убежден, мы преодолели испытания благодаря общей ответственности, социальному партнерству и гражданской солидарности.

Считаю нашим главным достижением стабилизацию и рост численности населения России. По итогам 2011 года она превысила 143 млн. человек. Мы не дали кризису перечеркнуть позитивные демографические тенденции. Вы знаете, сегодня об этом уже и в СМИ объявлено, в Сибири городом-миллиоником стал Красноярск. Миллионный рубеж вновь перешагнула Пермь. В текущем году миллионного жителя ждут и в Воронеже, и не только, и в других городах. Общее число городов-миллионников в России в 2012 году достигнет 15. За 2008-2011 годы в России родилось более 7 млн. детей. Один из самых высоких показателей за несколько последних десятилетий.

Вот что любопытно и для меня было, честно, неожиданным, я ж каждый день занимаюсь этими вопросами. И тем не менее, когда готовился к выступлению перед вами, посмотрел еще материалы. Все больше российских семей принимают решение о рождении второго и даже третьего ребенка. За последние пять лет количество вторых рождений у на увеличилось на 45 %, а третьих и последующих – на 62 %. И за всем этим, конечно, вера людей в себя, в своих близких, в свою страну, в будущее своих семей, в дееспособность и ответственность своего государства. Как говорят специалисты в таких случаях, просто раздвигается горизонт планирования, когда люди чувствуют определенную стабильность.

В 2009 году здесь, в этом зале, я представлял вам антикризисную, депутатам Государственной Думы прежнего созыва, антикризисную программу правительства. И сказал тогда, что в центре наших усилий будет благополучие российских семей. Что мы не просто будем бороться с кризисом, а продолжим решение долгосрочных задач. Что мы должны одолеть кризис через развитие. Объективно невозможно было, к сожалению, помочь каждому, кто нуждался в помощи и столкнулся с проблемами. Но мы старались строить нашу работу так, чтобы отстоять интересы абсолютного большинства наших граждан. Если в начале 90-х и в 1998 году экономические удары обернулись жестоким шоком для миллионов наших людей, то в период кризиса 2008-2010 годов власть показала свою состоятельность перед лицом испытаний. Мы не отступили, я хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, мы не отступили ни от одного ранее заявленного обязательства.

Мы могли, конечно, сослаться на объективные сложности. И это было бы абсолютно нормально. Более того, и большинство людей бы и поняли это. Так поступили во всех странах мира. Мы могли бы сослаться на эти обстоятельства и ничего не делать. Просто отмолчаться. Но это была бы неправильная позиция и с социальной точки зрения, и с политической, и с экономической даже. Ну и самое главное, что, конечно, нужно все время говорить правду и всегда нести ответственность за свои слова. Беспрецедентно, что на фоне кризиса, его последствий реальные доходы граждан в России не падали в среднем, а пусть не на много, но все-таки росли, и так продолжалось все предыдущие четыре года, включая самый сложный – 2009-й. Кстати, в этом году даже немножко больше было, чем в предыдущие. Вот смотрите, что было по цифрам. Рост реальных, за вычетом инфляции, доходов граждан составил в 2008 году 2,4, в 2009-м 3,1, в 2010-м 5,1 %. В 2011-м меньше, около процента только.

Что касается средней заработной платы по экономике, то за 2008-2011 годы она выросла на 18 %. Подчеркну, это в реальном выражении. В номинальном рост почти на 75 %, средняя номинальная начисленная зарплата по экономике в 2007 году была 13593 рубля, а в 2011-м – 23693. Однако, и это все мы хорошо знаем, у нас еще сохраняется большая имущественная дифференциация. Доходы наиболее обеспеченных граждан примерно, хочу это сказать отдельно, это наша проблема действительно, так вот, доходы наиболее обеспеченных граждан примерно в 16 раз превышают доходы наименее обеспеченных. И за последние годы этот разрыв, к сожалению, практически не сокращается.

Мы должны уделить этой проблеме самое пристальное внимание. Здесь огромные риски - и социальные, и политические и экономические. Но как мы выглядим на фоне других стран? Вот в Германии, Австрии, Франции разрыв между теми, кто получает наибольшие доходы и наименьшие, составляет 5-7 раз. И это в целом экспертами считается наиболее оптимальным разрывом. Но вот как у нас, примерно то же самое в Штатах., там в 15 раз разрыв. Но в такой стране БРИКС, как Бразилия, разница гораздо больше, чем у нас – в 39 раз. Считаю, что сегодня нам необходимо вернуться к решению важнейшей задачи. Минимальный размер оплаты труда в ближайшие несколько лет должен сравняться с уровнем прожиточного минимума. При этом нужно, конечно, совершенствовать сами механизмы определения прожиточного минимума и МРОТ, сделав их более современными и более справедливыми.

В очень непростой период кризисных испытаний мы провели переоценку советских пенсионных прав, а по сути, восстановили справедливость в отношении старшего поколения, начиная с 2008 года средний размер трудовой пенсии в России увеличился в 2,5 раза. Вы знаете, что происходило и происходит сейчас в других странах на фоне кризисных явлений, которые там, собственно говоря, не прекращаются. Украина подняла пенсионный возраст, во Франции был принят закон о повышении возраста выхода на пенсию с 60 до 62 лет.

И там, по-моему, разницы нет между мужчинами и женщинами в этом смысле. В рамках стабилизационной программы в Греции происходят вы знаете уже какие проблемы, не буду даже говорить. С 1 января текущего года в 1,6 раза были повышены пенсии всех военных пенсионеров. Не в проценты какие-то, а в 1,6 раза. Независимо от ведомственной принадлежности этих граждан. Также с 1 января практически в три раза выросло денежное довольствие военнослужащих вооруженных сил. Увеличено денежное довольствие в системе МВД. А с1 января 2013 года зарплаты существенно вырастут и во всех остальных так называемых силовых правоохранительных структурах и специальных служб.

За четыре года при поддержке государства получили жилье около полутора миллионов наших граждан. При прямой поддержке государства. В том числе, более 200 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Добавлю, что с помощью средств материнского капитала улучшили свои жилищные условия еще более одного миллиона российских семей. Кстати говоря, по материнскому капиталу мы, как и обещали, постоянно его индексируем. И если в 2008 году он составлял 276 с небольшим тысяч рублей, то в 2012 году он составит уже 387 тысяч 640 рублей. Мы продолжили масштабные работы по ремонту многоквартирных домов и расселению аварийного жилья. Этот проект охватил порядка 16 миллионов наших граждан. За прошедшие годы была реализована программа строительства 23 перинатальных и 7 высокотехнологичных медицинских центров, созданы 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов.

