Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Звезды1 апреля 2014 22:00

Ольга Ростропович: С отцом меня помирил священник

27 марта легендарному музыканту Мстиславу Ростроповичу исполнилось бы 87 лет. Об отце и не менее знаменитой маме рассказывает Ольга Ростропович [фото]
Источник:kp.ru
Галина Вишневская и Мстислав Ростропович познакомились в 1955 году на фестивале «Пражская весна». И более 50 лет прожили вместе (Москва, 2001 год).

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович познакомились в 1955 году на фестивале «Пражская весна». И более 50 лет прожили вместе (Москва, 2001 год).

Дочь великих музыкантов - виолончелиста Мстислава Ростроповича и певицы Галины Вишневской - Ольга Ростропович признается: «Каждый раз когда я готовлю концерты, фестивали, то ощущаю присутствие своего папы. А сейчас к нему присоединилась и мама. Как будто они сидят в зале и слушают, смотрят. А я веду с ними внутренний диалог». В дни очередного фестиваля Мстислава Ростроповича Ольга рассказала о своей семье.

- Ольга, Галины Павловны не стало через пять лет после ухода из жизни супруга. Как она жила эти годы?

- Мама стойко держалась и работала до последнего. В день похорон отца многие отмечали, как держится Вишневская, даже не плачет. Но никто не знает, сколько успокоительных лекарств выпила она перед этим… А когда после прощания мы приехали на дачу, она уже не могла сдерживаться. Это был не плач - она выла белугой. Все эти пять лет мама не разрешала даже прикасаться к вещам папы. Однажды на даче я перевесила его шубу из одного шкафа в другой. Мама вежливо попросила повесить шубу обратно. Все должно было оставаться так, как будто папа уехал на гастроли и вот-вот вернется. Но уход мужа из жизни никак не нарушил ее работу. Каждый день ровно в 12.00 она приходила в классы своего Центра оперного пения и до вечера занималась с учениками. Руководила постановками опер и концертов. Хотя в последнее время ей было, конечно, тяжело. Но мама держалась. Она не любила, чтобы ее жалели и видели ее переживания. Часто вечерами садилась в кресло, слушала их с папой совместные записи и молчала…

«Папа бегал за мной, размахивая виолончелью, за то, что я не занималась».

«Папа бегал за мной, размахивая виолончелью, за то, что я не занималась».

- Про любовь Галины Павловны и Мстислава Леопольдовича ходят легенды: ради любимой Ростропович мог сделать все что угодно.

- И это не легенды, это правда. Как-то в Финляндии папа купил для мамы квартиру. Для нее, петербурженки, финский климат и природа - почти родные… Мама зашла в квартиру, огляделась и как бы между прочим бросила: «Гостиная, конечно, маловата, ну ничего!» После этого папа года полтора под разными предлогами не пускал ее в этот дом. Только она захочет в Финляндию, а он: «Ты, конечно, можешь поехать, только там горячей воды нет - трубу прорвало». Или: «Такая замечательная идея, только там сейчас батареи меняют, и отопления нет». А еще: «Ой, как хорошо, только сейчас у тебя в спальне красят стены». И так далее. Все что-нибудь выдумывал. На самом деле в это время он работал над расширением гостиной: уговорил соседа продать квартиру, затем ломали стену, делали ремонт… И только когда все было готово, папа привез маму. Она встала на пороге: «Что-то не пойму, вроде комната стала больше!» «Да ну что ты, все по-прежнему. Ты просто давно тут не была!» - отвечает папа. Так весь вечер он рассказывал, что маме все это кажется, получая от этого колоссальное удовольствие. Потом сознался. Ну какой мужчина способен на такое ради жены?! Или папа мог снять свое пальто, бросить его в грязь перед мамой, чтобы она прошла и не запачкала туфли.

- А из-за чего у них могла возникнуть ссора?

- Все как-то по мелочам. Крупных ссор - так, чтобы потом они долго не разговаривали, - не было. Мама хотела, например, чтобы папа с ней репетировал перед концертами, аккомпанировал ей на рояле. Сердилась, когда он говорил, что должен заниматься сам. Покричат друг на друга, замолчат. Потом раздается телефонный звонок, папа разговаривает с кем-то, а когда кладет трубку, уже обращается к маме как ни в чем не бывало. Она сначала отвечает сдержанно, но минут через двадцать, глядишь, ссора забыта.

- Ольга, а у вас ссоры с родителями возникали?

