Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Здоровье16 ноября 2012 7:10

Несмотря на ВТО, запрещаем ГМО?

В Общественной палате прошли слушания, на которых решали, как нам жить дальше с генетически-модифицированными продуктами, есть ли опасность для будущего всей планеты и России
Источник:kp.ru

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Все в руках транснациональных корпораций

- Сейчас в мире выпускается примерно 80 процентов трансгенов, устойчивых к гербицидам, и 20 процентов, устойчивых к болезням и насекомым, - рассказала Виктория Копейкина, члена Альянса СНГ «За биобезопасность». – Производят их всего четыре крупных транснациональных корпорации, крупнейшая среди которых компания Монсанта. Причем эти корпорации производят не только трансгенные семена, но и гербициды.

Что, по сути, происходит: производя растения, устойчивые к гербицидам, и продавая те же гербициды, корпорации получают двойную прибыль. Между тем, в крови людей, употребляющих такие ГМО продукты, обнаруживается завышенное содержание яда из этих гербицидов. Растения со встроенными генами, становятся, устойчивыми перед насекомыми. Как? Культивируя внутри себя яд. Сомнительно, что это может быть безопасно для человека.

- Сейчас в Росси запрещено выращивание ГМ-растений, - продолжает Копейкина. – Но разрешен ввоз и использование 4 линий растений – кукурузы (9 сортов), картофеля (4 сорта), сахарной свеклы и риса.

С одной стороны наше законодательство защищает нас от ГМО, с другой – совершенно непонятны механизмы борьбы с уже выявленными и существующими ГМ-продуктами. Например, есть письмо Минсельхоза, в котором говорится, что в Россию не должно поступать мясо скота, которого кормили ГМ-кормами, но нет механизмов проверки. Кроме того, мы опасаемся, что со вступление во ВТО и в России разрешат выращивать ГМ-растения. поэтому наш Альянс предлагает ввести пятилетний мораторий на выращивание таких растений в России и разработать закон «Об экологическом сельском хозяйстве».

Трансген – это вирус?

- Проблема в том, что компании-производители не доказывают нам безопасность генно-модифицированных продуктов, - считает доктор биологических наук, почетный президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности Александр Баранов. – Хотя должны бы! Когда же опыты проводят независимые исследователи, получается все не так радужно: у крыс, которых кормят ГМ-кормами, появляются гигантские опухоли, у хомячков перестают рождаться дети. Это и не удивительно – эти трансген-вставки воспринимаются растением как вирус. В природе от вируса либо погибают, либо вырабатываются антитетела. В генетике их заставляют жить вместе.

- Я считаю, что есть ошибки и немаленькие, как при создание ГМ-растений, так и при их проверке, - уверена д.б.н., международный эксперт по продовольственной и биологической безопасности, автор российского опыта с хомячками Ирина Ермакова. – Во-первых, метод трансформирования ГМО несовершенен. Во-вторых – влияние ГМО на живые организмы изучается только в течение короткого времени, никто толком не проводил долгосрочных экспериментов. Также как отсутствуют исследования по изучению на несколько поколений. Поэтому нам необходимы законы – об экологическом сельском хозяйстве, о биобезопасности…

ВТО заставит нас есть ГМО?

- Вступая в ВТО мы подписали и некоторые правила, касающиеся ГМО, - рассказала магистр политологии Александра Ждановская. – Например, по правилам ВТО разрешено выращивать ГМ-культуры, а также разрешено ввозить в страны все ГМ-линии (их больше 120). Этими же правила вводится ограничение на использование надписей «Не содержит (или содержит) ГМО».

Казалось бы мы не обязаны их соблюдать, но я проанализировала некоторые моменты и выяснилось, что многие страны под угрозой отлучения от ВТО не стали вводить у себя ни маркировки, не смогли запретить ввоз ГМ-культур. Считаю, что Россия должна подписать «Картахенский протокол о биобезопасности» (об этом говорили почти 10 лет назад), чтобы хоть как-то обезопасить себя. А также присоединиться к Орхусской конвенции (ее цель – защита прав человека в стремлении иметь благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, а также поддержка участия общественности в процессе принятия решений, касающимся окружающей среды – прим. ред.).

По итогам обсуждений, депутаты и члены Общественного совета решили разработать закон о «Биобезопасности» и добиваться того, чтобы правила по определению ГМО были более четкими, а гм-растения не проникли на наши поля и не появлялись в детском питании.

Увы, вчера мы так и не услышали хотя бы один голос, если не «за» ГМО, то хотя бы объясняющий точку зрения ученых, занимающихся разработкой или исследованиями генно-модифицированных растений. Но мы обязательно поговорим с ними и все расскажем вам, дорогие читатели.