Ежегодно в стране открывается порядка 5 тысяч новых спортивных объектов. ПО сравнению с 2008 годом число людей, которые регулярно занимаются спортом, выросло на 6 миллионов человек. Спорт вернулся в школы, обязательным стали три урока физической культуры в неделю. Конечно, и этого пока маловато, но, естественно, если посмотреть, скажем, наших соседей в Скандинавии, там и в процентом отношении количество людей, занимающихся спортом, гораздо выше, чем у нас, но тенденции, тренд у нас абсолютно позитивный. Да, за последние четыре года число стадионов только и бассейнов увеличилось на 20%.

Для примера, сегодня в России в два раза больше бассейнов, чем было во всем Советском Союзе. Отмечу также, что в ближайшие месяцы будут вводиться в строй ключевые объекты в рамках подготовки саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, разворачивается работа по созданию инфраструктуры по проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Все это крупнейшие даже по мировым масштабам проекты. Конечно, как и для всех стран мира, кризис стал для нас испытанием и испытанием тяжелым. Мы вынужденно потеряли время и темп в некоторых проектах преобразования. Но мы не потеряли сам вектор развития, движение вперед. Распад у нас был значительным, мы это с вами знаем и помним, но и восстанавливались мы гораздо быстрее, чем многие другие страны. Сегодня у нас самые высокие темпы роста экономики среди государств восьмерки и один из самых высоких среди крупнейших экономик мира. Напомню для сравнения. Рост экономики США составил 1,7%. В еврозоне 1,5%, в Индии 7,4%, в Китае 9,2%. В России 4,3%. Это третий показатель в мире среди крупных экономик.

Особо отмечу полное восстановление нашего сельского хозяйства после тяжелой засухи 2009-2010 годов. Вот смотрите, у нас мало того что мы столкнулись с мировым финансовым, экономическим кризисом, да и засуха еще два года подряд. И тем не менее, все меры поддержки и эффективная работа наших сельхозпроизводителей, селян дала свои результаты. Рост в сельском хозяйстве в 2011 году – 22 %. Россия выходит на второе место в мире по объемам экспорта пшеницы.

В 2011 году уровень инвестиций в основной капитал достиг рекордной величины – 10,8 трлн. рублей. За четырехлетку у нас произошло удвоение объема инвестиций. С 17,9 трлн. рублей в период с 2004 по 2077 год, до 36,7 трлн. с 2008-го по 2011-й. Прибыль российских предприятий в 2011 году выросла почти на 16 %, а налоговые поступления в консолидированный бюджет страны – на 27 %. Позитивная динамика отмечается по всем ключевым показателям развития Российской Федерации. По всем без исключения. Тогда как в некоторых странах Европы, как вы знаете, в других регионах мира кризис перерос в хроническую форму, в затяжную рецессию и застойную, растущую изо дня в день безработицу. Бюджетный дефицит и банкротство государственных финансов стали настоящей удавкой для государств, теряющих сегодня право на суверенные решения. Я уже об этом говорил.

По оценке МВФ, объем мирового государственного долга в 2008-2011 году увеличился на 14 %. Для сравнения, что происходит. В еврозоне долг почти 90 %, во всей еврозоне. У США превысил 100 % от ВВП страны. В Италии 100 %, у Японии 226 %, у Китая рост на 10 %, достиг почти 27 % от ВВП в Китайской Народной Республике. У нас с вами менее 10 %, из них только 2 с небольшим – это внешний долг. Мы прошли кризис, избежав серьезных рисков, избежав долговой ловушки. Сохранили устойчивость национальной валюты и бюджетной системы. Россия – единственная страна среди государств «восьмерки», имеющая по итогам 2011 года бездефицитный бюджет. Более того, у нас даже профицит небольшой есть.

Для сравнения могу сказать, дефицит бюджета США 8,7 %. В Японии – 8,9. Франция – 5,7, Канада – 5. Между тем, международные резервы России, рассчитанные на 1 апреля 2012 года, свыше 500 млрд. долларов – 513,9. Это третьи по объемам золотовалютные резервы в мире после Китая и Японии. Фонд национального благосостояния растет, резервный фонд растет. Резервный фонд увеличился за прошлый год на 36 млрд. и сейчас составляет 1826 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния также растет и сегодня составляет 2624 млрд. Нам не нужно ни к кому, слава богу, сегодня идти с протянутой рукой. Наш совокупный долг, как я говорил, менее 10 %. И это один из самых лучших показателей в мире и лучшее значение не только среди стран «восьмерки», но и «двадцатки», и БРИКС.

За последние прошедшие четыре года инфляция снизилась, я на это хотел бы особое обратить внимание, это очень важный показатель, инфляция снизилась с 13,3 % до 6,1 %. Такого низкого уровня инфляции в новейшей истории России не было никогда. Фактически мы в два раза сократили инфляционный налог на граждан и на экономику. Она у нас еще большая, по сравнению с развитыми рыночными экономиками. Но все-таки уже приближается к мировым показателям. Ну вот для сравнения могу сказать, в Великобритании она 4,5 % по прошлому году. В США 3,2. У нас 6,1. Но темп какой снижений высокий! В период кризиса мы направили большие ресурсы на борьбу с безработицей. Сейчас уровень безработицы уже ниже докризисных показателей. Чрезвычайно важная вещь.

Если говорить о наиболее проблемных странах, то вы знаете, в Испании, например, там уже 25, вы представляете, каждый четвертый – безработный из экономически активного населения. Да и в других странах, надо сказать, обстановка очень сложная. Я еще раз подчеркну, несмотря на все испытания, мы сознательно отказались от психологии выживания. Мы выбрали путь развития.

За последние четыре года мы часто слышим критику, критика должна быть, она отчасти справедлива, я еще об этом скажу. Но за последние четыре года в России построено и открыто более двух тысяч новых заводов и производств. В том числе, в таких отраслях, как фармацевтика, ай-ти и нанотехнологии, промышленных и строительных материалов, лесопереработка. Посмотрите, как разительно изменилась картина в российском автопроме. Конечно, вспоминаю, когда мы и раньше, в начале 2000-х годов, особенно в период кризиса, говорили о том, что нам нужно некоторые предприятия вообще закрыть.