- Понимаете, для нас и мама, и папа были большим авторитетом. Их слово - закон. Нас так воспитали, что обижайся или нет, а будет так, как они сказали. Конечно, в юности возникали какие-то ситуации. Например, когда папа бегал за мной по дачному поселку, размахивая виолончелью, за то, что не занималась на инструменте. Еще помню, я обиделась, когда он не позволил мне пойти на выпускной вечер в приготовленном для этого случая платье - слишком коротким оно ему показалось. Тогда мама распустила свою шаль и за ночь связала крючком кружева, которые пришила к подолу моего платья… Однажды, когда мы с сестрой уже взрослые жили отдельно (это было в Америке), папа сильно обиделся на меня. Дело в том, что тогда я решила оставить игру на виолончели. Папа позвонил: «Почему так мало у тебя концертов?» Я была вынуждена рассказать, что ухожу со сцены. Отец ругался, кричал: «Раз так, верни мне виолончель! Прямо сегодня…» Он говорил о любимой виолончели Лоренцо Стариони, которую когда-то отдал мне. Но ведь когда играешь на инструменте долго, он становится частью тебя. И я отказалась ее возвращать… В общем, с папой мы не разговаривали целых три года. Помирились в 1987 году, когда перед венчанием с супругом я пошла к батюшке на исповедь. Рассказала, что на душе есть обида на отца. Священник сказал, что надо бы попросить прощения. Несколько дней я думала, а потом набрала номер отца. Только и могла сказать ему: «Папа, прости меня, пожалуйста!» И зарыдала. И он тоже заплакал. Так и помирились.

Мстислав Леопольдович и Галина Павловна с дочерьми Еленой и Ольгой.

Мстислав Леопольдович и Галина Павловна с дочерьми Еленой и Ольгой.

«Мы не понимали, почему нас оставили в монастыре»

- По книге Вишневской «Галина» многие знают, как в 1978 году, из-за того что поддерживали Солженицына, ваших родителей лишили советского гражданства. Помните отъезд из страны?

- Папа тогда уехал чуть раньше, мы с мамой и сестрой попозже. У меня такие смутные воспоминания. Накануне мои одноклассники всю ночь спали на лестнице, чтобы рано утром нас проводить… Мы с Леной вышли из дома радостные. Экзамены были позади, школу мы окончили, в консерваторию поступили и взяли академический отпуск. Мы с сестрой ехали смотреть мир. Думали, у родителей турне года на два. Так тогда предполагалось. А простились с родиной на долгие годы. Родителей лишили гражданства, когда они были уже за границей, и долго не пускали назад. Мама с папой привезли нас в Швейцарию и устроили в монастырь. Было очень тяжело - без языка, без друзей. Мы так скучали! Конечно, была обида. Но не на то, что нас привезли и бросили. Мы понимали: у папы и мамы концерты, они не могут таскать нас с собой. Но почему не в Нью-Йорк или Париж?! Почему в монастырь, почему в горы с коровами?! Мы прожили там два года. Позже мы с сестрой смогли продолжить музыкальное образование в Нью-Йорке...

Елена и Ольга Ростропович у дома, где жили их родители после возвращения в Москву из вынужденной эмиграции.

Елена и Ольга Ростропович у дома, где жили их родители после возвращения в Москву из вынужденной эмиграции.

- Когда вы жили за границей, от «врагов родины» Вишневской и Ростроповича многие отказались?

- Если говорить о предательствах, вспомнила один случай: папа звонил поздравить с Новым годом друзей, оставшихся в Советском Союзе. Но не все были готовы с ним общаться. Помню, его очень удивил разговор со своим ассистентом, которому он помог стать доцентом консерватории. Папа рассчитывал, что он обрадуется, а этот человек холодным голосом сказал: «Я с тобой разговаривать не буду». С одной стороны, его можно было понять: все-таки папу объявили врагом народа, политическим гангстером - поддерживать такое знакомство было действительно опасно… И все же папе было очень больно. А когда родители вернулись в Россию, им показали рассекреченные документы КГБ. И папа тогда испытал настоящий шок - он и не подозревал, как много людей из его ближайшего окружения писали на него доносы. И среди этих людей оказался тот самый ассистент. Он был вхож в дом. Помню, потрясающе помидоры консервировал и приносил нам. И при этом систематически стучал в КГБ. Систематически! Один из самых близких друзей!

- Когда ваша семья впервые побывала на родине после вынужденного отъезда?

- В 1990 году, когда папу пригласили выступить в Москве с Вашингтонским симфоническим оркестром. Отец согласился, но встал вопрос, кто с ним поедет. Мама говорила, что ноги ее не будет в СССР - обида на государство, на власть была еще в ней жива. И тогда я сказала, что поеду с папой, поддержу его. Услышав это, на поездку решилась и мама.

