Наша задача – строительство храма «под ключ». А все внутреннее убранство будет за счет прихожан, - подчеркнул Святейший
Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
- Где это видано? Наш молебен разгоняет ОМОН! – две субботы подряд жаловались мне православные активисты, приезжавшие помолиться на Молодежную улицу в Москве на место, где должен был вырасти храм в рамках «Программы-200». А там их ждали недовольные группы населения в компании омоновцев.
- Кто ответит за все, что тут происходит? Я верю, что всему этому безобразию придет конец, но этот конец, благодаря тому, что есть такие журналисты как вы, будет еще не скоро, - гневно отчитывал меня в то же время их ярый оппонент с Молодежной.
Позже в РПЦ заверили, что строить храмы будут только при консенсусе, но в то же время активисты создали Координационный центр «Защитим «Программу-200».
Во вторник же реализацию этой громкой программы и связанные с ней проблемы обсуждали уже на высшем уровне: в храм Христа Спасителя на заседание Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов Москвы» к Патриарху Кириллу прибыли мэр Москвы Сергей Собянин, глава Газпрома Алексей Миллер, главный железнодорожник России Владимир Якунин, глава Сбербанка Герман Греф и многие другие.
- 2 года назад я освятил место под закладку первого храма из этой программы на Дубровке у трагического места. С того дня и начала реализовываться «Программа-200». Строительство этих храмов не является чьим-то капризом, прихотью, фантазией – все это отвечает реальным потребностям москвичей. Уже сейчас более чем на 40 площадках мы имеем временные сооружения для совершения богослужений – где-то часовню, где-то вагончик. Закипела приходская жизнь, - первым делом подметил Патриарх.
И привел первые цифры: на сегодняшний день построено уже 8 храмов, еще 15 строятся, не менее 20 планируют начать строить в будущем году. При этом РПЦ ратует за комплексное развитие территории, где возводятся храмы, и просит не считать их модульными и низкопробными. Модульная – это технология, а сами храмы получаются индивидуальные.
- Наша задача – строительство храма «под ключ». А все внутреннее убранство будет за счет прихожан, - подчеркнул Святейший.
Отдельно поговорили и о стычках с недовольными. «Слухи о конфликтах более чем преувеличены. Это 4 случая, где они реально были. Во всех остальных люди выступали не против строительства, а против конкретного места. Если какая-то дама заявляет, что всегда ставила здесь свой «Порше Кайенн», это не значит, что против храма протестуют местные жители. Церковь и все, кто вовлечены в эту программу, открыты для того, чтобы слышать голоса и принимать позицию людей. Но есть «летучие отряды», они создавали возбуждение, говорили жителям: «Вы согласны с тем, чтобы мимо ваших окон носили гробы?» Люди говорили: «Нет, конечно». А другие накручивали: «Представляете, какой колокольный звон? Спать не сможете!», - процитировал Святейший без имен наводнившие прессу тезисы вождей известной фруктовой партии.
К слову, много лет живу с отстроенным храмом во дворе – пугать здесь реально нечем.
- Нет конфликтов, которые зашли в тупик, и вызывают жесткое противостояние. Если местная общественность, депутаты против, мы не настаиваем, выбираем другие участки. Но депутаты отказывают даже по строительству детской спортивной площадки! - ободрил Сергей Собянин. – Всегда кто-то желает тихий двор, а кто-то – спортплощадку. Программа двигается в нормальном режиме, необходимо просто включаться и помогать.
- Храм Христа Спасителя за 5 лет построили! А тут, казалось, по сравнению с таким, мелочевка. А не получается, - вздохнул советник мэра и Патриарха Владимир Ресин. И бормотнул, что «нужно быть дураком, чтобы строить без денег». (Напомним, строительство 200 храмов идет без бюджетных вливаний – полностью за счет спонсоров и пожертвований, и на нулевом цикле привлечь меценатов не так-то просто. Плюс надо гасить задолженности перед проектными организациями).
- Это мудрая фраза, - улыбнулся в ответ Святейший. - Чтобы построить, нужно деньги собирать. Надеюсь, что те алгоритмы, которые мы сегодня определяем, позволят без сверхусилий решать эту задачу.