Что сегодня мы видим? Конечно, мы этого не сделали и поступили абсолютно правильно. У нас создано сразу несколько крупных автомобилестроительных кластеров. И если в 2008 году мы импортировали более двух миллионов легковых и грузовых автомобилей, то в 2011-м эта цифра снизилась вдвое. При этом доля машин отечественной сборки на рынке поднялась с 40 до 70 процентов. Российский авторынок демонстрирует высочайшие темпы роста и уже сегодня является вторым в Европе после ФРГ и четвертым в мире.

Мы говорили, что кризис должен сыграть мобилизующую роль для нашей экономики, подтолкнуть отечественный бизнес к росту эффективности и модернизации. Важно, что такие процессы действительно идут. В 2011 году более 60% российских предприятий вкладывали средства в обновление основных фондов, в технологическое перевооружение и повышение энергоэффективности. И если в 2008 доля нового оборудования в возрасте до 10 лет на российских предприятиях составляла порядка 30%, то к концу 2011 года это уже 40%. Нам известна проблема отечественного авиапрома. Ну, конечно, там много проблем. В космической отрасли, оборонно-промышленного комплекса.

И, тем не менее, запущен в серию новый российский пассажирский лайнер «Суперджет-100», сделалось впервые в цифре. Продолжаются летные испытания истребителя пятого поколения. Начинается строительство нашего нового национального космодрома «Восточный», который будет ориентирован исключительно на гражданские программы. Полностью завершено формирование спутниковой группировки системы Глонасс.

Ну, конечно, можно здесь иронизировать сколько угодно, конечно, проблем много с этой системой. Но это важнейшее направление и для оборонки, для безопасности, для экономики страны, для технологического развития. Мы начали, кстати говоря, этот проект совместно с нашими европейскими партнерами. У них сейчас, по-моему, 5-6 спутников, что ли. У нас полностью сформирована группировка. Наверное, это одна из немногих областей, где мы реально обогнали наших партнеров. Китайская народная республика планирует и пытается создавать такую систему. Мы ее создали за те же самые сроки. Даже быстрее, чем планировали первоначально. Конечно, картографией нужно заниматься, нужно сигналы уточнять и т.д. Там много всяких проблем. Но огромный путь по этой программе пройден и он, безусловно, является показательным.

Что касается оборонно-промышленного комплекса, то, по сравнению с 2007 годом объем производства продукции военного назначения увеличился почти в полтора раза. Последние четыре года принесли в нашу национальную копилку нефть и газ Ванкора и Талакана, новых месторождений Ямала, Якутии, Сахалина, началась работа на Каспии и на Арктическом шельфе. Построена первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Мы вышли с нашими поставками на Азиатско-Тихоокеанский регион. Очень перспективный район мира, быстрыми темпами развивающийся. Появилась даже новая смесь на мировом рынке наша. В прошлом году мы впервые напрямую вышли на газовый рынок Европы за счет пуска Северного потока, газовой трубы по дну Балтийского моря.

Вы понимаете, несколько это важно. Мы оказались просто после развала Советского Союза запертыми целой чередой посредников и транзитеров, а уже в конце текущего года должна начаться прокладка Южного потока по дну Черного моря. За четыре года введено в строй более 12 гигаватт новых мощностей в энергетике. Это самые высокие показатели за несколько последних десятилетий. Я вам скажу, как это было по годам. В 2008-м – 1,7 гигаватт, в 2009-м – 1,5, в 2010-м – 3,2, в 2011-м – 6. А вот в текущем мы планируем сразу за один год ввести еще дополнительно 8 гигаватт мощности. В 2010 году было завершено строительство трассы Чита-Хабаровск. Впервые в российской истории Дальний Восток интегрирован в национальную автомобильную сеть. Сейчас мы должны довести эту трассу до самых современных мировых стандартов, включая подъезды к населенным пунктам, обустроить всю придорожную инфраструктуру и т.д.

Запущена программа скоростного железнодорожного сообщения, построено более 50 сложнейших тоннелей и железнодорожных мостов. Полным ходом идет модернизация БАМа и Транссиба. К слову, тоже очень интересный и показательный пример - перевозки на Дальневосточной железной дороге сегодня на 75% превышают самые лучшие показатели перевозок советского времени – 1988 года. Или другой пример. После развала СССР практически все крупные торговые гавани оказались за границей – на Балтике, на Каспии, на Черном море, на Азове. Все наши крупные порты в одночасье оказались за рубежами Российской Федерации. А Советский Союз вкладывал в них миллиарды в долларовом эквиваленте. Честно говоря, тогда, в том числе, и мне, казалось, что нам не уйти уже будет никогда от этой инфраструктурной зависимости. Хочу вам доложить – сегодня мощность российских морских портов практически на 50% превышает перевалку во всех морских портах СССР.

А к 2015 году планируется увеличить мощность российских портов еще в полтора раза.

Оценивая итоги прошедшего четырехлетия, мы можем с полным основанием утверждать: Россия не только преодолела кризис, мы сделали серьезный, значительный, заметный шаг вперед. Мы стали сильнее, чем были раньше.

Уважаемые коллеги, вы знаете, что в ходе недавно прошедшей избирательной кампании были изложены приоритеты, во всяком случае, так, как я их видел, как кандидат на должность Президента Российской Федерации, должен вам сказать, что уже в первом своем президентском указе обозначу дорожную карту по всем заявленным инициативам. Более того, работа по ним практически уже началась. Считаю, что мы должны сосредоточиться на вопросах, которые имеют стратегические, принципиальные значения и связаны с нашими историческими перспективами как нации.

Первое - это демографическая состоятельность российского государства. Сегодня для России каждый человек на счету. Мы должны понимать, что столкнемся с серьезным вызовом, с демографическим эхом 90-х годов, когда страна пережила самый жестокий, я бы не побоялся этого слова, самый жестокий демографический спад. Нам нужны новые решительные шаги по сбережению и развитию народа. Однако, если мы не восстановим традиционные отношения к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата. Крепкая, благополучная многодетная семья – вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры.

Второе. Россия – самая большая страна в мире по территории. Наше пространство мы должны не только сохранить, оградить от внешних угроз, но и обустроить, сформулировать современную среду для жизни человека, для работы во всех регионах страны. Особое внимание, конечно, развитию должны уделить Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это важнейшая геополитическая задача.

Нужно сделать так, чтобы темпы увеличения ВРП сибирских и дальневосточных регионов были выше роста общероссийского ВВП. И такая тенденция должна сохраняться, как минимум, 10-15 лет. И, конечно, будем добиваться, чтобы в дальневосточных и восточносибирских регионах наметился устойчивый прирост населения. Не отток, который до сих пор продолжается, хоть темпы снижаются, но отток, к сожалению, идет до сих пор. Нужно добиваться прироста населения. Сейчас мы рассматриваем вопрос создания специальной структуры, которая возьмет на себя координацию и контроль за реализацией проектов, направленных на развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири, решения будут представлены в ближайшее время.

