2016-08-24T03:37:34+03:00

«Белый «Тигр» уже промахнулся мимо «Оскара»?

Выдвижение на премию русских картин - развлечение для местных кинодеятелей?
Денис КОРСАКОВколумнист, специальный корреспондент отдела культуры и светской хроники
Поделиться:
Комментарии: comments9
"Белый тигр" Карена Шахназарова выдвинут на "Оскар""Белый тигр" Карена Шахназарова выдвинут на "Оскар"Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
Изменить размер текста:

На «Оскар» можно было бы выдвинуть фильм Василия Сигарева «Жить»; можно было бы - «Орду» Андрея Прошкина; да и «Фауст» Александра Сокурова, получивший главный приз на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, выглядел вполне перспективным кандидатом (кабы не был снят на немецком; вообще-то правила Киноакадемии предполагают, что фильм, выдвинутый от страны, должен был снят на языке этой страны, «если сюжет не диктует иное» - тут поди еще разбери, диктует ли Гёте эту необходимость).

Даже «Кококо» Авдотьи Смирновой - очень русская комедия про отношения интеллигентки и разбитной бабы «из простых», или «Шапито-шоу» Сергея Лобана были бы лучшим выбором. Но предпочли «Белого «Тигра» - картину, которая ни при каких условиях не получит ничего.

Дело даже не в том, что «Палата № 6» того же Карена Шахназарова несколько лет назад пролетела мимо «Оскара» со свистом. Просто «Белый «Тигр» - фильм явно провальный; на его фоне даже отнюдь не совершенная «Палата» - практически шедевр.

Лютый роман Ильи Бояшова, повествующий о русском танкисте, маниакально преследующем волшебный немецкий «Тигр», в руках человека, никогда не снимавшего военных картин, стал вялым, почти летаргическим произведением. Вся сила вдохновленного «Моби Диком» романа выветрилась (как выветривается бутылка вина, простоявшая открытой пару месяцев).

Батальные сцены в «Белом «Тигре» унылы до невозможности - автор «Курьера» и «Зимнего вечера в Гаграх» просто не знает, как их снимать, поскольку душа у него к этому, будем честны, не лежит. Интересно, какой смысл предъявлять американцам, объевшимся военных аттракционов вроде «Спасти рядового Райана», картину, где вся война сводится к трем с половиной самолетам и десяти танкам, подле которых предается труднообъяснимой рефлексии белобрысый герой?

Однако ж наверняка оскаровский комитет счел, что «Фауст» покажется американцам слишком сложным, «Шапито» - слишком длинным и непереводимым, «Жить» - слишком мрачным и так далее; а вот у «Тигра» этих «недостатков» нет. Он и короткий, и не мрачный, и простой, и переводимый. Он, правда, лишен вкуса, запаха и смысла - но главное, найден компромисс, в год своего 60-летия уважен хороший режиссер, и «оскаровский комитет» более-менее доволен.

А то, что у нас снова не будет «Оскара» - так он нам нужен? Выдвижение на «Оскар» русских картин - это, увы, развлечение для местных кинодеятелей, ничего не понимающих в реальных предпочтениях Киноакадемии и пытающихся скорее потрафить своим же почтенным коллегам.

КАКИЕ РУССКИЕ ФИЛЬМЫ ПОЛУЧИЛИ «ОСКАР» В КАТЕГОРИИ «ЛУЧШИЙ ИНОЯЗЫЧНЫЙ ФИЛЬМ»…

«Война и мир» (Сергей Бондарчук, 1968 - картина, которая произвела сенсацию в США, в частности, из-за неслыханного размаха)

«Дерсу Узала» (Акира Куросава, 1975 - совместный советско-японский фильм, снятый на русском)

«Москва слезам не верит» (Владимир Меньшов, 1980 - невероятным образом выиграл у «Тени воина» Куросавы и «Последнего метро» Трюффо; и это в свете вторжения в Афганистан, из-за которого бойкоту подвергли Московскую олимпиаду!)

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994)

…КОГО НОМИНИРОВАЛИ...

«Братья Карамазовы» (1969, Иван Пырьев); «Чайковский» (1971, Игорь Таланкин); «А зори здесь тихие…» (1972, Станислав Ростоцкий); «Белый Бим Чёрное ухо» (1978, Станислав Ростоцкий); «Частная жизнь» (1982, Юлий Райзман); «Военно-полевой роман» (1984, Пётр Тодоровский);«Урга» (1992, Никита Михалков); «Кавказский пленник» (1996, Сергей Бодров); «Вор» (1998, Павел Чухрай); «12» (2007, Никита Михалков)

…И КОГО ПРЕДЛАГАЛИ ОТ СССР/РОССИИ

Среди картин, в разные годы выдвинутых на соискание «Оскара» в категории «Лучший иноязычный фильм», но в итоге не удостоившихся номинации - «Иваново детство» Тарковского, «Освобождение» Юрия Озерова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Осенний марафон» Георгия Данелия, «Иди и смотри» Элема Климова, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Город Зеро» Шахназарова, «Такси-блюз» Павла Лунгина, «Изыди!» Дмитрия Астрахана, «Молох» Сокурова, «Дневник его жены» Алексея Учителя, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, «9 рота» Федора Бондарчука, «Русалка» Анны Меликян.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также