Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Есть работа!16 августа 2018 15:10

Рабочее досье: машинист экскаватора

Машинист экскаватора – это рабочий, который управляет одноковшовым экскаватором при производстве вскрышных, добычных, зачистных, отвальных и погрузочно-разгрузочных работ
Источник:kp.ru

В обязанности машиниста экскаватора входит:

• Разработка горной массы и грунта.

• Перемещение топлива и различных материалов на складах, на транспортные средства, в отвал.

• Перемещение горной массы, грунта на борт карьера или в отвал.

• Планировка верхней и нижней площадок уступа.

• Перемещение экскаватора в процессе работы.

• Регулирование ходовых механизмов.

• Очистка габарита на приямке.

• Обеспечение технически правильной разработки забоя и эффективного использования экскаватора.

• Послойное разрабатывание грунта.

• Обеспечение выемки горной массы по сортам.

• Заправка экскаватора горючими и смазочными материалами и водой.

• Наблюдение за показаниями средств измерений, прочностью канатов, креплением двигателей, тормозными устройствами.

• Опробование ходовых механизмов.

• Очистка ковша от налипшего грунта.

• Ведение установленной технической документации.

• Профилактический осмотр и участие в ремонте экскаватора.

• Обслуживание сменного навесного оборудования экскаватора (погрузочного устройства, кабелепередвижчика и др.).

• Выполнение необходимых работ при ремонте экскаваторов.

Желающий получить профессию машиниста экскаватора должен обладать:

• хорошим глазомером и зрением;

• хорошим слухом;

• выносливостью;

• хорошей физической силой;

• хорошей координацией движений;

• сообразительностью;

• максимальной внимательностью;

• быстрой реакцией.

Работа машиниста экскаватора противопоказана людям, страдающим:

• выраженными нервно-психическими расстройствами;

• заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

• заболеваниями опорно-двигательной системы;

• аллергическими реакциями;

• хроническим бронхитом;

• дерматологическими заболеваниями (экземой);

• расстройствами органов зрения;

• расстройствами слуха.

Машинист экскаватора, независимо от разряда или уровня квалификации, обязан знать:

• все об эксплуатируемом рабочем инструменте (устройство и технические характеристики);

• основы балансировки машины;

• методы черпания при помощи экскаватора;

• режимы работы машины;

• основы управления экскаватором при работе с легкими и тяжелыми грузами;

• технику безопасности и многое другое.

Машинист экскаватора имеет право:

• запрашивать у начальства помощь в исполнении своих функций;

• своевременно подтверждать или повышать уровень квалификации или разряд;

• запрашивать у руководства всю имеющуюся информацию о нововведениях, что так или иначе могут касаться профессиональной деятельности машиниста экскаватора;

• предоставлять на рассмотрение планы по модернизации деятельности организации.

К минусам профессии машиниста экскаватора относятся:

• минимальные возможности карьерного роста. Конечно же, получить более высокий разряд можно всегда. Но на более высокую должность, чем бригадир, можно даже не рассчитывать, особенно при отсутствии должных знаний и социальных навыков;

• высокая ответственность. Работа в сфере строительства, муниципального и сельского хозяйства всегда была связана с повышенной административной и материальной ответственностью;

• тяжелый физический труд. Этот недостаток, конечно же, весьма относительный, но большинство работников с ним согласятся. Работать действительно бывает тяжело;

• работа в любых погодных условиях, в том числе в мороз, дождь, ветер и снег;

• частая работа вахтовым методом;

• повышенный риск вибрационной болезни;

• риск получения травмы при ремонте экскаватора;

• высокий риск простудных заболеваний;

• снижение слуха.

Плюсы профессии машиниста экскаватора:

• высокая заработная плата;

• уникальность и важность профессии;

• востребованность;

• универсальность: квалифицированный машинист экскаватора легко может работать на тракторе, бульдозере, грейдере и так далее;

• отсутствие экзаменов по сложным предметам;

• работа на воздухе полезна для здоровья и хорошего самочувствия.

Основные виды экскаваторной техники:

Одноковшовый экскаватор. Землеройная машина циклического действия для разработки (копания), перемещения и погрузки грунта. Рабочим органом является подвижный ковш разного кубического объема, закрепленный на стреле, рукояти или канатах. Ковш загружается за счет перемещения относительно разрабатываемого грунта. При этом корпус экскаватора относительно грунта остается неподвижным – тяговое усилие создается механизмами экскаватора.

Многоковшовый экскаватор. Ковши многоковшового экскаватора закреплены на бесконечной цепи (или цепях), ленте или роторе. Усилие копания создается за счет перемещения ковшей относительно корпуса машины.

