Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Общество10 октября 2012 22:00

Как стать миллиардером: Лекция основателя Фейсбука Марка Цукерберга

Создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг: «Чтобы стать богатым, нужно изменить мир!»
На сцене Марк появился в образе простого парня из соцсети - джинсы, кроссовки, серая футболка, бутылка минералки, улыбка. Привел гостя и задавал ему вопросы Михаил Лялин - глава компании, создающей компьютерные игры (кто знает: Cut The Rope - их рук дело).

На сцене Марк появился в образе простого парня из соцсети - джинсы, кроссовки, серая футболка, бутылка минералки, улыбка. Привел гостя и задавал ему вопросы Михаил Лялин - глава компании, создающей компьютерные игры (кто знает: Cut The Rope - их рук дело).

Фото: REUTERS

К нам приехал, к нам приехал основатель Фейсбука дорогой! Очень дорогой - состояние самого молодого в истории долларового миллиардера оценивается в $17,5 млрд. 28-летний Марк Цукерберг 2 октября выступил перед студентами МГУ. Зал, конечно, не смог вместить всех желающих воочию увидеть человека, который создал самую популярную в мире социальную сеть. Поэтому 2000 билетов на встречу разыграли в лотерею.

На сцене Марк появился в образе простого парня из соцсети - джинсы, кроссовки, серая футболка, бутылка минералки, улыбка. Привел гостя и задавал ему вопросы Михаил Лялин - глава компании, создающей компьютерные игры (кто знает: Cut The Rope - их рук дело).

Для тех, кому не выпал счастливый билетик в зал МГУ, кому скучно смотреть 45-минутную видеозапись в Интернете и для всех наших читателей публикуем самые интересные моменты выступления Цукерберга в России.

«Мы хотели создать что-то потрясающее»

- Я не очень-то много разъезжаю по миру, - признался Марк. - В основном провожу время в Пало-Альто (неофициальная столица Кремниевой долины. - Ред.), где мы что-то разрабатываем.

В России я впервые, и я просто в восторге! Я видел разные районы Москвы, общался с разными людьми... Ну и потом для меня огромная честь выступать в МГУ. Здесь столько студентов - пользователей Facebook!

Здесь я хочу поговорить со студентами, инженерами, разработчиками. В Москве мы проводили Facebook Developer Hack - марафон для разработчиков. Вот основная цель моего визита.

Михаил: - Расскажите, как все происходило на самом деле!

- Еще до того как я начал создавать Facebook, у меня в школе был Интернет. Знаете, когда заходишь в Google и получаешь доступ ко всей этой информации, то просто балдеешь! Потому что понимаешь, что до нас целые поколения этого не имели!

Это шикарно, это круто, это полезно. Но мы же люди! Мы хотим общаться, познавать мир и видеть его глазами других, понимать, что они думают. Поисковик не мог дать нам этого. Поэтому я и начал создавать то, что позволит общаться, делиться чем-то друг с другом. Чтобы люди могли обмениваться информацией, читать новости друзей.

Сначала я не думал об огромной всемирной компании. Просто мне нужно было создать то, что помогло бы быть на связи с ребятами из колледжа.

Первую версию я спрограммировал за пару недель. Со временем ко мне стали приходить ребята: как бы нам к тебе присоединиться? И начали открывать Facebook в разных школах. Потом - в разных школах в разных странах... И мы построили сеть, которую каждый день используют почти полмиллиарда человек.

- Вы так рассказываете, словно это было очень просто.

- На самом деле за это время было столько всего... Главное, нам надо было сконцентрироваться на создании чего-то уникального. Потрясающего.

Конечно, можно долго ломать голову, как быстро заработать большие деньги и сразу. А почему бы не создать то, что будет нужно всем? Вот этим мы и занялись. Мы стали думать: кто следующий будет пользоваться Facebook? Где еще можно его открыть? В каком новом университете? В какой новой стране? Какие новые продукты нужно разработать? Как постоянно быть впереди всех? И главное при этом - не отвлекаться от основной цели.

В итоге мы создали инструмент, который помог людям делиться тем, что для них важно, с теми, с кем они хотят делиться. Обмен фотографиями, изменение статуса, определение местоположения - все это нужные функции. Кто-то хочет поделиться, например новостями или фотографией с семьей, с друзьями. Кто-то хочет поделиться со всеми друзьями в городе. Иногда люди хотят использовать Facebook, чтобы достучаться до кого-то на другом конце света. Или поделиться новостью со всем миром...

Марк не любит выезжать из Кремниевой долины. Но для России с удовольствием сделал исключение!

Марк не любит выезжать из Кремниевой долины. Но для России с удовольствием сделал исключение!

Фото: REUTERS

«Жалею, что бросил учебу»

- Вы поняли для себя вашу миссию - сделать мир связанным друг с другом. Как вам удается настроить работу так, чтобы вся компания была на одной волне с этим видением?

