Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Телевизор: Шоу2 марта 2013 16:37

Соавтор песни Дины Гариповой: Джордж Харрисон проигрывал суды по плагиату. И где теперь те победители?!

В эксклюзивном интервью «КП» музыкант Леонид Гуткин рассказал, как создавалась композиция What If [аудио, видео]
Музыкант Леонид Гуткин, соавтор песни Дины Гариповой для «Евровидения»

Музыкант Леонид Гуткин, соавтор песни Дины Гариповой для «Евровидения»

Песню What If, которую Дина Гарипова споет на «Евровидении-2013», искали несколько месяцев. Откуда только не приходили варианты конкурсного трека — США, Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия, Кипр... В итоге на Первом канале решили остановиться на песне, которую написали шведские продюсеры Габриэль Аларес и Йоаким Бьорнберг в соавторстве с бывшим бас-гитаристом группы «Автограф», продюсером Леонидом Гуткиным. Леонид рассказал «КП», как создавалась композиция, в чем ее смысл, и что он думает по поводу обвинений в плагиате. Напомним, недавно блогеры обвинили композиторов, что их творение подозрительно напоминает несколько других.

- Леонид, признаться, несколько неожиданно было увидеть басиста советской рок-группы в компании шведских продюсеров. Как так вышло?

- Со шведскими музыкантами работаю достаточно давно — с 1994 года. Один из моих самых устойчивых контактов там - это Йоаким Бьёрклюнд, шведский автор и продюсер, который работал, в частности, с Ace of Base. Вместе с ним мы плотно работали с Данко, Авраамом Руссо, Анитой Цой и другими исполнителями. Некоторое время назад Йокке стал паблишером (издателем музыки) — то есть вылез из-за пульта и возглавил офис музыкального издательства. Так вот и работаем вместе.

- А причем тут «Евровидение»?

- Незадолго до Нового года Йокке позвонил мне и сказал, что увидел на сайте Первого канала открытый конкурс на песню для российского исполнителя на «Евровидении». И попросил меня проверить правдивость этой информации. Тогда я позвонил давнему товарищу Юрию Аксюте — музыкальному директору Первого, и спросил, так ли это. Он сказал, что такой конкурс проходит, песни приходят, но качественного материала, признался он, не хватает.

- Тогда уже было известно для кого эта песня?

- Нет, победитель «Голоса» еще не определился. Да и канал еще не принял решение. Он сказал, что пока неизвестно, кто поедет в Швецию на конкурс. Но песни можно прислать, материал рассмотрят в общем порядке. Тогда я перезвонил моему шведскому коллеге и рассказал об этом. Он пообещал поговорить со своими авторами, которые работают в его компании, и посмотреть, что интересного хранится «в закромах». Так и началась работа над What If.

- Вы ездили в Швецию или они приезжали сюда?

- Все проще: мы работали по скайпу. Ребята показывали свои наработки – с чем-то я соглашался, с чем-то нет. Если у меня были замечания, я садился за инструмент и сразу играл то, что хотел добавить, привносил свои идеи. Вот так, интернациональными усилиями мы и создали эту песню. Кстати, в работе у нас было несколько вещей. Их мы отправили на Первый канал.

- Как отобрали именно What If?

- Я отдал материал на рассмотрение и уехал в отпуск в Индию. Чуть позже перезвонил Юра и сказал, что на конкурс едет Дина Гарипова. Музыкальная дирекция канала, как я понимаю, провела несколько круглых столов, где и обсуждалось, какую выбрать песню. И поскольку отклик на нашу композицию What If был крайне живым и положительным, в том числе и от Дины, решили попробовать ее.

- Песня могла и не подойти ей.

- Конечно. Даже песня хорошая, вовсе необязательно, что она подойдет артисту. Поэтому мы встретились с Диночкой в студии, и она спела демо-вариант, который вы все и слышали. Спела быстро и хорошо. Мы сразу поняли, что это ее песня. Потом в Москву прилетел Габриэль Аларес, мой сопродюсер по этому треку, с которым мы и готовим финальный вариант песни. Его мы и отправим на конкурс. Планируем завершить запись 2 марта (беседа состоялась накануне, - ред.). Сессия была чудесная, весь коллектив вдохновлен!

- Как Дина переносит эту новую для нее историю?

- Отлично. Она очень трудолюбивая девочка. Несмотря на то, что она только вышла с самолета, не выспалась и приехала уставшая, отработала на полную катушку! Она пропустила песню через себя и сделала своей. Что очень важно и радостно.

- Песня получилась достаточно глубокой по содержанию. Даром, что не про любовь, как большинство песен «Евровидения»...

- Неудивительно, ведь это было продиктовано, в том числе и творческим составом. У нас вышел настоящий интернационал! Дина из Казани - она мусульманка. Я, простите за выражение, еврей. Йоаким и Габриэль — шведы, христиане. Не хватает только буддиста...

- What If — это некий призыв всем нам. Напоминание, что мы все еще остаемся людьми…

- Так получилось совсем неслучайно. Так было задумано. Это квинтэссенция нашей песни. Все, кто участвовал в ее создании, не только коллеги, но и единомышленники. Эта идеология нас объединяет. Хочется надеяться, что месседж этой песни — один из алгоритмов развития этого мира, погруженного в боль, хаос и страдания.

- В итоге в бешеной погоне за превосходством никто и не выигрывает.

- Именно. Все разговоры о том, что мой бог лучше, чем твой заканчиваются тем, что достается дубина и кто-то получает по голове. Кто быстрее достал дубину — тот и прав. Ну и смысл такого диалога?

- Наставник Дины на «Голосе» Александр Градский уже сказал, что вовсе необязательно выигрывать «Евровидение». Это вообще давно уже конкурс симпатий.

- Любой конкурс — это рулетка. Элемент случайности и делает любой конкурс привлекательным. Проблема в другом: в последнее время «Евровидение» начал превращаться в политический конкурс. Талант и вокал остаются необходимыми факторами победы, но недостаточными. Но есть еще масса факторов, которые находятся за пределами музыкальных аспектов. Мы хотели сделать хорошую работу, отражающую наше мироощущение. Это получилось. И легло на исполнителя.

- В чем секрет шведских музыкантов? За последнее время они совершили революцию в европейской музыке — пишут песни очень многим исполнителям, в том числе и лидерам «Евровидения».

- Для меня никакого секрета в этом нет. Работаю с ними почти 20 лет. Взять Бритни Спирс, N'Sync, Backstreet Boys, Кэти Перри — за всеми этими проектами стоят шведы. Эта история имеет глубокие корни. Во-первых, в Швеции очень высокий уровень музыкального образования. Во всех школах там преподают музыку на уровне наших спецучилищ. Во-вторых, они добросовестны и педантичны. Если берутся за что-то, делают на высоком уровне. Очень внимательно изучают музыкальный рынок. В-третьих, экспорт музыки подпитывается на уровне государства. Устраиваются конкурсы, семинары, выдаются гранты. А еще у них хорошо развито чувство мелодии. Выходит так, что шведская музыка апеллирует к более массовой аудитории.

- Вы, конечно, уже слышали, что вас обвиняют в плагиате?

- Узнал, когда совершал пересадку на самолет. Торчал три часа в аэропорту и получил недоуменное письмо от шведских коллег со ссылками на эти обвинения. Но повода для расстройств нет. Есть общее число нот, последовательность аккордов, которые не могут быть запатентованы. Они используются, как кому угодно, в зависимости от таланта. Что-то всегда может быть похоже на что-то. Помните историю с Джорджем Харрисоном, которого за песню My Sweet Lord тоже обвиняли в плагиате. Он даже в суде ее вынужден был исполнять! Суд проиграл, но где теперь те победители? Весь мир любит и поет My Sweet Lord Харрисона.

- Ходят сплетни, что один продюсер, таким образом, решил «снять» Дину с конкурса, чтобы отправить свою подопечную.

- Не знаю, какова целебность этих «грязевых ванн», но мы решили не принимать в них участие.

- Дина сильно переживает?

- Абсолютно спокойно к этому относится. Она все понимает и не обращает на сплетни внимания. Мы продолжаем работу.

- О группе «Автограф» давно ничего не слышно. Чем вы занимаетесь, помимо подготовки к «Евровидению»?

- Уже после того, как «Автограф» ушел в длительный творческий отпуск, в 1997 году мне предложили возглавить звукозаписывающую студию в Лос-Анджелесе. Я согласился, но с условием, что офис будет в Москве. Мы успешно работали — Дельфин, Данко, альтернативщики IFK – все это наши проекты. В 2002 году у меня возникли проблемы со здоровьем, и я вынужден был уйти. С тех пор я работаю как автор и продюсер. Сотрудничал с Димой Биланом, Валерией, Авраамом Руссо, Владимиром Пресняковым и многими другими. В каких-то проектах я участвую только как продюсер — сольный альбом Александра Кутикова, гитариста «Машины времени». А еще выступаю с группой Balls Of Fire – это некий хобби-проект. Поет там Маша Кац (та самая Юдифь, дебютировавшая в «Евровидении» от России в 1994 году, - авт.), на бас-гитаре - ваш покорный слуга, новый гитарист «Машины времени» Игорь Хомич, музыкальный продюсер Григория Лепса Саша Лев. Кроме того, помогаю русским артистам подбирать материал и персонал для проектов за рубежом. Так что скучать не приходится.

- А дома вас ждет семья?

- Да. У меня есть прекрасный сын Саша, ему пять лет. И любимая девушка, которая в недалеком будущем станет моей женой. И папа.

КОММЕНТАРИЙ

Габриель Аларес, соавтор песни: «Чтобы сочинять свои песни, нам не нужны чужие»

В интервью Первому каналу шведский продюсер прокомментировал обвинения в плагиате:

- Честно говоря, не знаю, как это комментировать… Мы давно пишем песни. И у нас нет необходимости брать чужие, чтобы сочинять свои. Своей песней я хотел сказать, что все вместе мы сможем сделать чудо. Земля рано или поздно сгорит. Будет обидно, если мы до этого времени не успеем объединиться и сделать добро все вместе.

Полный текст песни Дины Гариповой с переводом