Звезды

«Белый «Тигр» уже промахнулся мимо «Оскара»?

Выдвижение на премию русских картин - развлечение для местных кинодеятелей?
"Белый тигр" Карена Шахназарова выдвинут на "Оскар"

"Белый тигр" Карена Шахназарова выдвинут на "Оскар"

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

На «Оскар» можно было бы выдвинуть фильм Василия Сигарева «Жить»; можно было бы - «Орду» Андрея Прошкина; да и «Фауст» Александра Сокурова, получивший главный приз на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, выглядел вполне перспективным кандидатом (кабы не был снят на немецком; вообще-то правила Киноакадемии предполагают, что фильм, выдвинутый от страны, должен был снят на языке этой страны, «если сюжет не диктует иное» - тут поди еще разбери, диктует ли Гёте эту необходимость).

Даже «Кококо» Авдотьи Смирновой - очень русская комедия про отношения интеллигентки и разбитной бабы «из простых», или «Шапито-шоу» Сергея Лобана были бы лучшим выбором. Но предпочли «Белого «Тигра» - картину, которая ни при каких условиях не получит ничего.

Дело даже не в том, что «Палата № 6» того же Карена Шахназарова несколько лет назад пролетела мимо «Оскара» со свистом. Просто «Белый «Тигр» - фильм явно провальный; на его фоне даже отнюдь не совершенная «Палата» - практически шедевр.

Лютый роман Ильи Бояшова, повествующий о русском танкисте, маниакально преследующем волшебный немецкий «Тигр», в руках человека, никогда не снимавшего военных картин, стал вялым, почти летаргическим произведением. Вся сила вдохновленного «Моби Диком» романа выветрилась (как выветривается бутылка вина, простоявшая открытой пару месяцев).

Батальные сцены в «Белом «Тигре» унылы до невозможности - автор «Курьера» и «Зимнего вечера в Гаграх» просто не знает, как их снимать, поскольку душа у него к этому, будем честны, не лежит. Интересно, какой смысл предъявлять американцам, объевшимся военных аттракционов вроде «Спасти рядового Райана», картину, где вся война сводится к трем с половиной самолетам и десяти танкам, подле которых предается труднообъяснимой рефлексии белобрысый герой?

Однако ж наверняка оскаровский комитет счел, что «Фауст» покажется американцам слишком сложным, «Шапито» - слишком длинным и непереводимым, «Жить» - слишком мрачным и так далее; а вот у «Тигра» этих «недостатков» нет. Он и короткий, и не мрачный, и простой, и переводимый. Он, правда, лишен вкуса, запаха и смысла - но главное, найден компромисс, в год своего 60-летия уважен хороший режиссер, и «оскаровский комитет» более-менее доволен.

А то, что у нас снова не будет «Оскара» - так он нам нужен? Выдвижение на «Оскар» русских картин - это, увы, развлечение для местных кинодеятелей, ничего не понимающих в реальных предпочтениях Киноакадемии и пытающихся скорее потрафить своим же почтенным коллегам.

КАКИЕ РУССКИЕ ФИЛЬМЫ ПОЛУЧИЛИ «ОСКАР» В КАТЕГОРИИ «ЛУЧШИЙ ИНОЯЗЫЧНЫЙ ФИЛЬМ»…

«Война и мир» (Сергей Бондарчук, 1968 - картина, которая произвела сенсацию в США, в частности, из-за неслыханного размаха)

«Дерсу Узала» (Акира Куросава, 1975 - совместный советско-японский фильм, снятый на русском)

«Москва слезам не верит» (Владимир Меньшов, 1980 - невероятным образом выиграл у «Тени воина» Куросавы и «Последнего метро» Трюффо; и это в свете вторжения в Афганистан, из-за которого бойкоту подвергли Московскую олимпиаду!)

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994)

…КОГО НОМИНИРОВАЛИ...

«Братья Карамазовы» (1969, Иван Пырьев); «Чайковский» (1971, Игорь Таланкин); «А зори здесь тихие…» (1972, Станислав Ростоцкий); «Белый Бим Чёрное ухо» (1978, Станислав Ростоцкий); «Частная жизнь» (1982, Юлий Райзман); «Военно-полевой роман» (1984, Пётр Тодоровский);«Урга» (1992, Никита Михалков); «Кавказский пленник» (1996, Сергей Бодров); «Вор» (1998, Павел Чухрай); «12» (2007, Никита Михалков)

…И КОГО ПРЕДЛАГАЛИ ОТ СССР/РОССИИ

Среди картин, в разные годы выдвинутых на соискание «Оскара» в категории «Лучший иноязычный фильм», но в итоге не удостоившихся номинации - «Иваново детство» Тарковского, «Освобождение» Юрия Озерова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Осенний марафон» Георгия Данелия, «Иди и смотри» Элема Климова, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Город Зеро» Шахназарова, «Такси-блюз» Павла Лунгина, «Изыди!» Дмитрия Астрахана, «Молох» Сокурова, «Дневник его жены» Алексея Учителя, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «9 рота» Федора Бондарчука, «Русалка» Анны Меликян.