Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество12 февраля 2013 22:00

Будет ли жизнь на «необитаемом острове» посреди Москвы?

История Мневниковской поймы противоречит расхожему мнению о том, что в столице не осталось бесхозной земли: огромная территория на протяжении долгого времени находится в запустении
Источник:kp.ru
С высоты пойма выглядит живописно. Однако на самом деле все не так красиво.

С высоты пойма выглядит живописно. Однако на самом деле все не так красиво.

В петле времени

Между проспектом Маршала Жукова и Рублевским шоссе длинная петля Москва-реки образовала полуостров. В 30-е годы излучину спрямили, прорыв у ее основания канал, и полуостров превратился в обособленный остров площадью 358 гектаров. Во многом из-за этого жизнь здесь пришла в запустение: из трех когда-то богатых деревень осталась только одна - Терехово.

В конце 50-х на территории поймы собирались построить советский Диснейленд. Считается, что идея принадлежит непосредственно генсеку Никите Сергеевичу Хрущеву, который, как известно, стремился «утереть нос» Америке во всех областях жизни. Правда, Хрущева сместили раньше, чем идея начала воплощаться. В 90-е годы к ней вернулись. Был объявлен конкурс, в котором с проектом «Парка чудес» победил Зураб Церетели. Он получил эту землю, но из всех развлекательных «чудес» на территории поймы появился лишь ресторан. Кроме того, земли Мневниковской поймы стали застраиваться гаражами, стоянками, автосервисами, складами и прочими объектами бизнеса.

Параллельно очень активно шло расселение жителей Терехова. Вышло постановление столичного правительства, по которому они получали в качестве компенсаций участки земли под огороды и квартиры. По документам Терехово населенным пунктом уже не считается. Расселили практически всех, однако, как это бывает, нескольких квартир недосчитались. Остались несколько человек, которым сначала дали ордер, а потом забрали… Они так и остались жить в деревне.

При этом пустующие дома сносить не стали, хотя некоторые из них сгорели, а некоторые разрушились от времени. И люди, которые переехали, стали возвращаться сюда как на дачные участки. История с развитием территории совершила петлю - все вернулось к тому, с чего и начиналось.

«Дикие» свалки на дикой природе

Мневниковская пойма - это часть природно-исторического парка «Москворецкий». Здесь живут редкие виды птиц и насекомых, занесенные в Красную книгу Москвы. Из птиц здесь можно увидеть чаек, цапель, сапсанов, погонышей. Можно понаблюдать за самой крупной из обитающих на территории России стрекоз - дозорником, а если повезет, встретить даже норку и ондатру.

Но любители природы здесь появлялись редко. Чего не скажешь о мусорщиках. Для них пойма поистине стала золотым дном. Ведь вывоз мусора - очень дорогое удовольствие. Зачем ехать куда-то на полигон, платить за это деньги, когда есть территория, куда можно ночью подъехать и высыпать? Больше невозможно найти такое место в городе, куда безнаказанно и, что важно, бесплатно вывозился мусор. Что и происходило на протяжении десятилетий.

Сюда приезжали грузовики не только из города, но даже из близлежащих районов Московской области. Выбрасывали и строительный, и бытовой, и технологический мусор. По данным фонда «Экогород», который проводил исследования Мневниковской поймы, несанкционированные свалки занимают 38 гектаров, то есть десятую часть поймы. Количество свалок - от 15 до 40 общим объемом 180 тысяч кубометров. Вот информация из официальных документов: «На отдельных участках свалки являются поверхностными, то есть техногенный слой имеет мощность не более 0,2 метра. Такие поверхностные свалки рассматриваются как содержащие 100 процентов строительных и бытовых отходов с исключением из состава грунтов какого-либо происхождения. На других участках свалки являются погребенными. В таких свалках содержание строительных и бытовых отходов составляет примерно 70 процентов от общего объема мусора. Территория скопления несанкционированных отходов эксплуатируется без какого-либо проекта, с нарушением требований по технологии укладки и уплотнения отходов». Очевидно, что экологический ущерб пойме свалки наносят довольно ощутимый - согласно комплексной оценке загрязнения почв и грунтов свалочные грунты относятся к категории загрязнения от «чрезвычайно опасной» до «опасной».

