Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика2 апреля 2013 22:00

Николай Никифоров: «Деньги считать надо. Но людей нельзя оставлять без связи, без почты...»

Глава Минкомсвязи России и его зам Алексей Волин побывали у нас в редакции [видео]

Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров и его зам Алексей Волин побывали на днях у нас в редакции и увидели, что «Комсомолка» сегодня - это не только компьютеры и газетные полосы (большая часть которых, кстати, передается в регионы с помощью Интернета) и собственный сайт, но и несколько радио- и телевизионных студий. Разумеется, и беседу с министром мы записывали на камеры...

В деревне - четыре человека. И... таксофон!

- Николай Анатольевич, вот только что вернулась с Северного Урала экспедиция «Комсомольской правды». Наши журналисты видели там деревню, в которой живут четыре человека. И в этой деревне стоит таксофон.

- Да, таких мест немало...

- А в другом поселке вообще никто не живет, но и там таксофон стоит, причем его красят постоянно! Это забавно по-своему...

- Обычно у меня есть стандартная фраза про то, что технологическая революция меняет уклад нашей жизни и все постепенно меняется. Но меняется не сразу.

Если посчитать количество карт, которые люди покупают для того, чтобы звонить, действительно, получается так, что один пользователь таксофона обходится государству ежегодно в 35 тысяч рублей. Поэтому под Новый год у нас в министерстве родилась такая фраза: «Дешевле каждому купить мобильный телефон, чем развивать сеть таксофонов».

Мы считаем, что не надо таксофоны субсидировать хотя бы там, где есть сотовая связь. Если кто-то хочет, пусть таксофон содержит - мы его не закрываем, он нам принадлежит, мы просто субсидируем дополнительные затраты операторам.

Но беда в том, что сотовой связи в большинстве этих населенных пунктов нет. А если еще вспомнить ЧП, когда пожары, или ледяной дождь, или выключается электричество, то таксофоны - это единственное, что работает... Если их отключить - люди в такие критические моменты вообще останутся без связи.

Да что скрывать: в тех самых труднодоступных уголках и почта - единственное место, куда человек может прийти узнать новости, а где организована торговля самым необходимым, - что-то себе купить. Если там закроется почта, то смысл и качество жизни этого населенного пункта будут практически сводиться к нулю.

Экономика, безусловно, важна, деньги считать надо, но людей нельзя оставлять без связи, без почты...

Почтальонам поможет новый закон

- Кстати, о Почте России. Мы знаем, что грядет ее акционирование, обсуждается новый закон о почтовой связи, но при этом концепция развития рассчитана на пять лет вперед, на 10. Нет опасения, что почта умрет раньше, чем все эти стратегии будут реализованы?

- Почта находится в очень тяжелом положении...

Получилось так, что, когда государство регулировало тарифы, почта получила большое количество разных обременений и обязательств, а она ведь не может отказаться доставлять письмо в тот или иной населенный пункт страны. В то же время на рынках с высоким уровнем дохода - прежде всего в крупных городах - с почтой конкурирует большое количество частных компаний...

Мы сами почту год за годом загнали в ту ситуацию, в которой сегодня предприятие и находится. А оно очень большое - 42 тысячи отделений, более 360 тысяч сотрудников. На выплату зарплаты уходит значительная часть средств. Казалось бы, на первый взгляд выручка немалая - 120 миллиардов рублей в год. При этом почти 60 - 70% средств уходит на фонд оплаты труда. Это конфигурация, при которой предприятие не может дальше развиваться.

Сейчас готовится серьезная программа по модернизации почты, и некоторые меры, возможно, будут связаны с государственным субсидированием.

Вы упомянули об акционировании - это тоже один из путей, который рассматривается. Окончательного решения по конкретным мерам еще не сформировано. Минкомсвязи подготовило соответствующую модель, мы впервые посмотрели на предприятие с позиции его целостности, где есть и доходы, и расходы, и различные сценарии развития.

Убежден, что в ближайшее время все необходимые решения по началу системных реформ на почте будут приняты. Это и закон, и различные механизмы господдержки плюс новый набор услуг. Все эти факторы должны положительно повлиять на перезагрузку предприятия...

- А уже просматриваются примерные сроки реализации закона о почте?

- Закон регулирует ряд моментов, но его нельзя рассматривать как какое-то чудо. Почта - очень сложный механизм, там много составляющих. Ну, например, у нас есть системная проблема с международными пунктами обмена в аэропорту «Шереметьево». Он рассчитан на определенный объем, а мы этот объем значительно превышаем каждый день. А построить новое здание в «Шереметьево» достаточно сложно...

Опять же есть главный центр магистральных перевозок, который почту пробрасывает между городами. И я считаю, что именно с него мы должны начать системную модернизацию - просто потому, что это позволит нам ускорить доставку почты на большие расстояния.

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров и его зам Алексей Волин (на снимке слева) в редакции «Комсомолки».

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров и его зам Алексей Волин (на снимке слева) в редакции «Комсомолки».

