Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-14°
Boom metrics
Общество25 января 2013 11:54

Скандал вокруг списка литературы: В школе сократят Пушкина, Гоголя и Куприна ради Улицкой и Пелевина?

Министерство образования и науки заявило, что не имеет отношения к этому проекту

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Литература в школе - снова хит сезона. На днях к вице-спикеру Госдумы Сергею Неверову и руководителю фракции эсеров Сергею Миронову попала брошюрка с новым списком книг, который рекомендован для уроков в старшей школе. Депутаты прочли, возмутились и тут же потребовали отставки министра образования - куда только смотрит Дмитрий Ливанов?!

- В методичке нет Куприна, Лескова, Алексея Толстого. Шолоховский «Тихий Дон» будут изучать по отдельным главам, нет «Медного всадника» Пушкина, гоголевских «Петербургских повестей», чеховских «Дамы с собачкой», «Человека в футляре», - в сердцах потрясал брошюркой Сергей Миронов. - Оказывается, молодежи не нужны Довлатов, Конецкий, Астафьев, Высоцкий, Ахмадулина, Окуджава... Зато в обязательном списке - рассказы малоизвестного литератора Асара Эппеля. В одном из них речь о том, как дети наблюдают - приношу извинения - за случкой кроликов... Это вредительство!

Общественность поддержала панику: как же так, вместо Толстого и Лескова старшеклассникам советуют читать Улицкую и Пелевина? Список и правда режет глаз отсутствием привычных фамилий. Исчезли Куприн, Астафьев и Высоцкий. Да и "наше все" - Пушкин с Чеховым - поредели ровно наполовину. Зато современники вызвали у ряда экспертов настоящий шок. Члены Общественной палаты вместе с секретарем правления Союза писателей Валентином Курбатовыми и координатором движения "Архнадзор" Константином Михайловым написали письмо, требуя пересмотреть скандальный список:

- В книге Людмилы Улицкой "Казус Кукоцкого" часть сюжета построена вокруг вопроса разрешения абортов, в книге Виктора Пелевина "Generation P" - на употреблении наркотиков. Данные произведения неуместны для школьного образования, а подготовленный список литературы является профессиональной ошибкой, которую необходимо безотлагательно исправить.

Директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования Михаил Рыжаков тут же открестился от методички, которая возмутила Миронова: - Таких методичек мы не пишем. Это ошибка, - сказал он РИА Новости.

Собачку жалко

Но журналисты "КП" в школе учились неплохо и помнят один из главных уроков курса литературы: обращайтесь к первоисточнику. Мы разыскали одного из авторов нашумевшего списка Бориса Ланина, сотрудника, как оказалось, того самого Института содержания и методов обучения РАО и попросили объясниться.

- Если Пелевин - это пропаганда наркотиков, то "Преступление и наказание" - пропаганда убийства, а "Муму" - насилия над животными, - приводит свои аргументы Борис Александрович. - Такое могут усмотреть только люди, у которых атрофировалось эстетическое чувство. Мы смотрим на эти произведения с художественной точки зрения. Если какому-то учителю не нравится "Generation P", он может заменить ее другой книгой, главное - рассказать школьникам о современных авторах.

По словам Ланина, список - не более чем примерная программа. Ученики должны пройти на уроках литературы 17 тематических модулей, например, "Литература рубежа XX-XXI века" или "Серебряный век". Что войдет в этот модуль, решать учителю. Для одних Серебряный век будет ассоциироваться с Северяниным и Цветаевой, для других - с Есениным и Ахматовой. Эксперты лишь рекомендуют педагогу авторов и книги, на которые стоит обратить внимание.

Поздно спохватились

На самом деле методичка для 10-11 классов "Примерные программы среднего образования: русский язык и литература" выпускается каждый год. За содержанием как раз следит Институт содержания и методов обучения. Современных писателей в программу начали включать еще с 2007 года. Но почему-то возмущение это вызвало только сейчас.

- Нам ставят в укор, что в списке нет некоторых произведений, например, басен Крылова, - отмечает Борис Ланин. - Но при этом забывают, что программа рассчитана на старшеклассников, а многое из классики дети проходят гораздо раньше. И это логично - не будет выпускник с выражением читать басню про "Мартышку и очки". Я за то, чтобы дети учили классику. Но не слишком много, максимум - 10-12 обязательных авторов. И чтобы учили не по сто стихов Пушкина, а самое основное. Важнее помочь ребенку понять, какие стили и жанры ему нравятся.