- Важно, чтобы вокруг тебя были люди, которые верят в то же, во что и ты. Наша компания отличается от других потому, что нас объединяет эта социальная миссия. Каждый день мы приходим на работу именно с этой мыслью. Мы хотим сделать так, чтобы у людей была возможность делиться все большим количеством контента и постоянно оставаться на связи.

Это видение мира, в котором миллиарды людей могут постоянно быть в контакте с теми, с кем хотят, и делиться, чем хотят. Разве это не та мечта, которая ведет за собой?

Да, есть люди, которые не пользуются Facebook. Но мы стараемся привлекать больше и больше сторонников в наши ряды, и так мы строим нашу культуру.

- В разных странах - в том числе в России - у вас есть конкуренты...

- Помню, у MySpace было 100 миллионов пользователей, у нас - только 10 миллионов. Но мы нарабатывали сервис, разрабатывали новые приложения. Когда ты предлагаешь людям сервис лучше, чем у других, никто от него не откажется. Это помогло нам победить во всех странах.

- Мы выступаем перед студентами. А вы ведь недоучка? Бросили Гарвард?

- Конечно, предпринимательство - это здорово, но я жалею, что не учился в Гарварде, где узнал бы много интересного. Я просто взял академический отпуск, чтобы работать над Facebook. Когда я понял, что не осилю все за это время, пришлось взять еще один. Потом - еще, еще, и возвращаться стало уже поздно.

Если бы мне сразу сказали: «Ты либо остаешься, либо уходишь», - то я, может, и не стал бы брать отпуск... Но если у вас есть идея, над которой вы хотите работать, разве не разумно взять академический семестр или год и посвятить этому свое время? Ведь такое бывает раз в жизни!

- Именно в Кремниевой долине вы создали то, что теперь стало частью нашей жизни. Оттуда вообще выходит очень много компаний. Это место волшебное?

- Время учебы в университете уникально. У вас есть возможность общаться с новыми интересными людьми, учиться разным вещам. В этом плане Кремниевая долина подобна университету. В то же время там такая инфраструктура, что можно создать компанию любого уровня. Там шикарные инженеры, дизайнеры и инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в хорошие мысли.

Но есть у Кремниевой долины и свои минусы. Все сейчас хотят создавать компании, потому что это модно. Но это нужно делать не потому, что это круто, а чтобы дать миру что-то новое. Компанию не надо создавать, думая: «О, повеселимся!»

- Что вы скажете тем, кто хочет открыть свое дело и что-то создать?

- Когда ты что-то хорошее создаешь, это требует так много времени! И вам нужно любить то, что вы делаете, и верить в это.

В той же Кремниевой долине многие решали создать компанию, не решив еще, чем она будет заниматься. А начинать надо с того, чтобы придумать, что полезного вы хотите предложить этому миру! И уже под это создавать компанию. Вы должны сделать что-то, что изменит мир, и при этом, если есть возможность, хорошо заработать денег.

Мне, например, для начала просто надо было нанять ребят. Потом нам удалось заработать какие-то деньги и привлечь более дорогих инженеров. И вот, посмотрите, за прошлый год 200 млн. людей стали пользователями Facebook. А первые 100 млн. пользователей мы нарабатывали 5 лет. Видите, как быстро, по геометрической прогресии, сейчас все растет, если ты создал хорошую базу? Но чтобы ее построить, требуется время.

Вопрос из зала: - Facebook для вас - это работа или удовольствие?

- Конечно, я получаю удовольствие от того, что я делаю! К тому же я не могу себе представить, что буду в этой жизни заниматься чем-то еще. Это - моя миссия. Это то, что для меня важно. Это мой драйвер.

Это действительно интересно, когда дело идет хорошо, когда компания процветает. Но в половине случаев вы боретесь с проблемами. Они есть всегда, и не важно, какого масштаба компания и насколько она успешна.

* * *

Facebook - крупнейшая социальная сеть в мире. Основана в 2004 году Марком Цукербергом и его товарищами по общежитию в Гарвардском университете. Сейчас аудитория Facebook - больше 900 млн. пользователей, ежедневно на свои странички заходят больше 500 млн. человек. Каждый день пользователи соцсети оставляют больше

3 млрд. лайков и комментариев, публикуют около 300 млн. фотографий. На сайте больше 125 млрд. дружеских связей.

Доходы компании в 1-м квартале 2012 года составили 1 млрд. 58 млн. долларов, из них больше половины - от рекламы. Таким образом, за 3 месяца на каждом из своих пользователей Facebook заработал больше доллара.

Об истории создания Facebook знаменитый режиссер Дэвид Финчер снял фильм «Социальная сеть». Картина получила 3 «Оскара».