Третий наш приоритет – это новые качественные рабочие места. Миллионы людей сегодня заняты на устаревших, неэффективных рабочих местах, с низкой зарплатой и отсутствием перспектив. Мы должны дать им другую работу – интересную, хорошо оплачиваемую, а значит – способную обеспечить высокие стандарты жизни, достойный заработок и возможность содержать большую семью. Средняя реальная заработная плата в России к 2020 году должна увеличиться не менее чем в 1,6-1,7 раза. Мы также должны сформировать все условия для активной, полноценной занятости для людей с ограниченными возможностями, что, в том числе, требует повсеместного развития безбарьерной среды. Такая программа у нас с сами принята, вы об этом знаете. Создание качественных рабочих мест – это востребованность нашего человеческого потенциала, это ключ к победе над бедностью, это массовый средний класс. Это возможность для миллионов людей реализовать свою мечту. И, конечно, это путь к реальной диверсификации национальной экономики.

И в этой связи четвертая наша базовая задача – построение новой экономики. Она четвертая не по счету, не по важности, точнее. А по важности, может быть, главная. Она должна быть устойчивой, способной демонстрировать качественный рост в условиях жесткой конкуренции. Мы должны быть готовы к любым внешним шокам. Вероятность их повторения, как вы знаете, достаточно высока. Мир вступил в эпоху турбулентности. Кроме того, идет новая волна технологических изменений. Меняется конфигурация глобальных рынков.

Перед сегодняшней нашей встречей поступили вопросы от фракций. Я в своем выступлении попробую сразу на некоторые из них отвечать. Например, в США в последние годы активно занимаются развитием технологий добычи сланцевого газа. Это коллеги из ЛДПР спрашивают, что с этой проблемой, как мы к ней относимся. Это, конечно, может серьезно перекроить структуру рынка углеводородов. Отечественные энергетические компании, безусловно, должны уже сейчас отвечать на этот вызов. Полностью согласен с предложением депутатов о том, что нам нужно создать систему более качественного, долгосрочного прогнозирования, макроэкономического, финансового, технологического и оборонного. Это тем более важно, учитывая, что XXI век обещает стать эпохой складывания новых геополитических центров, финансово-экономических, культурно-цивилизационных.

Отсюда, конечно, и наш пятый приоритет – укрепление позиций России в мире. И прежде всего – через новую интеграцию на евразийском пространстве. Уважаемые коллеги, создание Таможенного союза, снятие барьеров на границе уже в прошлом году позволили увеличить взаимный оборот России, Белоруссии и Казахстана сразу на 37 %.

С нынешнего года мы работаем в более тесном интеграционном формате, в рамках единого экономического пространства, со свободным передвижением товаров, капиталов, рабочей силы. Кстати, в январе-феврале текущего года взаимный товарооборот стран «тройки» увеличился еще на 13 %. Мы совместно с белорусскими и казахстанскими партнерами передали важнейшие полномочия в сфере макроэкономики, таможенной деятельности, техрегламентов наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии.

По сути, это придает интеграционным процессам необратимый характер. И здесь я бы хотел особо подчеркнуть – создание Таможенного союза и единого экономического пространства, на мой взгляд, по моему убеждению, является важнейшим геополитическим и интеграционным событием на постсоветском пространстве со времен крушения Советского Союза.

Наш следующий шаг – запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического союза. Рассчитываем, что к России, Белоруссии, Казахстану присоединятся и другие партнеры, заинтересованные в более продвинутом сотрудничестве. Привлекательность идеи новой интеграции на евразийском пространстве неуклонно растет, жизненные реалии, накопленный 20-летний опыт расставляют все по своим местам. Стало очевидно, что в одиночку с сегодняшними вызовами глобальной турбулентности не справиться. Не случайно, что в отношениях партнеров по СНГ стало гораздо более здравого смысла и заинтересованности в коллективной работе. Например, больше десятилетий без особых результатов шли многословные дискуссии о зоне свободной торговли на пространствах СНГ. В прошлом году договор о зоне свободной торговли был по-деловому профессионально обсужден, оперативно согласован и подписан. Я признателен российскому парламенту, который первым ратифицировал этот стратегический документ.

Уважаемые коллеги, по нашим оценкам, уже в ближайшие 2-3 года Россия войдет в число пяти крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности. При этом, мы еще уступаем самым развитым экономикам мира по производительности труда. А другими словами, это значит по качеству экономики в 3-4 раза. Естественное решение проблемы низкой производительности это создание качественно новых рабочих мест. Я уже об этом говорил и цифру называл – не более 25 миллионов в ближайшие годы. Наша стратегическая задача – запустить мотор постоянного обновления рабочих мест и экономики в целом. Рабочие места создаются прямыми инвестициями, прежде всего, частными инвестициями. Нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году, а затем и до 30%. Это абсолютно реализуемые, решаемые задачи. В 2011 году у нас было порядка 20%. Значит, рост 25-30% вполне реальный.

Для этого в России должно быть не просто создано благоприятный, а конкурентоспособный инвестиционный климат. Мы ставим перед собой задачу в ближайшие годы сделать сто шагов вперед в этом направлении и подняться с нынешнего 120-го места до 20-го. Кстати говоря, на 20-м месте сегодня как раз находится Япония. На 21-м Латвия. Нас обгоняют существенно и наши партнеры и по Таможенному союзу, и по единому экономическому пространству. Белоруссия находится на 69-м месте, Казахстан на 47-м. Сегодня запрос со стороны предпринимателей на комфортную, открытую деловую среду огромен и абсолютно справедлив. Это запрос на реализацию себя в своей собственной стране. И такой запрос на созидание, на востребованность своего таланта, труда, стремления служить России есть практически во всех сферах нашей жизни. Конечно, мы должны ответить на этот запрос.

Принципиально новым форматом прямого диалога общества и государства стало создание агентства стратегических инициатив. Уже сегодня оно служит реальным инструментом продвижения общественных инициатив и предложений бизнеса. Тиражирует и поддерживает лучшие практики и проекты, открывает дорогу новым людям с позитивной, созидательной мотивацией. По сути, агентство это и новый формат управления развитием в экономике, социальной сфере, в органах власти. В декабре прошлого года была выдвинута идея национальной предпринимательской инициативы, смысл которой в том, что самое предпринимательское сообщество формулирует предложение по улучшению инвестклимата. Мы будем уделять этому и дальше ключевое внимание, особое внимание. Если мы не исправим ситуацию с деловым климатом, то не сможем решить ни одной стоящей перед нами задачи в экономике, а, значит, и в социальной сфере.

