2018-04-02T14:23:48+03:00

Непростая история

Как россияне относятся к своей истории. Мнение чешского журналиста
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Одна из вещей, которая мне в россиянах нравится, так это их любовь к собственной истории. Я с детских лет тоже увлекаюсь историей, но просто так, ради развлечения. А в России история - чуть ли не священная тема. Начиная с самой древней, по те события, которые произошли в прошлом веке.

Есть, конечно, кое-какие нюансы, которые иностранец не может осмыслить. По непонятной мне причине в России празднуется, например, День народного единства в память избавления Москвы от поляков в 1612 году. Ведь не дай бог, если бы поляки или мы, чехи, решили отмечать аналогичное изгнание российских войск из наших стран в девяностые годы прошлого века. Сразу бы начался скандал и обвинения в шовинизме.

Ну, может быть, это вопрос не исторический, а скорее доброе решение правительства России, желавшего подарить в ноябре своим гражданам день отдыха. А раз под рукой не было другой подходящей даты, а коммунистический праздник было неприятно возрождать, то на мизансцену и вышли поляки-захватчики.

Однако я однозначно понимаю трепетное отношение россиян ко Второй мировой войне. Советский союз в ней понес огромные потери и смог сокрушить нацистскую Германию. На пути к победе при этом Красная армия освободила не только захваченные советские республики, но принесла мир многим странам, в том числе и Чехословакии.

Одни ели траву, другие икру

На начало нынешнего года приходятся два крупных юбилея, связанные с этой войной – прорыв блокадного кольца вокруг Ленинграда (18 января 1943 года) и победа в Сталинградской битве (2 февраля 1943 года). Хоть я и не люблю официальный пафос политиков, но трудно не согласиться с Владимиром Путиным, который, в частности назвал Сталинградскую битву, «переломным этапом не только в Великой Отечественной, но и во всей Второй мировой войне». Без сомнения это относится и к блокаде Ленинграда.

Я не историк, а только иностранный журналист. Поэтому мне не положено погружаться в размышления, было ли все в те времена сделано правильно и почему жители обоих городов-героев были доведены до отчаяния. Да я и не хочу об этом писать.

Мне было намного интереснее читать разные статьи, которые появлялись в газетах и журналах. Я не мог не обратить внимание на текст про ленинградскую блокаду в «Российской газете“. Это издание вряд ли можно назвать оппозиционным или, не дай бог, либеральным. Однако газета опубликовала довольно интересную статью российского историка Юлии Кантор про то, как в блокадном городе жила партийная верхушка и как в этих условиях выживали и существовали простые жители.

Текст основан на дневниках ленинградцев и высокопоставленных чиновниках. В дневниках простых людей, датированных весной 1942 года, говорится о том, что они буквально ели траву. Зато инструктор отдела кадров горкома ВКП(б) Рибковский пишет про партийный санаторий со столами с мясом, икрой и какао.

Сталин притягивает как магнит

Хорошо, что государственная газета готова печатать статьи про непростые моменты истории страны. Те, обсуждение которых, до сих пор нередко воспринимаются как «фальсификация истории в ущерб интересам России». Ведь в блокадном Ленинграде были не только герои, но и подлецы.

Зато меня очень расстроило очередное воспевание «отца советских народов» Иосифа Сталина. В конце января волгоградские депутаты приняли решение о переименовании города в Сталинград в дни важных событий Великой Отечественной войны. Теперь семь дней в году Волгоград будет называться так, как его называли с 1925 по 1961 годы – городище Сталина. Решение о полном возвращение Волгограду названия в честь большевицкого лидера может быть вынесено на референдум.

Более того, в дни празднования победы в Сталинградской битвы по улицам не только Волгограда, но и Санкт-Петербурга, ездили маршрутки с портретом кровавого генералиссимуса.

Иногда мне кажется, что культ личности не то, чтобы был отменен, а является народной забавой для немалой части российского общества. Сталин притягивает к себе людей как магнит. Манит как темный символ великого прошлого. Или как террорист, взявший заложников, приманивает к себе жертв „стокгольмского синдрома“. Такие люди с упрямством моджахедов отстаивают право на репрессии во имя большевицкого блага и без капли иронии убеждены, что во время правления Сталина «уровень жизни был выше, чем в Америке, где люди умирали от голода во времена великой депрессии безо всякой войны», - так пишет некий двадцатитрехлетний электромонтер Максим на сайте „Российской газеты“.

Чехия – второй дом для русской интеллигенции

Но я не хотел бы ковыряться только в спорных моментах российского прошлого. Ведь когда-то, причем довольно недавно, Россию и Чехию объединяло общая история. Нет, нет. Я не про август 1968 года и даже не про власовцев, которые внесли вклад в освобождение Праги от нацистов в мае 1945 года. Я про русскую эмиграцию, которая жила в Чехословакии в период между двумя мировыми войнами.

«Сегодня в России средний обыватель об этом ничего не знает», - считает Петр Щедровицкий, заместитель директора Института философии РАН по развитию и президент Института развития им. Г. П. Щедровицкого. – А между тем, вклад русской интеллигенции, изгнанной из Советской России, в культуру молодого чехословацкого государства был очень важен. Среди высланных на печально известном «философском пароходе» и просто бежавших были экономисты, инженеры, философы, преподаватели, врачи. Это были люди мысли, цвет русской нации».

«Сейчас много сокрушаются об «утечке мозгов» из России, забывая о том, что самая страшная потеря произошла в начале 20-х годов. Но тогда это была не «утечка», а сознательная высылка огромного числа людей. Не только философов, отношения которых с властью во все времена были напряженными, но и других ученых, желавших просто заниматься своим делом», - отмечает Щедровицкий.

Чехословацкая республика стала для них вторым домом неслучайно. «Чехословакия была одной из богатых стран Европы. Не стоит забывать, что Прага в некоторые годы тратила на поддержку русской эмиграции больше всех: именно она была учредительницей «Русской акции» - программы помощи беженцам из России», - говорит эксперт.

Проект «Философия России ХХ века», над которым сейчас работает Институт Философии РАН совместно с Институтом развития им. Г. П. Щедровицкого, посвящен возвращению в российский культурный оборот имен тех представителей русской философской мысли, которые вынужденно жили в первой половине XX века за границей. По словам Петра Щедровицкого, в рамках книжной серии запланировано 60 томов, каждый из которых станет «калиткой в творчество» того или иного автора".

А ведь приятно осознавать, что Чехия когда-то привлекала россиян не только как место с дешевым пивом и свиным коленом. И чехи сами приглашали эмигрантов из России, чтобы те помогали поднять им свое независимое государство.

"Информ Прага"

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: