Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Наука26 марта 2022 4:00

Разгадан секрет Google эффекта: почему мозг забывает все, что прочитано в интернете

Ученые представили новые доказательства существования цифровой амнезии
Человеческий мозг не склонен глубоко обрабатывать информацию, которую получает в поисковых системах

Человеческий мозг не склонен глубоко обрабатывать информацию, которую получает в поисковых системах

Фото: Shutterstock

Компьютерные технологии совершили революцию в нашей жизни. Благодаря возможностям электроники, чтобы зарабатывать деньги даже не обязательно ездить на работу. Но при этом цифровые технологии серьезно повлияли на работу нашего мозга. Термин “Google эффект” появился в 2011 году, его ввела в оборот профессор Колумбийского университета Бетси Спэрроу, которая впервые исследовала феномен, когда человек практически полностью забывает информацию, прочитанную в интернете.

Новая стадия выноса мозга

Почему это происходит? Дело в том, что мозг это самый энергоемкий орган нашего организма, при весе около 2 процентов массы тела он потребляет 25 процентов энергии, которую человек генерирует в течении дня. Поэтому в процессе эволюции люди выработали привычку минимизировать дорогостоящие интеллектуальные усилия, по крайней мере, не держать без нужды в голове информацию, которая не является жизненно важной. Одной из таких энергосберегающих технологий является ситуация, когда мы часть работы делаем на автомате, не задумываясь. Но это еще не все.

Бетси Спэрроу объясняла, что еще до появления компьютеров люди практиковали хранение информации на “внешних носителях”. В дописьменную эпоху наши предки - охотники-собиратели, создавали у себя в племени аналог базы данных. Роль серверов исполняли сами члены общины: кто-то был экспертом по поведению пчел и добычи меда, другой умел ориентироваться по звездам, третий слыл кладезем знаний в области рыбалки, четвертый - эксперт по лечебным растениям. И при необходимости соплеменники в любой момент могли получить доступ к памяти знающего человека. Появление письменности сделало доступ к коллективным знаниям человечества гораздо более удобным.

Однако с возникновением интернета многое в работе мозга качественно изменилось. Во-первых, люди разучились запоминать.

По данным исследований “Лаборатории Касперского”:

- 41% пользователей не помнят личные номера мобильных;

- 53% – не знают телефон своего ребенка;

- 30% – не могут назвать номер своего супруга или партнера.

Во-вторых, оказалось, что мозг по-разному воспринимает информацию прочитанную на бумажном или электронном носителе. Среди опытов профессора Спэрроу был один показательный эксперимент: участникам дали прочитать 40 коротких и познавательных фактов, например, “Глаз страуса больше, чем его мозг” или “Шаттл “Колумбия” взорвался при входе в атмосферу над Техасом”. Затем информацию надо было набрать в отдельный файл на компьютере и сохранить в определенной папке. При этом половине участников эксперимента сказали, что информация вскоре будет стерта, а других уверили, что она будет сохранена на компьютере.

В итоге позднее, когда добровольцам предложили вспомнить эти 40 познавательных утверждений, участники последней группы не могли толком вспомнить сами факты, зато они прекрасно помнили, как называется и где расположена в компьютере папка с нужным файлом. То есть интернет-пользователи запоминают не то, что прочитали, а где эту информацию можно найти в сети.

Поскольку поисковые системы постоянно доступны, мы находимся в положении добровольцев из второй группы и не прилагаем усилий, чтобы усвоить прочитанную информацию. Ведь подсознательно мы знаем, что в любой момент можем “погуглить” фамилию актера, которая вылетела из головы, счет футбольного матча, или расположение цветов флага Голландии.

Смотрю в Яндекс - вижу фигу

Недавнее исследование , которое проводила доктор Эстер Канг профессор Кельнского университета (Германия), подтвердило предположение предшественников относительно того, что человеческий мозг не склонен глубоко обрабатывать информацию, которую получает в поисковых системах вроде Google.

Профессор проводила несколько серий тестов. Например, нужно было запомнить условия, на которых различные банки предлагали свои пластиковые карты. При этом участники тут же забывали детали, если знали, что предложение легко можно найти в онлайн-доступе. И, напротив, держали в голове, если их предупреждали, что условия сделки доступны только в офлайне. Иными словами, интернет-пользователи рискуют оказаться на месте героев известной поговорки про тех кто “смотрит в книгу - видит фигу”.

Значит ли это, что люди не осознают смысла текста прочитанного во Всемирной паутине? Скорее всего, дело в другом, профессор Канг обратила внимание на парадоксальное обстоятельство: люди с большим объемом рабочей памяти забывают больше, чем те у кого память, что называется “дырявая”. И связала это с тем, что интернет-серфинг являет собой другой тип познания, когда мозг доверяет хранение информации поисковым системам с тем, чтобы высвобождает свои ресурсы для более важных дел.

- Это стратегическое управление знаниями позволяет людям максимально эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал, - считает профессор Эстер Канг.

Поглупеет ли человечество?

Цифровая амнезия выполняет важную роль в эпоху возникновения информационного общества: это своего рода очистка кэша - избавление головы от ненужного информационного мусора. Ведь, действительно, у владельца смартфона нет ни единой причины запоминать телефоны друзей или родственников, хотя еще 15-20 лет назад они хранились у нас в голове. Мозг перестает работать в режиме накопителя - эту функцию он передает смартфону. Происходит разделение функций: гаджеты представляют огромный объем пищи для ума: социальные сети, телеграм-каналы, новостные сайты, интернет-серфинг… Да что там говорить - одна Википедия чего стоит! Наш мозг должен только выбрать главное, забыть второстепенное и отличить фейк от правды.

Стало ли человечество глупее от того, что принялось хранить большие объемы информации не в голове, а на внешних носителях? Скорее всего, нет.

Но при этом важно понимать, что для разных типов чтения подходят разных типы носителей. Если текст предполагает вдумчивое осмысление и анализ - выбирайте классическую бумажную книгу в твердом переплете. Если предстоит перелопатить большой объем информации, чтобы закрыть пробел в какой-то области знаний - интернет-поиск подойдет лучше всего.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ученые обнаружили в мозгу «центр любви»

«Яблочко», в которое попадают стрелы купидона и надолго в нем застревают, удалось найти благодаря томографии (подробности)