Я все говорил о позитиве, и его действительно много. Сейчас хотел бы сказать об оценках того, что у нас происходит с деловым климатом, с деловой средой. Есть такое рейтинговое агентство «…-бизнес». Хорошее такое, стабильное, ничем себя не запятнавшее. Так вот, по его оценкам, Россия находится на 178 месте в мире по условиям ведения бизнеса в строительстве. Вы представляете – 178 место! Я практически на каждом заседании правительства почти говорю о том, что нам нужно сделать в этой сфере. Двигается очень медленно. Ну очень медленно просто. И я обращаюсь и к вам с просьбой, уважаемые коллеги депутаты, давайте вместе подумаем над конкретными шагами, как нам работать в этой сфере совместно.

Уже до конца текущего года планируем внести целый пакет поправок в законодательство, которые призваны существенно улучшить деловой климат, создать дополнительные гарантии для инвесторов. В том числе, в России появится институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, как на федеральном уровне, так и на региональном. Мы вчера с Дмитрием Анатольевичем обсуждали, есть идея, может быть, создать специального прокурора по этим вопросам.

С вами будем советоваться. Давайте будем искать наиболее эффективные инструменты решения стоящих перед нами задач совместно. Я прошу депутатов всех фракций не просто в приоритетном порядке рассмотреть наши законопроекты по улучшению инвестклимата, а выступить их подлинными соавторами.

В начале нового бюджетного цикла мы представим парламенту предложения по налоговому маневру. Его логика в том, чтобы фискальная нагрузка на производство и инвестиции была необременительной. И, наоборот, была повышена на неэффективное потребление, на рентные платежи. Нам нужна справедливая налоговая система, стимулирующая развитие.

Далее. Перипетии на мировых финансовых рынках научили нас – нашу модернизацию мы должны финансировать прежде всего сами. Банковская система, институты развития, фондовые рынки должны быть постоянно в поле нашего внимания. Уже в текущем году надо принять решение по увеличению возможностей для инвестирования национальных накоплений. Прежде всего речь идет о так называемых длинных пенсионных деньгах. Естественно, важнейшее условие – это обеспечение доходности и безусловной сохранности пенсионных накоплений граждан.

Что касается Резервного фонда, о котором я говорил, который у нас подрост, Фонда национального благосостояния, эти средства, уважаемые коллеги, играют важнейшую роль для обеспечения макроэкономической стабильности. И опыт 2008-2009 годов убедительно показал нам, как важно иметь такие подушки безопасности. Вместе с тем, и я, знаете, считаю, к этому относиться нужно очень аккуратно. Истратить накопленные средства легко. Денег всегда не хватает. Но остаться без этого резерва очень опасно. Особенно в современном мире, в условиях, как я говорил, турбулентности и неопределенности развития мировой экономики. Мы с вами куда пойдем? Вот Греция идет в Брюссель за деньгами, и дают. А нам с вами кто даст? Тоже, может быть, дадут. Но условия-то какие? Если Греция теряет свой суверенитет над принятием ряда решений, у нас будет еще жестче. Я это помню очень хорошо с 2000 года, когда мы были обременены долгами и когда нам выставляли условия. Даже не буду сейчас говорить, чтобы никого не расстраивать. В России особый случай. Остаться без резервов очень опасно.

Вместе с тем, конечно, можно подумать. У нас и в правительстве, на экспертном уровне идут споры и дебаты на этот счет. Некоторые, например, считают, что можно подумать об использовании доходов, полученных от управления средствами Фонда национального благосостояния. Не самим телом фонда распоряжаться, а на развитие пустить доходы от его управления. Ну, допустим, на развитие той же Восточной Сибири или Дальнего Востока. А часть средств Фонда национального благосостояния, как считают некоторые эксперты, можно было бы использовать для инвестиций в долгосрочные, беспроигрышные стратегические, прежде всего инфраструктурные проекты. Можно подумать. Но повторяю еще раз, очень аккуратно.

У нас, знаете, мы должны добиться абсолютного консенсуса на экспертном уровне по этому вопросу, прежде чем принять решение. Бывает, вот в таких вопросах нужно к этому стремиться. Тем более, что мы без этого-то живем и жили все это время. И развиваемся, видите, какими темпами. Хочется еще сильнее, еще быстрее. Это олимпийские лозунги: «Выше. Быстрее. Сильнее». В экономике, в социалке мы должны быть очень аккуратными.

Повторяю, ничего не исключено, давайте вместе будем думать и принимать решения. Мы будем развивать банковскую систему, чтобы доступность кредитов для реального сектора росла, а ставки снижались. Уже давно даны поручения сделать эффективную ставку кредитования для бизнеса и граждан и самое главное – сделать эту работу абсолютно прозрачной, исключить из нее любые скрытые комиссии.

Далее, за последние годы у нас сформирована целая линейка институтов развития. Однако далеко не всегда они доступны и эффективны, часто проигрывают зарубежным аналогам. Необходимо обеспечить международную конкурентоспособность наших институтов развития. Совместно с предпринимательскими … провести аудит и сформулировать предложения по совершенствованию их работы. Институты развития призваны служить настоящим бизнес-лифтом для тысяч наших компаний.

Так, уже с 2012 года российское агентство по страхованию экспортных кредитов должно предоставить свою поддержку малому и среднему бизнесу, который выходит на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией. К 2020 году мы должны увеличить высокотехнологичный экспорт не менее, чем в два раза, а долю высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей ВВП в 1,5 раза. Уже к 2013 году только за счет программ компаний с госучастием мы доведем внутренний спрос на инновации до полутора триллионов рублей. Государство будет напрямую вкладывать средства в разработку технологий и поддержку критически важных отраслей. Прежде всего, это станкостроение, двигателестроение, производство новых материалов, фармацевтика, авиа- и судостроение. Вот коллеги из КПРФ спрашивали в письменном виде, как мы собираемся в этом направлении двигаться и что собираемся делать в этом направлении, вот я еще буду отвечать на вопросы, могу некоторые вещи конкретизировать. Но главное – надо сделать инновации выгодными для бизнеса. Мы продолжим поддержку технологических альянсов российских компаний с ведущими мировыми производителями, особое внимание уделим формированию производств полного цикла, а также центров проектирования, что очень важно, и технологического развития именно на территории Российской Федерации.