Такая точка зрения понятна: литература - далеко не единственный предмет в школе. И если в учебник по физике после выпускного заглянут единицы, то к Достоевскому вернутся гораздо больше.

- Я сам преподаю в частной школе и вижу: дети не стали читать меньше, - объясняет Ланин. - Они читают по-другому. Может быть, сейчас стоит не нагружать их сложными произведениями, а говорить: "Этот роман вы прочитаете, когда вырастете. А пока вот вам короткий рассказ для знакомства с автором". Но такого нет и не будет, пока по литературе надо сдавать ЕГЭ. Потому что для ЕГЭ нужно освоить совершенно другой перечень книг, который, замечу, никто никогда не выносил на обсуждение.

Между тем, некоторые книги, по поводу исчезновения которых из школьной программы кипятились депутаты, в ней и не значились. "Медного всадника" проходят в 8-9 классе, но никак не в 10-11. И то, ключевым произведением у Пушкина считается "Евгений Онегин", а все остальное изучается факультативно. А из всего Чехова школьникам положен только один рассказ - "Ионыч". "Дамы с собачкой" в программе нет уже давно.

МНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

- Кому интересен Пелевин, тот его и так прочитает, - уверен преподаватель литературы, «Учитель года России 2006» Андрей Успенский. - Мне много раз задавали вопрос: зачем читать Достоевского в школе, он же слишком сложен для учеников? И я всегда отвечаю: если в школе о нем расскажут, ребята хотя бы будут знать о таком писателе и вернутся к нему в свое время. Фолкнера, например, в школе не проходят - и во взрослой жизни не читают. В школе нужно изучать книги, требующие толкования. А современная литература во многом и так понятна, там есть основная прозрачная идея, и, конечно, ее интереснее читать. Я иногда захожу на страницы моих учеников во «Вконтакте» и вижу интересную тенденцию: восьмиклассники графу «любимая книга» чаще всего оставляют пустой. Но уже в десятом классе в этой графе появляется «Война и мир» и другие важные книги. Это обнадеживает.

- Современную литературу стоит включать в списки, - считает словесник Марат Алимов, победитель конкурса «Лучший учитель Москвы-2006». - Современные авторы почти не рассматриваются в учебной программе. Самое позднее произведение в ней - максимум 80-х годов. И то, эти книги проходят в обзоре, без анализа текста. То есть детям просто говорят, что был такой автор и написал такие-то книги. Я рад, что Пелевина и Улицкую включают в программу, что вообще появилась эта тенденция. Проблемы в их книгах школьникам куда ближе, чем темы столетней давности. Но это не значит, что классику необходимо совсем задвигать в дальний угол, нужен баланс. И в первую очередь, стоит придумать ход - как вообще заставить детей взять книгу в руки.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Вы читайте, вам зачтется...

Александр Милкус

Факт - российские старшеклассники стали в последнее время лучше читать и понимать прочитанное. Есть международные исследования, которые это подтверждают. И это уже победа! В начале 90-х большинство ребят вообще ничего, кроме учебника, не читали. Да и учебник-то - с большим трудом.

Не надо лукавить: список обязательных классиков, которыми потчевали в советской школе и на защиту которого грудью встали теперь выросшие политики - это было лучшее средство отвратить детей от чтения. Скажите, 40-50 летние - кто в отрочестве освоил Чернышевского или хотя бы все четыре тома «Войны и мира», не говоря уже о «Поднятой целине». То-то! И это в годы, когда альтернативы-то литературы не было.

Сейчас и компьютеры, и 100 каналов телевидения, и куча других развлечений. Вот и бьются нынешние литераторы - как при такой конкуренции вообще приохотить детей к книге? Конечно, нужен баланс - и классика - как основа нравственности и культуры страны, и современные, более понятные детям авторы. И, скажу крамолу, может быть, не только отечественные.

Не надо заламывать руки по поводу «ухода» Куприна, которого, кстати, в обязательной программе и не было. Надо думать, как вообще преподавать литературу нынешним подросткам так, чтобы потом их не тошнило от одного только упоминания фамилии классика из школьного учебника.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Министество образования и науки не имеет никакого отношения к появлению программы якобы рекомендованной для школьников литературы, вызвавшей возмущение, общественности, преподавателей, а также депутатов Госдумы. Об этом говорится в официальном заявлении на сайте ведомства.

