Общество

Студентов-платников в стране уже давно больше, чем бюджетников

Обозреватель «КП» Александр Милкус – о том, как меняются российские вузы
Уже как минимум десять лет студентов, поступающих на платные отделения вузов, больше, чем на бюджетные

Уже как минимум десять лет студентов, поступающих на платные отделения вузов, больше, чем на бюджетные

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Интересная статистика подоспела по вузам. В сборнике «Индикаторы образования», только-только выпущенном Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школой экономики совместно с двумя министерствами - науки и высшего образования, и просвещения, и Федеральной службой госстатистики для вдумчивого читателя много поводов для размышлений.

Экономистов и рекламщиков готовим за деньги

Уже как минимум десять лет студентов, поступающих на платные отделения вузов, больше, чем на бюджетные. В 2017 году на бюджет было зачислено 528 тысяч человек, а на платные отделения - 620 тысяч. И это еще очень скромно. Если сейчас 54 % студентов учатся на платных отделениях, то в 2010/2011 годах таких было 62 %.

В основном, коммерческие студенты предпочитают ведущие вузы – если уж платить, то за знания. И поступают на специальности, которые (что интересно) вроде бы не востребованы экономикой. Чуть ли не из каждого радиоприемника не доносится: у нас слишком много юристов-экономистов. А вот надо же – платят за подготовку по этим направлениям. А еще платят за то, чтобы стать рекламщиком, специалистом по связям с общественностью, журналистом. Вроде бы у молодых выпускников вузов не такие высокие зарплаты. Но вот надо же…

Студенты бюджетники и платники

Студенты бюджетники и платники

Зато на инженерных специальностях в вузах практически нет платников (инженера, считается, должно готовить государство). Не платят за учебу в сельскохозяйственных вузах (связанных с агрономией, а вот за то, чтобы выучиться на ветеринара деньги выкладывают).

В среднем стоимость обучения за семестр в 2017 году составила чуть больше 68 тысяч рублей в государственных вузах и 51 тысяч в негосударственных.

47,1 % семей так или иначе тратили деньги на то, чтобы сын или дочь учились в вузе.

Студентов меньше

При этом количество студентов у нас постоянно падает – эффект «демографической ямы». В 2005 году высшее образование получали 7 млн ребят, а в 2017 году - только 4,1 млн. При этом у нас на одного преподавателя в вузе приходится 12 студентов. Не так уж и много. Причем, много преподавателей в солидном возрасте.

Численность студентов по годам

Численность студентов по годам

66% профессоров - старше 60 лет.

56% зав кафедрами - старше 55 лет.

Самые популярные направления подготовки в бакалавриате, специалитете и магистратуре:

Математика и естественные науки 4,8 % студентов

Инженерное дело, технологии и технические науки 31,4 %

Здравоохранение и медицинские науки 5,2%

Сельское хозяйство 4,2%

Науки об обществе 36,5 %

(в том числе экономика и управление 19,8%)

Образование и педагогические науки 10,5 %

Гуманитарные науки 4,7 %

Искусство и культура 1,5 %

Расходы на образование

В текущих ценах траты на образование и из бюджета государства и из внебюджетных источников постоянно растут. В 2017 году они достигли 3757,9 млрд рублей. Правда, после 2014 года вклад госбюджета в систему образования несколько снизился, а внебюджетные источники изрядно иссякли (если брать финансовые возможности людей в 2010 году за 100 процентов, к 2017 году расходы составили только 81 процент).

Госрасходы на образование по уровням бюджета

Госрасходы на образование по уровням бюджета

В 2017 года на образование тратилось только 3,5 % ВВП. Десятью годами раньше – почти 4. По оценкам специалистов, на сегодня недофинансирование системы образования составляет около 1 % ВВП.

Доля платных услуг в системе образования постоянно растет. В 2017 году на дополнительные занятия в школах, репетиторов, обучение в вузе люди выложили больше 613 млрд рублей.

Важно, что для многих семей образование является ценностью и они готовы вкладывать свои деньги в обучение себя самих и своих детей. Нигде в мире сегодня нет полностью бесплатного образования. И даже в очень богатых странах выпускники и специальные фонды помогают развитию системы образования.

Но тенденция у нас выходит интересная. Все больше семей забирают своих детей на семейное обучение. Все больше доверия разнообразным сервисам, которые обеспечивают репетиторов. Можно говорить, что уже сформировалась и семимильными шагами развивается параллельная массовой муниципальной школе «Вселенная», с онлайн обучением, с собственной системой преподавания, с множеством стартапов в области обучения и развития детей. И вот эта «Вселенная» начинает потихоньку давить на традиционной школу, подталкивая и ее к изменениям.

Расходы на оплату услуг образования

Расходы на оплату услуг образования

Не по специальности

И еще одна интересная тенденция. Примерно треть завершивших обучение в вузах или колледжах в 2014-1016 годах работают не по специальности. Для выпускников университетов и средних специальных учебных заведений цифры примерно одинаковые. Плохо это или хорошо? Аналитики спорят до сих пор. С одной стороны, вроде бы финансовые затраты были направлены на то, чтобы человек научился определенной профессии. С другой, если историк успешно работает радиоведущим, а инженер – в банке – ничего плохого тут нет. Знание истории и умение анализировать события, происходящие в обществе, важны для журналиста. А технические навыки точно пригодятся банковскому специалисту. Главное, чтобы человек реализовал себя в жизни.

Иностранцы

Россия в последние годы многое делает для того, чтобы привлечь в наши вузы иностранцев. Есть национальный подпроект «Экспорт образования». В основном в российские университеты сейчас поступают дети из стран СНГ, Балтии, Грузии.

Откуда приезжают студенты в российские вузы

«Ближнее зарубежье».

278 тысяч человек (по данным на 2017 год).

В том числе:

Казахстан 33,5 %

Туркменистан 14 %

Узбекистан 13,3 %

Таджикистан 10 %

Украина 9,3 %

Беларусь 5,1 %

Азербайджан 4,9 %

Киргизия 3,5%

Молдова 2,6 %

Армения 1,4 %

«Дальнее зарубежье».

76,5 тысяч человек

В том числе:

Китай 25,6%

Индия 15,9%

Вьетнам 3,9%

Ирак 3,6%

Марокко 3,1%

Египет 3,1%

КСТАТИ

Зарплата учителей - 30 тыс рублей, в классах по 20 учеников: Эксперты проанализировали, как обстоят дела в российской школе

Сборник «Индикаторы образования», изданный Институтом статистических исследований и экономики знаний Высшей школой экономики совместно с двумя министерствами - науки и высшего образования, и просвещения, а также с Федеральной службой госстатистики, толстый – почти 500 страниц (подробности)