Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество7 апреля 2022 5:00

«Может, он станет музыкантом»: Как взрослый наставник меняет жизнь подростка из детского дома

Проект «Наставничество» помогает подросткам из детских домов подготовиться к жизни за пределами учреждения
Благотворительный фонд «Солнечный город»

«Он порой ведёт себя как ребёнок!» - восклицает Егор, показывая на своего наставника Андрея. Егор – кареглазый 15-летний мальчишка в шапке до бровей и капюшоне. Руки в карманах, даже когда сидит на лавочке. Смеётся глазами, но лишних эмоций не показывает. Андрей, его взрослый друг, заливается смехом в этот момент. Они познакомились почти год назад благодаря проекту «Наставничество» - проекту, который даёт подросткам из детских домов возможность иметь в жизни важного взрослого, который будет дружить, помогать и поддерживать. Бескорыстно, как это бывает в настоящей дружбе.

Андрей женат, имеет высшее образование, хорошую работу. Он – доброволец со стажем и человек-активист. На его счету сотни волонтёрских акций, фестивалей, конкурсов. Может, поэтому в свои 25 он решился прийти в проект. Говорит, это был взвешенный и хорошо обдуманный шаг.

«Увидел в интернете пост о поиске наставников. Подал заявку, и мне перезвонили. Прошёл тренинги, сложными они не показались. Затем состоялось собеседование с психологом проекта. После ждал знакомства с Егором ещё пару месяцев из-за ряда обстоятельств. Познакомились с ним с первым снегом. Первая встреча была в котокафе», - делится Андрей.

Проект «Наставничество» зародился в Новосибирске. Благотворительный фонд «Солнечный город» вот уже более семи лет ищет и обучает наставников для подростков из детских домов. Наставники – это взрослые люди, которые бескорыстно и искренне интересуются жизнью ребенка, помогают ему сориентироваться в мире, где есть непростые вопросы, поддерживают и подбадривают. Взрослый друг может дать советы, как распределять деньги и ходить по магазинам, научить готовить еду и, может быть, даже печь торт, рассказать, как планировать свой день и вообще жизнь, как решать простейшие бытовые вопросы: как платить за квартиру, вызвать сантехника и тому подобное.

Наставником может стать любой желающий старше 24 лет. Любой человек, готовый хотя бы раз в неделю встречаться или созваниваться с ребёнком. Готовый быть рядом в непростые моменты, поддерживать, давать советы, искать вместе ответы на жизненные вопросы. Сейчас «Наставничество» работает в 20 городах страны, создано уже 905 пар наставник-подопечный.

В детских домах нашей страны находится практически 25 тысяч подростков в возрасте от 11 до 18 лет, которые ждут свою новую семью. Но в семьи чаще попадают дети младшего возраста. А проект должен помочь подросткам из таких учреждений подготовиться ко взрослой жизни.

Воспитанник читинского детского центра Егор говорит, что пошёл в проект ради интереса. Когда в учреждение пришла команда проекта и рассказала о нём подробнее, захотелось, чтобы у него тоже появился свой наставник. И он появился.

Пары «наставник-ребёнок» создаёт психолог, опираясь на особенности каждого, и сопровождает их на протяжении всего участия в проекте. Теперь эти два парня с озорными глазами строят дружбу. По их словам, вполне успешно.

Андрей учит Егора играть на гитаре. Приходит к нему в гости, достаёт гитару и начинается музыка. Ещё слушает, как прошёл день. Узнаёт что-нибудь про любимых исполнителей, рассказывает про своих.

Андрей – единственный наставник-мужчина в проекте в Чите. Оттого эта пара особенная. Андрей смотрит на своего младшего друга как на ровесника. Это видно. А Егор, хоть и обращается к нему на «вы», невольно расплывается в улыбке, когда тот шутит и подкалывает его. Ну, истинная пацанячья дружба.

«Он очень скромный и пока ещё недооценивает себя. Но это всё пройдёт со временем. Вот опять скромничает – а ведь у него много увлечений. Он и на лошадях катается, и в футбол играет, и на гитаре учится, музыку слушает. Может, вообще музыкантом станет», - рассуждает Андрей.

Важное правило проекта – встречи вживую раз в неделю. Общение по телефону не заменяет вот этих вот взглядов, похлопывания по плечу, улыбки в уголках рта, лучиков, разбегающихся от глаз во время смеха. Надо гулять, ходить вместе в кино, читать книги вслух, делить на двоих наушники, чтобы оценить новый трек, вместе молчать, когда это нужнее всего. Пары сами выбирают времяпрепровождение. Непринуждённо, легко, без стереотипов – так, как чувствуют сами.

«Любая дружба должна, наверное, пережить кризис. Но мы ещё до этого не дошли. Может, когда-то это придёт, может, нет. Пока мы не сталкивались со сложностями в общении», - говорит Андрей, а Егор поддакивает: «Да о чём нам ссориться!?»

Наставничество не готовит к приёмному родительству. И наставник, и его подопечный это понимают. В этом, отчасти, работа психолога проекта, который проговаривает с парами все тонкости. Во-первых, наставник, являющийся потенциальным приемным родителем, будет акцентировать внимание на необходимость сделать выбор, а не на отношениях со своим подопечным. Кроме того, человек может вдруг выбрать для усыновления другого ребёнка, а это уже большая травма для подростка.

