Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество15 марта 2022 7:31

Те, кому в прошлом году не хватило 1-2 баллов ЕГЭ для поступления, в этом году имеют шанс стать студентами

В эфире Радио «Комсомольская правда» разбирались с тем, что ждет абитуриентов-2022
Есть зависимость: чем больше бюджетных мест выделяется, тем меньше средний балл ЕГЭ

Есть зависимость: чем больше бюджетных мест выделяется, тем меньше средний балл ЕГЭ

Фото: Евгения ГУСЕВА

Бронзовый значок ГТО – тоже может помочь

Из справки, подготовленной Минобрнауки специально для «Комсомольской правды»:

В основном порядок приема на обучение в 2022/23 году останется прежним. Но есть и изменения, касающиеся способа приема документов, учета результатов вступительных испытаний и индивидуальных достижений. Итак, начиная с 2022/23 учебного года:

1. Вузы будут в обязательном порядке принимать документы от поступающих тремя способами: лично, по почте и в электронной форме, в том числе через суперсервис "Поступление в вуз онлайн". Можно будет выбрать удобный способ.

2. Будет предусмотрена возможность выбора поступающими нескольких предметов по вступительному испытанию и использования лучшего результата. Это важно для абитуриентов, еще не знающих результатов ЕГЭ на момент подачи документов в вуз, поскольку позволит им использовать их максимальный результат.

3. Изменен порядок приема на базе среднего профессионального образования. Выпускники профессиональных образовательных организаций будут поступать на основании профильных вступительных испытаний или по результатам ЕГЭ. Это позволит, с одной стороны, усилить связь между направленностью имеющегося у поступающих СПО и профилем выбираемого ими высшего образования.

4. В качестве индивидуальных достижений будет учитываться не только золотой знак ГТО, но и серебряный и бронзовый. При этом награждение знаком ГТО можно будет подтвердить не только удостоверением, но и заверенной выпиской из приказа Минспорта России. Это важно для ребят, которые не успели получить удостоверение до подачи документов в вуз.

5. Вузы смогут учитывать в качестве индивидуальных достижений любые самостоятельно проводимые мероприятия, которые направлены на выявление талантливых и одаренных детей.

Изменения не принципиальные, но важные. Некоторые были опробованы годом раньше. Как, например, возможность для поступления на ту или иную специальность выбрать итоги того ЕГЭ, на котором набран более высокий балл. (Естественно, если правилами приема предполагается возможность предоставлять результаты двух ЕГЭ по выбору). Да, нужно готовиться к еще одному, «дополнительному» экзамену. Но зато и шансы поступить повышаются. И кому, если честно, мешали «лишние» знания?

Важно, что постепенно формируется, опробуется возможность для вуза выбрать «своего» абитуриента, учитывая его склонности, навыки, активности, а не только ЕГЭ. Подходим к зачислению по портфолио.

И еще – прежде часть ребят шли в колледжи для того, чтобы поступить потом в вузы не сдавая ЕГЭ. Была такая «кривая» дорожка. Теперь же большинство идут в колледжи совсем не для того, чтобы прийти в вуз через удобную калитку. И сдача ЕГЭ – хороший способ проверить готов ли ты к учебе в вузе.

Про поступление на укрупненные группы специальностей и направлений

Из справки Минобрнауки:

«Начиная с 2021 года вузы могут вести прием на программы не только по направлениям подготовки, но и в формате многопрофильного конкурса. То есть принимать по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, либо по нескольким специальностям одновременно. Это существенно расширяет для абитуриентов возможности поступления, особенно когда абитуриент ещё не определился со своей будущей специальностью. Также это позволяет вузам создавать современные образовательные программы на стыке разных направлений подготовки, и более гибко проводить приемную кампанию в вузе в целом.

Мы считаем, что возможность поступления на УГСН позволяет студентам в будущем сделать более осознанный выбор специальности. Конечно, немаловажным является и работа работодателя со студентами с целью привлечения в ту или иную профессию».

Поясняем. Не так давно для вузов была принята схема «2+2+2». Первые два года – общая подготовка в вузе, в бакалавриате или специалитете. Потом два года специализации. И два года в магистратуре – получение углубленных знаний для тех, кто хочет стать ученым и преподавателем. Почему так? Далеко не каждый абитуриент, поступая в вуз, понимает кем хочет стать, какую специальность получить. Мало того, сейчас даже в рамках одного направления могут быть десятки специализаций. Например, для тех, кто занимается информационными технологиями, есть больше пяти десятков специальностей, но все эти специальности можно назвать одним словом - IT-профессии.