Вот одним из основных наших условий при привлечении иностранных инвесторов и является не только локализация, не только производство большего количества оборудования на территории РФ, там до 60-70%, но и создание технологических центров. Центров проектирования и технологического развития. Будем поощрять создание площадок опережающего индустриального роста, территориально производственных комплексов.

В ближайшие годы появится порядка 20-30 таких опорных кластеров – от машиностроения и фармацевтики до нанотехнологии и электроники. Ресурсом модернизации станут оборонные заказы. Ну, в том числе. На перевооружение армии и флота, как вы знаете, модернизацию ОПК в предстоящие десятилетия выделяется порядка 23 триллионов рублей. Крупные контракты получат наши оборонные и гражданские предприятия, научные центры и ведущие университеты. Чтобы не допустить сбоев, ужесточены правила размещения гособоронзаказа.

Мы переходим к практике долгосрочных оборонных контрактов, трех, пяти и даже семилетних. Уточнение задания будет производиться только на основании поручениям председателя правительства, а в части приоритетных вооружений только по поручениям президента. Вот коллеги из КПРФ спрашивали, что будет в этом направлении делаться, вот в общих чертах так будем работать. Поставлена задача уже к 15 апреля завершить размещение гособоронзаказа на текущий год. Кстати говоря, по этому году объем размещенного заказа на данный момент времени чуть выше, чем по прошлому году. Будем решительно пресекать злоупотребления в ОПК. Коррупция в этой сфере абсолютно недопустима. Это касается и завышения цен, и коммерческого подкупа, и так далее. В этом направлении нужно действовать самым решительным образом, в борьбе с этими проявлениями. И, конечно, самым серьезным образом сокращают поле для коррупции новые качества госуправления, новые стандарты работы и поведение чиновников. Дмитрий Анатольевич Медведев, как вы знаете, внес уже в Госдуму законопроект по декларированию расходов чиновников.

Полностью такой шаг поддерживаю. Убежден, не только чиновники, но и руководители крупных госкомпаний, ректоры государственных вузов, руководители крупнейших государственных медицинских центров, а, возможно, и иной административный персонал в госучреждениях должны ежегодно отчитываться о своих доходах и имуществе. Мы внедрим практику общественного контроля государственных закупок на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Все крупные инвестиционные проекты с госучастием также должны проходить обязательный публичный технологический и ценовой аудит. И, наконец, мы перейдем к построению федерального бюджета на основе государственных программ с четкими показателями результативности и возможностями для общественного мониторинга их исполнения.

Повторю, каждая государственная программа – развитие образование, развитие здравоохранения, культура России, социальная поддержка граждан, - как и все остальные госпрограммы, должны содержать четкие и понятные каждому гражданину приоритеты развития отрасли, конкретные результаты для каждой сфере, инструменты и показатели их достижения. Ведущими бюджетным приоритетом должны стать образование и наука. Мы прекрасно понимаем, что именно от этих сфер зависит интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого капитала. Будут усовершенствованы подходы к формированию долгосрочной программы фундаментальных исследований, она должна интегрировать работу, проводимую в государственных академиях наук, научных центрах, высших учебных заведениях. Такую программу важно нацелить на разработки, которые позволят России выйти на уровень стран самых передовых в научном и технологическом плане.

Намерены последовательно увеличивать финансирование вузовской науки, прежде всего в национальных исследовательских университетах. Считаю также, что необходимо установить более жесткие требования к работе всей вузовской сети, предусмотреть эффективные формы ответственности. Российским дипломам должны доверять не только в России, но и во всем мире. Средняя заработная плата научных сотрудников государственных академий и научных центров, преподавателей высшей школы уже в течение 2012-2013 годов выйдет на уровень средней зарплаты по экономике конкретного региона, а к 2018 году превысит ее вдвое. Мы продлим, как минимум, до 2015 года программу по привлечению лучших мировых специалистов в наши университеты и исследовательские лаборатории. В несколько раз, до 25 млрд. рублей, в 2018 году увеличится финансирование специализированных фондов, которые поддерживают научные исследования. В том числе это касается фонда фундаментальных исследований и фонда гуманитарных исследований.

Кроме того, специальную грантовую поддержку получат лучшие научные работы студенческих коллективов. Кстати говоря, по поводу привлечения лучших специалистов. Она работает – эта программа, эффективно работает. Я, как вы знаете, много по стране езжу, был в таких лабораториях, встречался с этими людьми. Конечно, в процентном отношении уже сейчас затруднюсь сказать, но это и наши бывшие соотечественники, выехавшие за рубеж и проработавшие там много-много лет, и просто иностранцы – приезжают и живут у нас. Одно из условий – это минимум три месяца проводить в нашем учебном заведении или лаборатории. По полгода живут, работают. Коллективы создают. И одна из главных целей – не только продукт получить, но и вывести его на рынок. Все это работает.

За 2012-2014 годы будут построены и новые студенческие общежития общей площадью не менее полумиллиона квадратных метров. Кроме того, надо создать систему сопутствующих образовательных кредитов, чтобы у студентов была возможность оплачивать проживание и решать другие бытовые вопросы во время обучения. Напомню, что сейчас у нас есть образовательные кредиты, но они предоставляются только на само обучение. И эти деньги нельзя использовать на решение сопутствующих проблем бытового характера. В принципе считаем возможным и будем сейчас этот вопрос решать, будем предоставлять кредиты на решение вот этих бытовых вопросов. тем более, что у нас количество бюджетных мест увеличивается в вузах. И еще. В одной из своих статей писал, что прибавка стипендии для нуждающихся студентов, которые показывают хорошие результаты, должна быть такой, чтобы эта социальная стипендия достигла не менее 5 тысяч рублей в месяц. Принципиальное решение на этот счет принято.

Нам также нужно создать современную систему подготовки квалифицированных рабочих кадров. И такую задачу не решить без повышения социального статуса преподавателей лицеев, колледжей, мастеров производственного бучения. Этот уровень образования находится в прямой зоне ответственности регионов. И они должны в течение нескольких ближайших учебных лет довести среднюю зарплату педагогических работников училищ, техникумов, лицеев до средней зарплаты по экономике конкретного субъекта федерации. Я обращаю внимание, безусловное выполнение этого требования станет обязательным условием предоставления всех федеральных межбюджетных трансфертов.