"В последнее время в СМИ развернулась дискуссия в связи с публикацией некой программы по литературе. В связи с этим Минобрнауки России сообщает, что не имеет отношения ни к разработке, ни к публикации данной программы.

Авторы разработали программу по собственной инициативе и без учёта требований законодательства в области образования, а значит, программа не может быть использована в образовательном процессе.

В настоящее время в основной и старшей школе (5-11 классы) действует стандарт 2004 года, в котором представлен перечень литературных произведений русской классики и современной литературы для обязательного изучения, где представлены, в числе других, произведения А.К. Толстого, Н.С. Лескова, А.И. Куприна, А.В. Вампилова, В.П. Астафьева.

При разработке примерных программ по литературе для нового стандарта, который вступит в силу в 5-х классах с 2015-2016 учебного года, в 10-х классах - c 2020-2021 учебного года, будет сохранена преемственность как в изучении литературных произведений, так и в части количества часов, отведённых на их изучение.

Ни одна предметная программа, разрабатываемая под новый стандарт, не будет принята без широкого общественно-профессионального обсуждения."

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ.

ВОПРОС ДНЯ

Депутаты возмутились, что в список авторов, рекомендованных для чтения старшеклассникам, вошли Пелевин и Улицкая. Мы спросили:

Кого из современных писателей вы включили бы в школьную программу?

Алексей ИВАНОВ, писатель:

- Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Могу сказать только, что лично у меня, на мой взгляд, ничего такого, что можно было бы преподавать в школе, нет.

Валерия Гай ГЕРМАНИКА, режиссер сериала «Школа»:

- Я за то, чтобы в школе была классическая литература.

Юрий ПОЛЯКОВ, писатель:

- Творчеству Улицкой и Пелевина от силы 10 - 15 лет, это ничего не значит. В 20-е годы прошлого века тоже «прогрессивных писателей» сразу же включили в программу, выбросив Толстого и Чехова. А потом пришлось стыдливо классиков возвращать.

Андрей РОЖКОВ, участник команды КВН «Уральские пельмени»:

- Я бы никого не включал. Они несмешные!

Игорь САКУРОВ, иллюстратор прозы Бориса Акунина:

- Несправедливо изымать классику ради современных авторов. Пусть будут и те и другие. А для подрастающего поколения, я считаю, проза Акунина полезна - она увлекательна и учит добру.

Кирилл ФРОЛОВ, глава Ассоциации православных экспертов:

- Почему включают Улицкую за счет Лескова?! Кто-то очень не любит православную литературу? Предложил бы бестселлер архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»! А вот всяких Акуниных, соблазнивших многих идти на «болото», для меня больше нет.

Павел ДЕРЕВЯНКО, актер:

- Быкова, Пелевина, Сорокина, Иванова. Конечно, есть опасность, что их книги будут воздействовать как-то не так на неокрепшие умы школьников. Но ведь если не попробуешь - не узнаешь. В любом случае я за расширение рамок сознания.

Евгений ЛУКИН, писатель-фантаст, Волгоград:

- Точно могу сказать, включая в программы фантастику, нужно учитывать - это продукт скоропортящийся: то, что удивляло нас десять лет назад, современным школьникам уже неинтересно.

Александр АЛИЕВ, футболист сборной Украины:

- Я за всю жизнь ни одной книги не прочитал, хотя в акции «Читайте книги» в Москве участвовал.

Михаил, читатель сайта KP.RU:

- А они вообще есть, современные писатели? Сейчас любой, выпустивший книжку, уже называет себя коллегой Достоевского.

Читайте также

Из списка «100 книг для школьника» исчезли Солженицын и Высоцкий

Зато появились казахский и якутский эпосы [полный список книг - давайте обсудим!]

Минобрнауки окончательно утвердило список из 100 книг, рекомендованных школьникам к внеклассному прочтению. В основе списка — классика, по разным причинам не вошедшая в учебники, например, "12 стульев" Ильфа и Петрова, "Два капитана" Каверина, Стругацкие, Шукшин и Булычев. Но школьникам рекомендуют читать и другие произведения, выбор которых, мягко говоря, выглядит странным. (Читайте далее)

X