Поэтому вузы проводят все более тонкую настройку, позволяя студенту найти ту область, в которой он готов специализироваться. Отсюда и поступление на укрупненную группу специальностей и в дальнейшем выбор из широкого спектра своего собственного пути.

Чтобы не было как раньше: молодой человек приходит на предприятие, а ему говорят: забудьте все, чему вас учили в вузе, мы вас сейчас научим, как должно быть правильно.

Бюджетных мест в региональных вузах становится все больше

Недавно был представлен очередной мониторинг качества приема в вузы, подготовленный Высшей школой экономики при поддержке Министерства образования и науки.

- Последние два года в вузах растет количество бюджетных мест, - комментирует руководитель лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Олег Лешуков. - В приемную кампанию 2021 года рост был 9 процентов. Станет больше таких мест и в 2022 году.

- Однако на направлениях: экономика, менеджмент, сфера обслуживания количество бюджетные места сокращаются. Хотя желающих поступить на эти специальности меньше не становится. Поэтому там растет прием на внебюджетных отделениях.

- Это так. Стало больше выделяться мест на направления, связанные с инженерной подготовкой, IT, педагогикой, здравоохранением. И это компенсировалось сокращением приема на социально-гуманитарные и экономические направления.

На специальности, связанные с IT, в среднем в этом году бюджетные места выросли на 11-17 % по сравнению с прошлым годом. На медицину и педагогику (прежде всего в региональных вузах) – рост 15 и 17 % соответственно. Увеличился бюджетный прием на строительство. То есть идет подготовка кадров для тех отраслей, которые составляют базовую инфраструктуру социального сектора региональных экономик.

При этом спрос на экономику, право, менеджмент остается стабильным. И даже в этом году на право выросли внебюджетные места. То есть родители хотят, чтобы их дети учились на этих направлениях и готовы за это платить.

- Стоимость коммерческого обучения на экономике и юриспруденции в ведущих вузах очень высока. А вы изучали насколько оправданы такие вложения семей? Действительно ли выпускники получают высокие зарплаты?

- Это хороший вопрос – попытаться сопоставить распределение приема с показателями трудоустройства. Пока таких исследований не было. Думаю, решение по поступлению часто принимают родители. И их восприятие рынка труда, спроса, жизненной успешности опираются на представления десятилетней давности.

В крупных городах, конечно, сложностей с трудоустройством выпускников сильных университетов по этим направлениям нет. И нет оснований полагать, что будут сокращаться платные места на эти направления.

- А какие направления бюджетные не престижны?

- Наименьший спрос - на специальности, связанные с сельским хозяйством, с рыбным хозяйством. Возможно, сейчас ситуация будет меняться. Некоторые инженерные направления до сих пор не имеют высокого спроса. Например, транспортные средства, там в среднем балл ЕГЭ поступивших меньше 60. Пищевые технологии.

- Но нужно учитывать, что далеко не на все направления, например, в сельхозвузах не престижны. На ветеринарию очень серьезный конкурс!

Количество мест на инженерные специальности растет уже лет пять, если не больше. На некоторые направления в прошлом году даже не удавалось набрать бюджетников в первую волну. Некоторым вузам разрешили добор в сентябре. По-моему, это не очень хорошо. Зачем нам инженер – школьный троечник?

- Это самый сложный и дискуссионный вопрос. Когда мы увеличиваем прием на направления подготовки, требующие сложных вступительных экзаменов - та же физика и химия - изначальные знания абитуриентов чаще ниже, чем на другие направления подготовки. Есть зависимость: чем больше бюджетных мест выделяется, тем меньше средний балл ЕГЭ бюджетного приема можно ожидать.

Результаты этого года показали, что в целом балл бюджетного приема по стране снизился на 0,5.

- Это не много, в пределах погрешности.

- Часто воспринимают эту цифру как снижение проходного балла. Но это не так – это статистическая погрешность. Но есть и хорошая новость: это означает, что те ребята, которым в прошлом году не хватило всего 1-2 баллов для того, чтобы поступить на бюджет на массовые направления, в этом году смогут на них претендовать.