И, конечно, необходимо решить базовую задачу – модернизировать сеть учреждений профессионального образования, настроить ее на потребности экономики, дав самим работодателям возможность прямого участия в управлении профессиональным образованием. Вы знаете, конечно, старая система не работает. Если какие-то ростки нового есть, и они очень привлекательными являются, нужно расширять эту практику, она пока очень минимальная. Но направление крайне важное. Уже до конца текущего года нужно разработать национальные планы развития профессиональных стандартов. Эффективная система профессиональных компетенций должна стать важнейшим карьерным и социальным лифтом.

Уважаемые коллеги, теперь несколько слов по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию. Здесь вопросы поступали и от «Единой России», и от ЛДПР, и от компартии. Что хотел бы сказать в этой связи. Убежден, что членство в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного инновационного развития нашей экономики, ее открытость, рост конкуренции на пользу гражданам России. А для нашего производителя – необходимый стимул для развития. Это новые рынки и новые перспективы, которые мы пока еще не привыкли видеть и верно оценивать. Наконец, членство в ВТО открывает возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы.

Завершение переговорного процесса по ВТО создает условия для подключения России к еще одной многосторонней структуре – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Такую работу мы уже ведем. Вступление в ОЭСР будет означать присвоение глобального знака качества нашей экономике в целом и отдельным производителям. Что хотел бы в этой связи сказать. в ВТО можно, конечно, вступать бездумно и без толку, и даже вредные последствия можно огрести. И мы знаем такие примеры.

А можно так, как это делают другие страны, которые сумели выжать из формата ВТО максимум пользы для своего собственного развития. И нам нужно использовать инструменты ВТО в своих интересах, как это делают старожилы этой организации. Кроме того, мы хорошо понимаем, что новая реальность, рост конкуренции – это серьезный вызов для российской экономики и для целого ряда ее отраслей. Сейчас с участием бизнес-отраслевых объединений рассматриваем ситуацию во всех чувствительных секторах. И разрабатываем конкретные механизмы гибкой поддержки отечественного производителя, прежде всего в автопроме, в сельском хозяйстве, в сельхозмашиностроении.

Так, что касается сельского хозяйства, то уже в этом году мы примем новую государственную программу развития АПК до 2020 года, которая будет полностью адаптирована к режимам ВТО. Кстати, один из приоритетов этой программы – вовлечение в оборот неиспользуемой пашни. Знаю, что вопросов по этой проблеме много. В ближайшие семь лет планируем не менее чем на 5 млн. га увеличить площадь обрабатываемых сельхозземель.

Отдельно, уважаемые коллеги, остановлюсь на работе региональных и местных властей. На этом уровне решается значительное количество проблем и вопросов, волнующих граждан, формируется комфортная для жизни среда. На федеральном уровне уже действует механизм электронного правительства, сотни тысяч людей избавлены от необходимости бегать по инстанциям, собирать бумажки.

Всего за год в рейтинге ООН, вот я вам приводил такие малоприятные цифры, где мы там в рейтингах находимся по ведению бизнеса и так далее. Но вот что касается электронного правительства, то могу сказать, что всего за год в рейтинге Организации Объединенных Наций по уровню развития электронного правительства Россия сделала более 30 шагов вперед, поднялась с 59-го до 27-го места. А уже с 1 июля этого года на электронные межведомственные взаимодействия должны перейти все регионы и все муниципалитеты страны. Уважаемые коллеги, этот шаг гораздо более сложный, чем то, что было сделано правительством Российской Федерации.

Все-таки на правительственном уровне это непростая задача, но она централизованно решалась. Следующий шаг перейти на электронный формат обслуживания граждан в регионах и муниципалитетах гораздо более сложен. И здесь, поскольку вы постоянно в регионах находитесь, я прошу вас уделить этому самое пристальное внимание. От этого действительно напрямую будет зависеть качество обслуживания граждан.

И, конечно, необходимо развивать практику предоставления услуг гражданам по принципу одного окна, в том числе, на базе мнофункциональных центров. Деньги для создания таких центров можно найти, в том числе, за счет оптимизации работы чиновничьего аппарата. Со своей стороны мы так и поступаем. К 2013 году штаты госорганов, подведомственных правительству, сократятся на 100 тысяч человек.

На федеральном уровне мы вводим оценку персональной эффективности руководителей министерств и ведомств. Считаю, что регионам и муниципальным образованиям необходимо ввести такую же систему оценки работы должностных лиц. Она должна базироваться на внятных и четких показателях. Мы запустили проект по внедрению стандарта создания благоприятного инвестклимата в субъектах Российской Федерации. Задача сделать так, чтобы лучшие практики развития бизнеса были не уделом отдельных успешных регионов, а общим правилом работы всех региональных администраций.

Вы наверняка знаете такие положительные примеры, где нет ни нефти, ни газа, ни золота, а результаты работы, объем инвестиций, в том числе, иностранных инвестиций, рост ВВП кардинальным образом в лучшую сторону отличается от средних показателей по России. В качестве первого шага на муниципальный уровень будут переданы налоги для того, чтобы обеспечить большую самостоятельность регионов и муниципалитетов. На муниципальный уровень будут переданы налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Кроме того, должны быть разработаны понятные механизмы определения объема региональных дотаций муниципалитетам, - они постоянно жалуются на то, что там чехарда и неразбериха, кому сколько дать, как дать, по каким принципам. Это нужно сделать. Повторю, мы готовы передавать средства на места. Но важно, чтобы регионы и муниципалитеты грамотно их использовали, концентрировали на приоритетах, на решении вопросов, улучшающих среду жизни людей.

Мы уже закрепили в законодательстве такое понятие, как благоустройство, установили ответственность муниципалитетов перед гражданами за состояние дел в этой сфере и будем помогать местному самоуправлению в этой работе. В 2010-2011 годах при поддержке федерального бюджета реализован проект по ремонту дорог и благоустройству во всех столицах российских регионов. Теперь логично продолжить его в отношении всех населенных пунктов страны. Поэтому мы обозначили три приоритета расходования средств региональных дорожных фондов. Они создаются, концентрируются там серьезные ресурсы. По некоторым регионам на дорожное строительство в этом году средств будет получено на эти цели раза в три больше, чем в предыдущие годы.

Так какие этот приоритеты? Это сельские дороги, благоустройство малых и средних городов, поселков, сел, ремонт внутригородских и поселковых дорог. За два года на эти цели предполагается направить порядка 130 миллиардов рублей, в том числе, везде, где это возможно, обеспечить сельские населенные пункты дорогами с твердым покрытием. По всей России нам предстоит удвоить объемы дорожного строительства.

