Экономика

Правительство обещает серьезнее контролировать авиакомпании-«пирамиды»: Что за схема имеется в виду?

Именно по этой причине случился коллапс «ВИМ-Авиа»
Сентябрь 2017 года, пассажиры ВИМ-Авиа у табло с отмененными рейсами авиакомпании.

Сентябрь 2017 года, пассажиры ВИМ-Авиа у табло с отмененными рейсами авиакомпании.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

На совещании в правительстве по регулированию авиаперевозок премьер Дмитрий Медведев упомянул, что будет усилен контроль за финансово-экономическими компаниями, которые слишком активно расширяют свой авиапарк.

- Вроде бы и неплохо, когда авиапарк растёт, но, к сожалению, иногда это свидетельствует не о развитии авиакомпании, а о том, что авиакомпания постоянно берёт в лизинг новые самолёты, продаёт на них билеты, чтобы покрыть расходы на эксплуатацию уже имеющихся. Таким образом, возникает, по сути, пирамида, которая в конце концов заканчивается весьма и весьма прискорбно, - сказал глава кабмина.

О чем речь и что у нас за авиакомпании-«пирамиды» такие? Всем еще памятна ситуация с «ВИМ-Авиа», когда несколько десятков тысяч туристов «застряли» за рубежом из-за того, что перевозчик накопил долги и его самолеты перестали обслуживать в аэропортах.

Эксперты уже неоднократно объясняли, что авиаколлапс у «ВИМ-Авиа» случился по причине слишком крутого расширения сети маршрутов в сочетании с демпинговыми ценами. С точки зрения пассажира это выглядит здорово: летают много и дешево. А вот с точки зрения того, как устроена экономика нашей авиаотрасли, - это верный путь к банкротству. Что подтверждает и опыт «Трансаэро», еще более крупной авиакомпании, свалившейся в финансовый штопор двумя годами раньше.

Что получилось у «ВИМ-Авиа»?

- Авиакомпания набрала в лизинг широкофюзеляжных самолетов, таких как «Боинг-777» или «Аэробус-330». Это недешевые машины, - объяснял ситуацию на Радио «КП» в разгар сентябрьского авиаколлапса, случившегося из-за «ВИМ-Авиа», руководитель аналитического центра «АвиаПорт» Олег Пантелеев. - Компания надеялась в высокий летний сезон хорошо заработать. Но не рассчитала и вместо плюса ушла в долги.

Под нынешний летний сезон на скорую руку расширялась не только «ВИМ-Авиа». Если у нее пассажиропоток за январь-август увеличился на треть, то у некоторых других — вообще на 70-80%. Эксперты авиаотрасли говорят, что многие конкуренты «ВИМ-Авиа» тоже с трудом балансируют на грани рентабельности: затраты на лизинг и обслуживание авиапарка съедают почти всю прибыль, а впереди зимний сезон и весна, когда пассажиропоток не будет таким интенсивным, как в разгар летних отпусков.

По итогам «разбора полетов» с «ВИМ-Авиа» Минтранс внес ряд предложений. Одно из них как раз и касается более серьезного контроля за финансовой деятельностью авиакомпаний. До того Росавиация имела право проводить плановые проверки раз в полгода. Как показал опыт «ВИМ-Авиа» - это не спасает.

Кроме того, Минтранс предлагает «санкции» к авиакомпаниям, у которых чартеры за рубеж постоянно задерживаются. (Напомним, что проблемы у «ВИМ-Авиа» начались как раз с многочисленных задержек рейсов). А именно - ограничивать количество полетов по конкретному международному маршруту для тех перевозчиков, кто за месяц на этом маршруте задержал более 20% рейсов. Имеются в виду серьезные задержки — более чем на два часа. И неуважительные причины — за опоздания из-за проблем с погодой чартерных перевозчиков наказывать не будут.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правительство будет пристально следить за авиакомпаниями, которые слишком активно наращивают свой авиапарк

В среду на совещании в подмосковных «Горках» премьер Дмитрий Медведев рассказал, какие меры собирается предпринять правительство, чтобы избежать ситуаций, подобных той, что сложилась этим летом с авиакомпанией «ВИМ-Авия» (подробности)