Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды9 декабря 2013 11:10

Любит – не любит? Плюнет? Поцелует?

Наш колумнист ловит себя на мысли, что с нетерпением ждет финальных серий "Оттепели" [видео]
Кадр из популярного сериала Первого "Оттепель"

Кадр из популярного сериала Первого "Оттепель"

Я про «Оттепель». Скоро мы узнаем, чем кончилось. Интересное, почти забытое ощущение от того, что ты смотришь по телевизору – ощущение незнания финала.

Ну да, мы не знаем, как там справятся с вопросом знатоки в «Что? Где? Когда?». Не знаем, сможет ли кто-то выиграть три миллиона у Диброва. Но сериалы (и не только отечественные) давно перестали волновать нашу душу настолько. И вот есть какие-то люди в костюмах эпохи шестидесятых, которые приводят в движение давно забытый механизм.

Механизм прост. «А Фанфана убьют?» - спрашивают дети начальника пионерского лагеря в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» во время киносеанса. «Убьют, убьют»,- рассеянно отвечает он, занятый своими делами, а ответом ему становится громогласные «НЕТ» и «АААА!». И мы давно так не смотрели кино. История, которая рождалась у нас на глазах (и еще продолжает рождаться), позволяет прочувствовать то, о чем мы не думали, читая классику.

Вы заметили, что в сотнях интервью о том, что читает актер-писатель-политик, часто звучит слово «перечитываю»? «Я перечитываю Чехова», «Я вновь открыл для себя Толстого», «Я вернулся к романам Достоевского». Но даже при первом прочтении классики, увы, мы оказываемся в ситуации «перечитывания».

Мы уже знаем, что Анна Каренина легла под паровоз до того, как на страницах этот паровоз Анну настиг. И мы не можем представить себе ситуацию неведения. Чистого чтения, когда никто не в курсе, что же придумал автор. Как он поступит с Карениной? А может, она останется с мужем? А может, она украдет ребенка и сбежит, вуалью прикрывая лицо? Общий информационный фон мало кому сегодня позволит не знать, что Онегин убил Ленского, а Чацкий требовал карету. Но ведь был тот миг, когда произведения рождались. Когда, выходя из театра, люди всерьез обсуждали поведение Софьи и Молчалина. Когда барышня, читая «Героя нашего времени», искренне негодовала и сочувствовала княжне Мэри. И Валерий Тодоровский каким-то волшебным образом создал мир, за которым ты наблюдаешь, как за настоящим. И злишься на него, как на настоящий мир, поскольку нет страшнее зеркал, чем те, которые отражают реальность, слишком похожую на мечту, но мечту разрушая.

«Ну почему, почему он так?» (Спрашивают зрительницы о поведении героя, которого играет Цыганов). «Ну почему, почему он так?» (Спрашивали читательницы «Героя нашего времени» в позапрошлом веке). Возможно, ключ в песенке. Песенке, которую мы все напеваем, ибо удачная она получилась у Меладзе. «Если б ты испытал то же самое, ты бы знал, что такое любовь».

А персонаж не знает. Или знает? Испытывал? Или не испытывал? Да-да, финал еще неизвестен.

ЕСТЬ МНЕНИЕ Морозная «Оттепель» Наталья ГРАЧЕВА, Сергей ПОНОМАРЕВ Посмотрели, проглотили первые две серии нового телесериала. С удовольствием — даже и разжевывать не хочется. Живые люди, неторопливая съемка, все лезет в душу, как котята в чужую кровать. На фоне череды фильмов про картонных Золушек и клюквенное мочилово это отдушина, оттепель. Мало того, что все правда, так ещё и изящно, ещё и чуть недоговорённо, с уважением к зрителю, который «умный, сам догонит» (читать далее) ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Cегодня «Оттепель», а завтра - холода... Едва в эфире прошли первые серии, отдельные зрители стали возмущаться: «Не так все было в 60-е! Простой народ жил бедно, а в сериале об этом ни слова. Москва какая-то чересчур солнечная и красивая. Платья на женщинах нарядные. Автомобили никелем поблескивают...» Валерий Тодоровский усмехается: «Я снимал не документальный фильм, а миф!» Но миф, очень похожий на правду. Главное - дух той поры (читать далее) ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Валерий Тодоровский: «Я решил, что в «Оттепели» все женщины будут красивыми» Режиссер большого кино Валерий Тодоровский («Стиляги», «Страна глухих», «Любовник») впервые снял сериал для телевидения, куда раньше захаживал только как продюсер. Первые две серии журналистам показали заранее и, поверьте, это тот редкий случай, когда стоит бросить все дела и включить телевизор. Накануне премьеры режиссер рассказал «КП», с чего вдруг он решил снять историю про кинематографистов, да еще на фоне романтических 60-х (читать далее)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Морозная «Оттепель»

Наталья ГРАЧЕВА, Сергей ПОНОМАРЕВ

Посмотрели, проглотили первые две серии нового телесериала. С удовольствием — даже и разжевывать не хочется. Живые люди, неторопливая съемка, все лезет в душу, как котята в чужую кровать. На фоне череды фильмов про картонных Золушек и клюквенное мочилово это отдушина, оттепель. Мало того, что все правда, так ещё и изящно, ещё и чуть недоговорённо, с уважением к зрителю, который «умный, сам догонит» (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Cегодня «Оттепель», а завтра - холода...

Едва в эфире прошли первые серии, отдельные зрители стали возмущаться: «Не так все было в 60-е! Простой народ жил бедно, а в сериале об этом ни слова. Москва какая-то чересчур солнечная и красивая. Платья на женщинах нарядные. Автомобили никелем поблескивают...» Валерий Тодоровский усмехается: «Я снимал не документальный фильм, а миф!» Но миф, очень похожий на правду. Главное - дух той поры (читать далее)

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Валерий Тодоровский: «Я решил, что в «Оттепели» все женщины будут красивыми»

Режиссер большого кино Валерий Тодоровский («Стиляги», «Страна глухих», «Любовник») впервые снял сериал для телевидения, куда раньше захаживал только как продюсер. Первые две серии журналистам показали заранее и, поверьте, это тот редкий случай, когда стоит бросить все дела и включить телевизор. Накануне премьеры режиссер рассказал «КП», с чего вдруг он решил снять историю про кинематографистов, да еще на фоне романтических 60-х (читать далее)