За предстоящее десятилетие построить порядка 120 тысяч километров федеральных и региональных дорог по принятому в мире однополосному исчислению. От депутатов поступил вопрос о строительстве транспортного перехода через реку Лена в районе Якутска, от «Справедливой России» вопрос. Уважаемые коллеги, проект очень дорогой. По предварительным оценкам, он будет стоить 79 миллиардов рублей. Надо как следует все просчитать и определить оптимальный вариант. Там есть варианты тоннелей и мостов, и так далее. Нужно понять, куда эта дорога приведет и какой будет экономический эффект от этого строительства. Я не говорю, что ее не нужно строить, но надо все взвесить, подумать просто.

Продолжительность жизни в России за последнее четырехлетие возросла на 2,4 года и превысила 70 лет. И сейчас нам нужно уже ориентироваться на показатели самых развитых стран. Хочу напомнить, что в концепции демографической политики, которую мы утвердили в 2007 году, планировалось достичь средней продолжительности жизни в России в 75 лет к 2025 году. Эксперты, оценивая текущую динамику, полагают, что такого уровня можно достичь уже к 2018 году. Я думаю, именно так мы с вами задачу и должны ставить перед собой.

У нас еще огромный неиспользованный резерв по снижению уровня смертности. Прежде всего от так называемых предотвратимых причин. От дорожно-транспортных происшествий, в результате производственных травм, отравлений, прежде всего алкоголем, от табакокурения нужно снижать смертность. Нужно укрепить систему профилактики и лечения онкологических, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний. Курение, алкоголизм, наркотики без всяких войн, без всяких глобальных бедствий ежегодно уносят жизни 500 тысяч наших сограждан. Это просто страшная цифра. Уже в ближайшее время будет введена система раннего выявления наркотической зависимости от школьников. В дальнейшем нужно подумать о такой практике и среди студентов и учащейся молодежи. Также должны быть приняты поправки в законодательство, усиливающие наказание за распространение наркотиков, за нарушения в сфере оборота алкогольной продукции и вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и табака.

Для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы должны предложить социальный контракт, адресную поддержку на условиях включения в нормальную человеческую жизнь, что в первую очередь подразумевает заботу о детях, выполнение общественных работ, отказ от пьянства и асоциального поведения. Отмечу, что уже реализованные программы поддержки семьи, охраны материнства и детства доказали свою эффективность.

Например, в тех регионах, где мы открыли новые перинатальные центры, скажем, в Ярославле, в Ярославской области, в Мордовии, в других субъектах федерации, обратите внимание, младенческая смертность сразу снизилась почти на 20 %. Также уже приняты решения о бесплатном выделении земельных участков семьям, в которых есть трое или более детей. К сожалению, встречаются случаи прямого невыполнения или даже саботажа этой меры со стороны местных чиновников. Я прошу депутатов держать эту ситуацию тоже на контроле. Нужно, чтобы эти решения, связанные с передачей земли, сопровождались и другими решениями на региональном и муниципальном уровне. Ну что кусок земли? Надо же помочь инфраструктуру там наладить. И, конечно, обязательно дополним наши усилия по поддержке семьи новыми мерами на региональном и федеральном уровне.

Как уже говорил, в субъектах федерации, где демографическая ситуация является отрицательной на протяжении нескольких лет, будут введены пособия семьям, нуждающимся семьям, при рождении третьего и последующего детей. Речь идет о ежемесячных выплатах в размере до 7 тысяч рублей до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Следующий важнейший момент. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, должны иметь все возможности сохранить и даже повысить свою профессиональную квалификацию. Необходимо оказать помощь многодетным матерям и женщинам, воспитывающим детей-инвалидов. Им сложнее всего найти свое место на рынке труда. И, конечно, нам нужно решать проблему с дошкольными образованием. В прошлом году в рамках программы развития дошкольного образования было создано и оснащено около 200 тысяч дополнительных мест в детских садах. Таких показателей не было многие годы. На что хочу обратить внимание.

И прошу вас, как людей, которые каждую неделю в регионах бывают, это все время на местном уровне, на муниципальном, региональном с коллегами иметь в виду. Я уже упоминал о демографическом спаде 90-х годов, яма такая у нас была. Сейчас будет подъем, пройдет еще несколько лет, и это эхо отразится. Это значит, что мы с вами сейчас можем настроить огромное количество детских садов, а потом количество нуждающихся сократится. Нам некуда будет девать, опять будем перепрофилировать эти детские сады. Поэтому лучше сегодня их строить прямо где-то рядом с другими учебными заведениями, со школами, чтобы потом можно было школы расширять за этот счет. Заранее надо об этом подумать.

Безусловно, что очереди в детские сады должны быть полностью ликвидированы в течение четырех лет, в том числе, за счет развития негосударственных дошкольных учреждений. В свою очередь, регионам необходимо довести среднюю заработную плату педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях до средней в сфере общего образования. И сделать это уже в течение двух ближайших лет, не позднее. Мы будем наращивать государственную поддержку социальной сферы. При этом, каждый бюджетный рубль должен повышать эффективность качества социальных услуг.

Так мы значительно увеличили финансирование здравоохранения, растут и зарплаты медицинских работников. К 2018 году средняя заработная плата квалифицированного врача должна вдвое превысить среднюю по экономике региона. За счет проекта по поддержке российской школы уже в текущем году во всех субъектах федерации средняя заработная плата учителей достигнет или превысит, как уже в некоторых случаях имеет место быть, среднюю зарплату по конкретному региону России. Этот результат нужно обязательно удержать и внимательно следить за тем, чтобы опять не пошло снижение этой заработной платы, по сравнению к общерегиональному показателю.

В свою очередь, мы рассчитываем, что повышение зарплат, изменение социального статуса специалистов здравоохранения и образования прямо скажется на повышении качества их работы. Без позитивной мотивации, без нравственного начала кардинальное улучшение социальной сферы невозможно. Что хочу подчеркнуть? В ближайшие годы у нас будет на один миллион школьников больше, чем сейчас. И нужно заранее предусмотреть, чтобы дети могли нормально и комфортно учиться. В России не должно быть школ, находящихся в аварийном состоянии. Эту проблемы мы должны полностью решить в течение пяти лет. И за этот же срок регионы планируют построить еще порядка одно тысячи новых школ. А количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно возрасти до 10 тысяч. И еще одно предложение. В Ходе подготовки к выборам президента мы создали систему видеоконтроля на всех избирательных участках и меня некоторые ваши коллеги критиковали за то, что мы направили туда значительное количество федеральных ресурсов. Считаю, чт