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Электронная услуга против шариковой ручки

- В первом интервью «Комсомолке» (см. «КП» за 31.05. 2012 г. и на сайте kp.ru) вы говорили, что самый быстрый способ что-то реально изменить в работе органов госвласти - в центре и на местах - это электронные услуги, электронное правительство. Но очередей по-прежнему много - за разного рода справками или, например, чтобы загранпаспорт оформить...

- Сегодня в портале услуг у нас зарегистрировано примерно четыре миллиона пользователей. А цель стоит - кстати, она прописана в одном из так называемых инаугурационных указов президента Путина в мае прошлого года, - чтобы 70% жителей страны имели возможность пользоваться госуслугами в электронном виде. Это означает, что цифра должна быть не четыре миллиона, а 100 миллионов. Именно такое количество зарегистрированных пользователей мы должны иметь к 2018 году.

Что же касается очередей... С одной стороны, проблема в том, что люди сами должны изменить свое отношение к электронным услугам - поверить в то, что это реально действует. С другой - на местах надо построить работу так, чтобы запись в электронную очередь давала гражданину право именно в назначенное время получить конкретную услугу. Чтобы он не столкнулся с живой очередью и ему не приходилось бы заполненное заранее электронное заявление заново переписывать шариковой ручкой.

- Неужели такие случаи бывают?

- И очень часто. Поэтому для преодоления подобных организационных неувязок Минэкономразвития создает - в режиме комфортной доступности - многофункциональные центры, они уже появились во многих российских регионах. Главная цель здесь - чтобы в одной точке можно было бы получить не какую-то отдельную справку, а весь набор услуг разных ведомств.

- А ваша задача в данном случае...

- Сейчас мы думаем, как здесь может пригодиться Почта России. Ведь ни в одной другой организации нет такой широко разветвленной сети. И в идеале задача - чтобы в каждом почтовом отделении можно было получить хотя бы самые базовые государственные муниципальные услуги.

Плохо, когда очередь в учреждение - за некоей справкой, которая нужна для того, чтобы пойти в другое учреждение и там получить услугу. Вот для решения этой задачи несколько лет назад был принят так называемый 210-й федеральный закон, и с 1 июля 2012 года он полностью вступил в силу.

К сожалению, сегодня посредством электронных обращений запрашивается лишь примерно каждая десятая справка. В идеале гражданин должен быть вообще избавлен от сбора справок - он просто приходит в учреждение, показывает паспорт, удостоверяет свою личность и получает услугу, а все бремя сбора информации с других госорганов уже лежит на чиновниках. Есть так называемые документы личного хранения, которых нет у органов госвласти - тот же самый паспорт или трудовая книжка, - но их перечень достаточно небольшой, к тому же он будет постоянно сокращаться.

Даешь безопасный Интернет!

- В первом интервью вы признавались и в том, что вас, как и нас всех, беспокоит российский Интернет - в смысле его безопасности. Как можно защитить наших детей от нежелательного контента?

- В нашей стране на сей счет принят специальный закон, который вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Он очень активно обсуждался, кто-то называл его инструментом госцензуры... Но, на мой взгляд, это верный шаг.

В реестр нежелательной информации было подано примерно 34 тысячи заявок, в итоге осталось чуть более двух тысяч конкретных адресов-страниц, остальная нежелательная информация была удалена.

- В том числе и порносайты?

- Речь идет в основном об информации, связанной с пропагандой наркотиков, методами их изготовления. На втором месте - пропаганда суицида, на третьем - детская порнография... Здесь было важно, чтобы Роскомнадзор как уполномоченный орган, который ведет реестр, выстроил нормальные отношения со всеми ключевыми интернет-игроками. Причем не только российскими, но и зарубежными. На мой взгляд, этот механизм практически уже отрегулирован, он успешно действует.

Но мы будем и дальше совершенствовать и постановления правительства, и ведомственные инструкции, и приказы на этот счет. Практика сама подсказывает, что и где можно улучшить. Главное, что сегодня есть законодательная база, которая позволяет это делать.

Глава МинкомсвязиКругом вода. А почта работает. Снимок сделан в Туле в апреле прошлого года. Кстати, эта работа была представлена на выставке «Лучшие фотографии России-2012».

Глава МинкомсвязиКругом вода. А почта работает. Снимок сделан в Туле в апреле прошлого года. Кстати, эта работа была представлена на выставке «Лучшие фотографии России-2012».

КСТАТИ

А роуминг подешевеет?

- Подешевеет ли роуминг?

- Если говорить про цены на международный роуминг, то здесь государству очень сложно напрямую на них повлиять - это вопрос договоренности между операторами. В то же время на всех заседаниях межправительственных комиссий мы эту тему обозначаем, считаем, что администрации, регуляторы связи должны самым активным образом создавать условия и участвовать в переговорах для того, чтобы операторы пошли навстречу друг другу.