Семья Ростроповичей на юбилее Галины Вишневской в Большом театре (2001).

Семья Ростроповичей на юбилее Галины Вишневской в Большом театре (2001).

«К сожалению, русского языка наши дети почти не знают»

- После смерти Мстислава Леопольдовича вы переехали жить в Россию, чтобы быть рядом с Галиной Павловной. А еще начали проводить музыкальный фестиваль имени Ростроповича. Это было пожелание папы?

- Дело в том, что отец еще при жизни задумался о музыкальном фестивале. Но не успел. Сейчас уже пятый год подряд в течение десяти дней в Москве проходит Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Я рада, что у нас устоялись замечательные традиции. Фестиваль открывается в день рождения папы - 27 марта. Этот день всегда был праздничным как для него, так и для всей нашей семьи. Таким же праздником он остается и сейчас для многих любителей музыки. Еще одно неизменное правило для нас - это выступления музыкантов высочайшего уровня. В этом году состоится восемь концертов, в которых примут участие Лондонский оркестр, Российский национальный оркестр, Филармонический оркестр Радио Франции, оркестр Штутгартского радио, артисты из Америки, Бельгии, Норвегии… Особенно замечательно, что все они сочли необходимым приехать на наш фестиваль, несмотря на сложности в политическом климате. Это говорит об уважении к фестивалю, к Ростроповичу и к России в целом. По традиции некоторые концерты мы полностью посвящаем кому-то из друзей или коллег Мстислава Леопольдовича. Так, 28 марта состоялась российская премьера незаконченной оперы Дмитрия Шостаковича «Оранго», а 4 апреля будет исполнен «Военный реквием» Бриттена - композитора, который дружил с родителями, писал для них произведения.

Вишневскую и Ростроповича лишили гражданства СССР с формулировкой «за систематическую материальную помощь подрывным антисоветским центрам за рубежом».

Вишневскую и Ростроповича лишили гражданства СССР с формулировкой «за систематическую материальную помощь подрывным антисоветским центрам за рубежом».

- Галины Павловны не стало в декабре 2012 года. Помните ваш последний разговор?

- Кто бы знал, что он будет последним, этот разговор… Она заставила меня пообещать, что я не оставлю ее Центр оперного пения и буду заниматься им дальше. Высочайший уровень подготовки наших артистов на каждом концерте и спектакле - такие требования были у Галины Павловны. Чтобы все это осталось, и было самым главным наказом мамы перед уходом… У меня невероятное чувство ответственности перед родителями, и это дает мне силы справиться со сложностями, возникающими в работе. Моя сестра Елена по-прежнему занимается благотворительным медицинским фондом Вишневской-Ростроповича. Я - Фондом поддержки молодых музыкантов и оперным центром. А наши дети пока учатся в университетах в разных странах. К сожалению, русского языка они почти не знают да и пока заняты своими делами.

Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой сцене.

Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой сцене.

Супруги вновь ступили на московскую землю после 16 лет эмиграции в феврале 1990 года.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Мстислав РОСТРОПОВИЧ родился 27 марта 1927 года в Баку. В 1937 году окончил Московский музыкальный техникум им. Мусоргского, в 1946 году - Московскую консерваторию. Стал известным в 1945 году, получив золотую медаль на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. Впервые исполнил 117 произведений для виолончели и дал 70 оркестровых премьер. Около 60 композиторов посвятили свои сочинения музыканту. С 1977 по 1994 год - художественный руководитель Национального оркестра в Вашингтоне. Скончался 27 апреля 2007 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой сцене.

Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой сцене.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Галина ВИШНЕВСКАЯ родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде (фамилия в девичестве - Иванова). В 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты. В 1951-м - солистка Ленинградской филармонии. С 1952 года - солистка Большого театра. В 1974 году уезжает с семьей за границу, возвращается в 1990-м. Исполнила главные партии более чем в 30 операх, среди которых: «Евгений Онегин» (1953), «Фиделио» (1954), «Аида» (1958), «Пиковая дама» (1959), «Война и мир» (1959), «Травиата» (1964) и другие. Играла Екатерину II в спектакле МХАТ им. Чехова «За зеркалом» (1993). Снялась в фильмах: «Катерина Измайлова» (1966), «Провинциальный бенефис» (1993) и «Александра» (2007). Автор книги воспоминаний «Галина» (1991). В 2002 году создала и возглавила в Москве Центр оперного пения. Скончалась 11 декабря 2012 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.