- Чтобы привести территорию Мневниковской поймы в нормальное состояние, нужно будет вывозить и мусор, и грунт, который подвергся воздействию свалок, - рассказывает главный архитектор проекта отдела сохранения и развития природоохранного комплекса НИиПИ Генплана Москвы Татьяна Левина. - Учитывая объемы, встает вопрос: надо ли трогать? В любом случае есть мусор, который надо вывозить. И надо понимать, что Мневниковская пойма - это очень ценная для города территория, которую вот так оставить нельзя.

Санитары поймы

Трудно сказать, до каких размеров разрослась бы помойка, если бы здесь не появилась резиденция «Ночных волков». Они в буквальном смысле слова стали санитарами поймы.

Всем известные байкеры сыграли большую роль в борьбе за чистоту природы. Во-первых, организовав здесь мотоклуб, они своими силами очистили значительную часть территории. А во-вторых, круглосуточно охраняя свою территорию, отбили у водителей мусоровозов всякое желание появляться здесь. С тех пор как они здесь обосновались, завоз мусора быстро прекратился.

Как рассказал в недавнем интервью лидер «Ночных волков», Хирург Александр Залдостанов, «до нашего заезда тут была огромная свалка. Курчатовская помойка от нас далеко, но вокруг много чего есть другого. Из части металлического мусора мы потом создавали декорации, сцену. Земля вокруг нуждается в срочном освоении, очистке. Нельзя допускать, чтобы в мегаполисе такая большая территория лежала в руинах. Мы своими силами пять лет без остановки работали над этим - начинали на куче мусора, чтобы в итоге построить клуб. Но то, что мы смогли превратить в настоящий оазис какой-то клочок территории, это в масштабах Мневников - очень маленький участок».

Хирург с командой «Ночных волков» - пока единственные, кто наводит здесь порядок.

Хирург с командой «Ночных волков» - пока единственные, кто наводит здесь порядок.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Нужны инвестиции и технологии

Ни для кого не секрет, что благоустройство Мневниковской поймы будет связано с большими трудностями. И тем, кто будет заниматься освоением территории, предстоит решить не только проблему свалок, но и ряд других проблем. Одна из них - инфраструктурная. Из-за своей обособленности и отсутствия крупных промышленных и жилых объектов Нижние Мневники отличаются стремящейся к нулю транспортной доступностью, отсутствием коммуникаций. Если учесть, что территория входит в состав природного парка «Москворецкий», здесь нужно будет по максимуму сохранить природные пространства, не нарушая ландшафта и не нанося ущерб флоре и фауне.

Другая проблема - оползни. В северной части территории находится участок глубоких оползней и множество склонов, на которых оползни могут появиться.

- Освоение таких склонов всегда сложно, и прежде чем проводить какие-либо мероприятия, связанные с их освоением, необходимо провести всесторонний геодезический мониторинг, - рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Геоцентр-Москва» Валентина Васильева. - В Мневниковской пойме находятся глубокие оползни, и поэтому их можно сразу и не выявить. Грунты могут смещаться очень медленно - по нескольку миллиметров в год. Здесь недостаточно провести визуальный мониторинг. Нужно применять сложную, дорогостоящую систему автоматизированного мониторинга: бурить глубокие скважины, закладывать реперы (индикаторы состояния грунта. - Прим. авт.). Изучать динамику, а потом уже проводить противооползневые мероприятия, обоснованные проектными решениями.

В общем, Мневниковская пойма - это земля, которая и привлекает, и отпугивает одновременно. Ведь ее освоение под силу только сильному инвестору, вооруженному не только деньгами, но и технологиями, уверенному в конечном результате. Понятно и то, что оставлять такую огромную территорию бесхозной нельзя. Всем очевидно, что Мневниковская пойма должна стать центром притяжения горожан, излюбленным местом отдыха, а не заброшенным островом посреди Москвы.