Если же волонтер заберет домой своего подопечного, то он создаст непростую ситуацию для других пар, и даст повод остальным детям надеяться, что и их заберут.

Психологи проекта на собеседовании с будущим наставником выясняют его мотивы, проговаривают сложности и подводные камни. Наставник должен помогать подростку адаптироваться ко взрослой жизни. У детей, воспитывающихся в семьях, эту роль выполняют мамы и папы, бабушки и дедушки, тёти и дяди – люди, которые становятся для них примером и мотиватором.

А воспитанник детского дома выпускается практически не социализированным: у него недостаточно навыков по самообслуживанию, потому что в учреждении большая часть вопросов решается за него. Ребенок не знает, как ходить по магазинам, как приготовить еду, как платить за свет и воду, как починить кран на кухне. Наставник, конечно, не изменит кардинально всю жизнь ребенка в детском доме, Но он может внести значительный вклад в формирование его жизненного опыта.

Андрей, например, учит Егора чинить розетки. А ещё говорит, что скоро они начнут осваивать кулинарию. Хвастается, что сам готовит отлично. А ещё они вместе ходили на День добровольца – ежегодное мероприятие, которое проходит в Чите.

Андрей не шпыняет Егора за порой плохие оценки – говорит, что не собирается играть роль родителя. Тот взамен искренне доверяет.

«Учится с переменным успехом», - шутит Андрей. «Седьмой класс, пусть развлекается. До экзаменов можно ещё несколько раз поменять решение о будущей профессии, а может, и вовсе, пойти в десятый. Оценки у него нормальные. Я и сам также учился. Мы не много внимания уделяем учёбе в нашем общении. Дружба не в учёбе заключается», - улыбается наставник.

Совместная работа в проекте – это не только про дружбу. Это порой и правда работа – психологическая. Обязательное условие – тренинги с психологом для наставников. На один из таких парни ходили вместе – учились доверию, обсуждали сложные моменты общения и говорили слова благодарности.

«Я там многое, на самом деле, узнал. Мы смогли задать такие вопросы, которые в обычной жизни не задаёшь. Егор мне сказал много приятных слов. И я почувствовал, что не зря мы встретились», - отмечает Андрей.

У Егора горят его ярко-карие глаза, когда он говорит про совместный лазертаг. Когда делится, что учится играть на гитаре. Когда слышит очередную шутку Андрея. В этот момент он будто забывает про мой диктофон. Распрямляется. И вот мы будто тоже давно знакомы. Какие-то моменты, которые мне не подвластны, а Андрею – легко.

«Андрей добрый, позитивный, не строгий. Иногда ведёт себя как ребёнок. Просто как ребёнок», - заключает парень.

Может, наставники рядом с подростками сами немножко становятся беззаботнее. Они, безусловно, учат своих младших подопечных важным жизненным догмам, но и взамен учатся у них быть проще, смеяться, откровенно доверять. Узнают чуть больше про звёзд футбола и хоккея, впервые садятся верхом на лошадь, начинаются разбираться в моделях машин в новой игре на приставке, начинают размышлять о взрослых проблемах с позиции ребёнка. Может, осознают что-то во взаимоотношениях с собственными детьми.

Чтобы проект жил и развивался, ежегодно проходит «День заботы» - всероссийская акция фонда «Солнечный город», в ходе которой собираются средства на поиск и обучение новых наставников, психологическое сопровождение существующих пар, развитие проекта в новых городах и поиск старших друзей для 500 подростков из детских домов в Новосибирске, Екатеринбурге, Калининграде, Томске, Нижнем Новгороде, Перми, Иркутске, Уфе, Иванове, Красноярске, Оренбурге, Кирове, Чите, Рязани, Барнауле, Чебоксарах, Челябинске, Воронеже, Горно-Алтайске и Кемерово.

11 апреля на сайте деньзаботы.рф будет работать специальный «калькулятор заботы», на котором любой желающий сможет рассчитать стоимость своего часа своей работы и пожертвовать один или несколько часов на поддержку проекта «Наставничество».

Чтобы проект продолжал работать в течение года – необходимо собрать по 1 миллиону рублей для каждого города. В эту сумму входят годовые зарплаты куратора проекта и психологов, которые занимаются поиском и обучением новых наставников, а также сопровождением уже существующих пар.

905 пар в 20 регионах – много или мало? Не важно. Это 905 подростков, которые обрели значимых наставников. Подростков, за будущее которых можно быть чуточку увереннее. Которые, может быть, прямо в этот момент звонят своему взрослому другу, чтобы поделиться радостью. Или идут вместе в кафе. Это почти тысяча судеб, которым был нужен и важен проект «Наставничество».

Этот материал был прислан на конкурс "Комсомолка. Просто о добром". Мы ждем от благотворительных фондов и волонтерских организаций уникальные истории об их работе - лучшие опубликуем на сайте kp.ru.

Присылайте свои материалы с фото на почту dobrovolec@kp.ru с пометкой "На конкурс".