Уже звучала цифра, что в этом году страны Евросоюза посетят почти пять миллионов туристов из России. Очевидно, что все они поедут со своими сотовыми телефонами, смартфонами. И им гораздо выгоднее купить местную SIM-карту и сменить номер на время своей поездки. Но это, конечно же, вносит некий дискомфорт.

Убежден, что в долгосрочной перспективе проблема международного роуминга все же будет решаться и тарифы станут более доступными. Но чтобы операторы пошли здесь навстречу друг другу, должен быть баланс численности туристов разных стран.

- А вот еще национальный роуминг... Что это за зверь?

- Вообще это понятие очень странное, и, на мой взгляд, относиться к нему надо очень корректно. Мы предлагаем внедрить принцип, при котором, даже перемещаясь между разными городами внутри нашей страны, абонент имел бы возможность всюду получать бесплатные входящие звонки, а исходящие везде оплачивать по местному тарифу. Это не значит, что куда-то денется стоимость междугороднего соединения, если я, допустим, приехал из Москвы в Новосибирск и звоню опять в Москву. Но это значит, что я хочу быть в Новосибирске наравне с другими новосибирцами и не должен для каждого города России иметь у себя в портфеле отдельную SIM-карту с отдельным номером и постоянно их менять в своем телефоне...

Мы хотели бы эту норму внедрить. Соответствующая законодательная инициатива уже есть, мы ее поддержали, там требуется определенная доработка, но убежден, что в этом году подобное решение мы сможем принять.

вопросы на засыпку

Про «мобильное рабство», SМS-спамы и капризы голосовой связи

- А когда появится услуга по переносу сотового номера и кончится «мобильное рабство»?

- 1 декабря этого года. Ждем...

- А вот всякие SМS-спамы ну просто уже достали! Абонентов же надо как-то защищать...

- В Законе «О связи» на этот счет скоро, я надеюсь, появится специальная формулировка, будет юридически определено и само понятие SМS-спама.

- А если говорить в целом о качестве сотовой связи - она иногда капризничает...

- Есть совершенно конкретные проблемы - например, качество голосовой связи и мобильного Интернета в Москве. Это связано с ограниченным частотным ресурсом, с тем, что большой его объем именно в столице используется спецпотребителями - это и Минобороны, и отдельные спецслужбы. Но в целом диалог здесь идет. Убежден, что в ближайшие несколько лет мы ситуацию с сетями новых поколений сможем системно исправить.

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ МИНИСТР

О цифровом ТВ

- Если говорить про цифровое ТВ... Сегодня мы видим стремительный рост доли телевидения, получаемого по кабелю в квартирах. Более того, мы реализуем сейчас инновационный проект, пытаемся сделать очередной технологический прорыв, добиться того, чтобы стоимость подключения одной квартиры «по оптике» была очень низкая. Сама технология должна измениться, чтобы во всех более-менее крупных населенных пунктах мы получили «оптику» в домохозяйства с хорошей скоростью Интернета, с большим количеством каналов высокой четкости.

О широкополосном доступе для школ

- В свое время был нацпроект, когда школы в принципе подключили к Интернету. И это считалось прорывом. Но проблема в том, что сегодня это самое подключение, если оценивать его по современным меркам, просто ничто... Поэтому мы готовим сейчас национальный план развития широкополосного доступа, школы с учащимися примерно более 500 человек рассматриваем как ключевые точки. Считаем, что государство должно целевым образом обеспечить там наличие той самой «оптики», про которую мы говорим. Реализуя этот план, мы заодно решим и задачу появления широкополосного доступа в населенных пунктах.

На очереди - связь федеральных трасс

- В числе главных задач - покрытие сотовой связью сети федеральных автодорог. В 2013-м - это пять ключевых трасс, покрывающих транспортные коридоры «Север - Юг», «Запад - Восток». Это связано и с внедрением системы ГЛОНАСС, что важно и с точки зрения работы экстренных служб. На днях была утверждена федеральная целевая программа по созданию системы 112 - единого номера экстренных служб. Этот номер наиболее эффективно используется там, где есть увязка с системой ГЛОНАСС. Мало того что мы телефонный звонок передаем в единую диспетчерскую службу, важно скоординировать работу людей на местах, потому что очень часто происшествия требуют вмешательства двух-трех служб.

Читайте также

«Комсомолка», проведя экскурс в историю, выяснила: Новый министр связи Николай Никифоров - самый молодой в истории России

Наши корреспонденты сходили в гости к 29-летнему «министру-вундеркинду» [видео]

Мы встретились с Николаем Никифоровым в зале коллегии Минком­связи. Когда министр сел в кресло напротив нас, он специально, как нам показалось, поддернул рукав пиджака - так, чтобы был виден циферблат наручных часов, на который он изредка поглядывал, стараясь делать это незаметно. («У вас 30 минут», - шепнула нам пресс-секретарь министра Елена Лашкина.) На стол положил два мобильных телефона с отключенным звуком. На них он тоже иногда мельком бросал взгляд. (Читайте далее)