Шагающий экскаватор. Экскаватор на шагающем ходу, обычно с оборудованием драглайна. Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт (масса машин может достигать сотен и даже тысяч тонн) и повысить надежность.

Траншейный экскаватор. Основное исполнение экскаватора продольного копания, экскаватор с многоковшовым, скребковым либо фрезерным рабочим органом, предназначенный для рытья траншей под различные нужды – прокладку трубопроводов (в первую очередь нефте- и газопроводов, а также трубопроводов канализации), кабелей и т. п.

Экскаватор-дреноукладчик. Дренажная машина, представляющая собой траншейный экскаватор с дополнительным оборудованием для прокладки дренажных траншей и укладки в них дренажных труб.

Экскаватор непрерывного действия. Экскаватор, непрерывно разрабатывающий и одновременно транспортирующий грунт в отвал или в транспортное средство. Отличается от экскаватора циклического действия (одноковшового экскаватора), производящего операции по разработке, транспортировке и погрузке грунта последовательно в определенном порядке с многократным циклическим повторением рабочего цикла. Благодаря совмещению операций экскаваторы непрерывного действия имеют более высокую производительность по сравнению с экскаваторами циклического действия, однако по сравнению с последними они обладают меньшей универсальностью.

Роторный траншейный экскаватор. Представляет собой экскаватор продольного копания: плоскость вращения ротора параллельна оси отрываемой траншеи (особняком стоя́т котлованные машины, представляющие собой экскаватор поперечного копания: плоскость вращения ротора перпендикулярна оси отрываемого котлована).

Цепной траншейный экскаватор. Представляет собой экскаватор продольного копания: плоскость перемещения рабочего органа параллельна оси отрываемой траншеи.

Драглайн. Одноковшовый экскаватор (ОЭ) с конатно-блочным оборудованием (со сложной канатной связью). Обычно имеет полиспаст, тяговую и подъемную лебедки, стрелу и ковш. Длина стрелы ОЭ может достигать 125 метров, вместимость ковша – до 168 мі. Является единственным типом рабочего оборудования шагающего экскаватора. Применяется при больших объемах земляных работ: в карьерах при вскрыше, в гидротехническом и мелиоративном строительстве.

История профессии «машинист экскаватора»:

Официально идея создания землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи, он еще в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен набросок чертежа грейфера для землечерпалки, созданный да Винчи в 1500 году, позднее Леонардо принимал участие в прокладке каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть свидетельства того, что ранее, в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Еще некоторое время Италия, а именно Венеция, активно развивала экскаваторное дело – машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение развивали во Франции и Америке.

Активное строительство железнодорожных полотен в 1830-х годах и нехватка рабочих сподвигла американского механика Уильяма Смита Отиса в 1832–1836 годах изобрести первый одноковшовый экскаватор. Экскаватор Отиса был неполноповоротным и передвигался по рельсам. У него был ковш объемом более одного кубометра и паровой двигатель в 15 лошадиных сил. Патент на «кран-экскаватор для раскапывания и удаления земли» был получен в Филадельфии 15 июня 1836 года, однако из-за пожара вся техническая документация была уничтожена, и вторично патент был выдан в 1838 году. До 1840 года было построено 7 экскаваторов Отиса, из которых 4 в 1842 г. были проданы в Россию для строительства железной дороги Петербург – Москва. Впоследствии они были перепроданы на Урал и в 1848 г. впервые в мире использованы при разработке железной руды в Нижнем Тагиле. Первый русский экскаватор был построен в 1902 г. на Путиловском заводе. Позднее появились многоковшовые экскаваторы, или абзетцеры, которые имели огромные размеры и передвигались по рельсам, выкапывая желоба породы. С ними работало множество специальных машин, среди которых заметен путепередвигатель, передвигавший многочисленные рельсы экскаватора.

В Советском Союзе с начала 1960-х годов на добыче фосфоритов в Лопатинском руднике работало три абзетцера, два из которых немецкого производства (Bukau ES-400-20/8, Takraf Ers 710). На данный момент две машины не функционируют и проданы на утилизацию, в руднике работает лишь один маленький драглайн (ЭШ-11/70), добывающий фосфориты в ограниченных количествах. Абзетцер Takraf Bukau Ers 710 действует по сей день.

Управление экскаватором осуществляется машинистом, специальность – «машинист экскаватора». Однако, учитывая сложность машины и выполняемых работ, дополнительно существует специальность «помощник машиниста экскаватора», его назначение – устранение мелких неполадок и вспомогательные работы на экскаваторе.