2015-02-04T08:58:20+03:00

2 декабря в международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» обсудят тенденцию перехода от стандартных медиа в диджитал среду

Профессиональный диалог экспертов желающие смогут увидеть в 12:00 в зале Trends Area
Изменить размер текста:

Кирилл Филиппов, генеральный директор SPB TV.

Кирилл Филиппов, генеральный директор SPB TV.

В рамках конференции MIXX Russia, которая состоится 2 декабря в международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня», Кирилл Филиппов, генеральный директор SPB TV и cоветник министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Сатин обсудят тенденцию перехода от стандартных медиа в диджитал среду.

А пока предлагаем вашему вниманию интервью с Кириллом Филипповым, который ответил на несколько традиционных, но важных вопросов для рынка интерактивных коммуникаций.

Поделитесь на ваш взгляд самыми знаковыми digital кейсами/открытиями 2014 года? Повлияют ли они на тренды в следующем году?

Говоря о мировых тенденциях, прежде всего стоит отметить активно обсуждаемый в последнее время вопрос, который касается оптимизации раздачи контента в сетях. Проблема вызвала серьезную полемику на Западе, в том числе в США, где сегодня сложился наиболее развитый рынок цифровых медиауслуг. Некоторое время назад между Akamai Technologies, поставщиком веб-услуг, располагающим собственной развитой CDN, и крупнейшим американским интернет-кинотеатром Netflix был заключен коммерческий контракт, по условиям которого Akamai брался обеспечивать приоритетное продвижение Netflix через свои серверы. Вскоре компания Google заявила, что также может оказывать подобную поддержку, причем бесплатно. Не углубляясь в техническую специфику, следует пояснить, что речь прежде всего идет об обеспечении более устойчивого и скоростного трафика для отдельных онлайн ресурсов (сайтов, сервисов), а это особенно существенно при просмотре видео.

В то же время администрация Белого дома увидела в этом угрозу статусу Интернета как сети равных возможностей для всех участников, которые ведут свою деятельность в рамках легального поля. Меры по поддержанию свободной конкуренции и обеспечению права выбора пользователей вырабатывает Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commission). С официальным заявлением в поддержку «нейтралитета сети» («net neutrality») выступил Барак Обама.

Изначальная причина ситуации, представляющей собой знаковый для видеорынка «кейс», в том, что онлайновые сети периодически перестают справляться с возрастающим объемом смотрения. Иногда можно наблюдать, как сети буквально «падают» во время выхода очередных эпизодов популярных сериалов. Соответственно, вопрос ближайшего будущего – совершенствование технических возможностей. Один из путей – начавшийся переход на новые гибридные серверные платформы, который будет продолжаться.

Но едва ли не более важным вопросом остается пиратство. Пиратские сервисы не только нарушают авторские права, но и существенно осложняют трафик. Причем это повсеместная проблема – не только российская или характерная для развивающихся стран. Объем пиратства везде значителен. Отличия скорее касаются готовности потребителей платить за услуги по показу контента. Так что на сформировавшихся рынках война с пиратством будет становиться все более жесткой.

- В чем особенность российского digital рынка? Поделитесь самыми важными фактами, которые отличают Россию от других стран в этой индустрии.

На сегодняшний день отличительная особенность российского рынка в том, что разнообразие решений, которые он предлагает, на самом деле ему не соответствует – оно избыточно. По приближенным оценкам, за последнее время в российский цифровой медиарынок было инвестировано от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов. Эти средства пошли на закупку оборудования, технологических решений, а также контента.

Вложения были направлены преимущественно на развитие VOD-сегмента. В результате сервисов, предлагающих различный видеоконтент, становилось все больше. За примерами далеко ходить не надо: Ivi, Zoomby, TVzor, Tvzavr, Megogo, Okko, Smotri, Stream, Now, Zabava – и это еще далеко не все. Некоторые из этих кинотеатров стали довольно популярными, предложив интересные решения. Однако ни один из этих сервисов так и не вышел на окупаемость.

