- А это точно русским языком написано?
Фото: Евгения ГУСЕВА
Причем тексты-то самые простые, банальные: инструкция к холодильнику, школьный параграф, неказистый рассказик. Называется это функциональной неграмотностью. То есть по документам-то человек вполне себе образованный - умеет писать и читать, школу окончил. Но не понимает сути прочитанного текста, не может его пересказать, сам не в состоянии написать логически связный текст.
Есть такая международная программа, которая оценивает достижения школьников из разных стран, - PISA. В том числе выясняют и уровень читательской (то есть функциональной) грамотности среди 15-летних учеников. В 2000 году Россия заняла в рейтинге 27-е место. В 2012 году мы скатились на 34-е. Лучше нас - китайцы, корейцы, финны, поляки ну и много кто еще. Результаты 2015 года пока не обнародованы.
Но вешать нос не стоит. Среди взрослых мы выглядим заметно солиднее. Вот в Нидерландах функционально неграмотными считаются 1,3 миллиона человек (8% населения), в Великобритании - 7 миллионов (11%), а в США доля тех, у кого навыки письма и чтения минимальны, аж 121 миллион (43%). А всего 20% населения планеты смотрят в книгу и видят... вот-вот, то самое и видят.
Что же это за напасть такая? Откуда к нам пришла?
О людях, которые формально грамотны, но на деле не могут внятно пересказать только что прочитанное, заговорили еще лет сорок тому назад. Тогда же начали искать причины проблемы. Не сказать, что с тех пор получен точный рецепт, как бороться с бедой. Но некие выводы сделаны:
1. Слишком раннее развитие детей
У детей функциональная неграмотность чаще всего возникает из-за неправильного развития. Ученые во всем винят амбициозных родителей, которые стараются своих чад уже в три года научить чтению и письму. А потом демонстрировать в компании: мой-то вон какой вундеркинд! Только мозг ребенка еще к такой работе не готов. В трех-четырехлетнем возрасте он еще заточен на познание мира через осязание. Пальчиками в это время надо работать! Наверное, малыш и буквы выучит, и читать начнет. Вот только смысл прочитанного для трехлетнего карапуза останется непостижимым.
2. Технический прогресс
Телевидение уже давно ничему не обучает, а лишь развлекает. Целыми днями тыкая в кнопки пульта, человек утрачивает часть когнитивных функций: нарушаются речь, память и мышление. А тут еще подоспел интернет. И уже нет необходимости что-то запоминать, тренируя мозг. Можно погуглить...
Переключаясь с одного сайта на другой, человек не может долго сконцентрироваться на чем-то одном. А про уровень языка в Сети и говорить не стоит.
3. Приезжие
Еще одну причину ученые видят в мигрантах. У себя дома эти люди могут быть очень даже образованными. Но, переезжая в другую страну и попадая в плохо ему известную языковую и культурные среду, человек уже не может так искусно и внятно выражаться. Где уж тут говорить о грамотной речи и точности изложения?
ВОПРОС - РЕБРОМ
Что делать?
Чтобы ситуация не ухудшалась, выход один - больше читать. Вспомните знаменитый роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где запрещали книги во имя спокойствия, рекомендовали выключать мозг и пялиться на говорящие стены. Нам нужен такой результат?
Поэтому в Японии и Великобритании всерьез занялись пропагандой чтения. В Стране восходящего солнца даже есть закон о поощрении детского чтения. А в Туманном Альбионе поддержку чтения считают национальной идеей.
У нас еще десять лет назад была принята национальная программа поддержки и развития чтения. Но пока говорить о каких-то ее успехах даже как-то неловко.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Интернет тут ни при чем
О том, как справиться с проблемой, мы поговорили с директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких.
- Марьяна Михайловна, так кто все-таки больше виноват?
- Винить никого не нужно. Гаджеты сами по себе не являются источником беды. Грамотный и на клавиатуре пишет без ошибок, а безграмотный - и на бумаге. Это же относится и к чтению: человек, не научившийся понимать текст, не понимает его с любого носителя.
Причины возникновения функциональной неграмотности могут быть разными. Главная - это несформированность навыков письма и чтения. А причиной ее могут быть индивидуальные особенности развития ребенка и неадекватная методика обучения.
- Это можно как-то исправить?
- Функциональную неграмотность можно корректировать. Это длительная работа, важно правильно определить причину.
- Если не обратить внимания на эту проблему, какие трудности в жизни ожидают ребенка?
- Функциональная неграмотность никогда не позволит человеку стать высококвалифицированным специалистом, кем бы он ни работал. Он не поймет элементарную инструкцию. Хотя в принципе мы уже живем в мире, где всюду преобладает такого рода неграмотность: в рекламе, речи и СМИ.
- Как его спасти от этой проблемы?
- Все делать вовремя: правильно учить читать и писать, корректировать проблемы развития, особенно речевого развития.
- Может ли «заработать» эту неграмотность взрослый образованный человек, выполняющий каждый день монотонную работу?
- Грамотность формируется в процессе письма и чтения. Вдруг возникшая безграмотность у взрослого может быть связана не с видом деятельности, а с нарушениями функционирования мозга. И для этого лучше обратиться к неврологу.
ПРИЗНАНИЕ
«Длинное предложение могу перечитывать несколько раз»
Если в интернет-поисковик вбить запрос «не понимаю суть прочитанного», появляются сотни ссылок на форумы, где люди делятся своими проблемами. Вот только одна цитата (автору, как он пишет, 28 лет):
«У меня такая проблема. Мне трудно концентрироваться. Вроде думаешь о чем-то, потом раз, а мысль перескакивает уже на что-то другое. Не могу контролировать ход мысли. Когда пытаюсь изучать что-то новое, с трудом понимаю прочитанное. Если предложение сложное, то, дочитав до середины, уже забываю, что было в начале. Могу перечитывать его несколько раз. Иногда и с десятого не получается. Смысл отдельных слов понимаю, но собрать их не могу. Бывает, прочту - вроде все понял. Но если что-то или кто-то вдруг отвлечет, то приходится заново перечитывать текст».
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Фет в конце туннеля
Александр МИЛКУС
- Сейчас обсуждают несколько концепций преподавания литературы в школе. Одна группа учителей-политиков-академиков за то, чтобы загрузить школьников классикой по полной, - как это так, ребенок школу окончит и не будет знать, что написал Достоевский или Шолохов? Ну и патриотом своей страны как быть, не зная великих писателей?
Другая считает: главное - заинтересовать ребят чтением, не нужно им на головы сразу обрушивать четыре тома «Войны и мира». Пусть читают легкую, забавную современную детскую литературу - поймут, что от чтения можно получать удовольствие, что это интересно и мозги развивает. Ну а когда придет время, сами снимут с полки Толстого или Фета. (подробности)
КСТАТИ