Образовались по сути классические «пузыри», показатели которых отражали главным образом рост числа пользователей. При такой стратегии несложно предположить, что инвесторы рассчитывали на дальнейшую продажу готовых медиаресурсов. Но когда весь рынок живет по такому принципу, осуществить этот план становится сложно: такого количества покупателей попросту не найти.

SPB TV – среди тех, кто составил исключение. Компания не стала включаться в общий тренд, сохранив изначальную стратегию: помог опыт работы на международном рынке, где подобные процессы происходили несколько раньше.

- К чему стоит готовиться в связи с наступающим кризисом. Сильно ли он коснется именно digital рынка? Есть ли у вас антикризисные советы?

Готовиться надо прежде всего к объединению и консолидации OTT-решений в руках ограниченного числа игроков – возможно, одного-двух. Они в конечном итоге и выкупят эксклюзивные права на контент. Здесь снова уместна аналогия с западным опытом: сегодня существуют Netflix, HBO Go и еще несколько игроков – но отнюдь не десятки. На перенасыщенном рынке, в условиях кризиса найти инвесторов для проектов, не приносящих стабильной прибыли, практически невозможно. И примеры объединения интересов компаний на отечественном цифровом рынке уже есть. Только что состоялась сделка между компаниями «Газпром-медиа» и «Ростелекомом» по продаже части акций «Рутьюба». И тут же появилась новость о подготовке запуска единого видеопортала с участием крупных операторов связи («Ростелеком», МТС, «МегаФон», «ВымпелКом», «Эр-Телеком Холдинг») и медиакомпаний («Проф-Медиа», «СТС Медиа» и др.). Укрупнение, при всей возможной неповоротливости больших структур, – едва ли не единственный способ выживания.

Конечно, новые нишевые проекты буду возникать и впредь. Но в условиях оформившегося, понятного рынка тенденции легко прогнозируемы.

Совет, который можно дать в ситуации кризиса, – фиксировать убытки. Не стоит продолжать бизнес, если нет понимания, как сделать его рентабельным. Тем более, что зависимость цифрового рынка от курса доллара существенна.

Этим отчасти обусловлен еще один тренд на российском digital рынке, ранее изменивший облик эфирного телевидения: увеличение доли отечественного контента. Производители, объединившись, получат возможность продавать или показывать контент на эксклюзивных условиях. Это не значит, что зарубежная продукция совсем уйдет. Но соотношение изменится.

- Объем рынка интерактивной рекламы вырос на 20 процентов. При этом показатели медийной и контекстной рекламы в digital разнятся колоссально. Как вы оцениваете эту разницу?

На сегодняшний день существующая разница в 30% адекватна – она разве что немного превышает ожидавшиеся показатели. Можно вновь обратиться к опыту Запада – там показатели тоже не сразу пришли к нынешним. Сейчас контекстная реклама в России составляет 77-78% всей интернет-рекламы. В США этот показатель – около 41%. Контекстная реклама как инструмент у нас намного более понятна, ею научились пользоваться. Но медийная реклама, безусловно, будет расти, и 2015 год в этом смысле может стать переломным.

Медийная онлайн реклама еще не сформировалась как особое средство продвижения. Имеется в виду, что из-за недостатка инструментов продажи такой рекламы по-настоящему не сложились и ее форматы. Баннерная реклама недостаточно эффективна: баннер не так хорошо запоминается, как видео. А короткие рекламные видеоролики на отечественном рынке пока редкость. Обычно, чтобы сделать короткий формат, просто вырезают несколько секунд из готового 30-секундного ролика с продуманной драматургией – это неэффективно. Зато создать новый жанр – достойная задача. Такая реклама будет совершенно иначе восприниматься. Она сможет соответствовать среде распространения и будет заметной. А это, в свою очередь, изменит «соотношение сил» на рынке медиарекламы и будет оценено, в частности, малым и средним бизнесом, для которого цифровая рекламная среда является единственно доступной.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также