В среду, 4 мая, стало известно о смерти Станислава Шушкевича. Фото: Виктор Драчев/ТАСС
В среду, 4 мая, стало известно о смерти Станислава Шушкевича - первого руководителя независимой Белоруссии, председателя Верховного совета республики с 1991-го по 1994 год, подписавшего в 1991-м Беловежские соглашения, которые зафиксировали распад СССР.
Белорусскому политику мы посвятили специальную страницу в программе «О чем говорит страна». Вот несколько фрагментов.
Михаил Антонов:
- ... Когда мы говорим про Шушкевича, тут же вспоминается тройка тех деятелей, которые и подписали Беловежские соглашения – Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич и Борис Ельцин.
Александр Гамов:
- Но вообще «разрушителей СССР» было шестеро. И подписывали Беловежское соглашение по парам: глава - премьер, глава - премьер. А так как Ельцин у нас в то время совмещал – был такой короткий период, об этом мало кто знает – должности и президента, и премьер-министра – то вторым человеком в государстве официально считался госсекретарь, была такая должность у нас – это Бурбулис. И вторая подпись под Беловежскими соглашениями от России - именно его. И давайте послушаем, как он вспоминал о роли Шушкевич «в развале СССР».
«Корр:
- Геннадий Эдуардович, кому, вообще, принадлежала идея первоначально встретиться без Горбачева в Беловежской пуще?
Бурбулис:
- Да никаких как бы причин для того, чтобы…
Корр.:
- …брать. Михаила Сергеевича?
Бурбулис:
- …Михаила Сергеевича приглашать не было. Потому что Станислав Станиславович Шушкевич однажды в Ново-Огарево обратился к Борису Николаевичу, что было бы полезно и приятно для белорусов, если бы Президент России прилетел, встретился с парламентом, но главный вопрос – это энергетический – у нас проблемы тяжелые с газом, с нефтью и в целом с энергетикой, и мы были бы очень признательны за помощь и поддержку. Борис Николаевич сказал – хорошо, давайте, и поручил мне готовить эту поездку, ориентир был такой – что где-то в ближайшие дни. Но дело в том, что накануне, практически, 1 декабря, на Украине прошел всенародный референдум о независимости Украины и в этот же день был избран ее первый президент – Кравчук.
И сразу возникла идея пригласить (в Белоруссию. - Авт.) Леонида Макаровича Кравчука, президента. И там уже поговорить, не спеша, о том, как дальше действовать, как дальше жить...»
Станислав Шушкевич, Михаил Горбачев и Борис Ельцин перед началом пресс-конференции. Фото: Юрий Лизунов/Фотохроника ТАСС
Гамов:
- И еще один любопытный момент. Вот когда они подписали Беловежские соглашения, после этого позвонили Бушу, сказали, что Советский Союз приказал долго жить, якобы, пытались позвонить сначала Горбачеву, но его не нашли.
И потом уже доля такая – звонить Горбачеву – выпала Шушкевичу. Вот как это было...
«Корр.:
- Интересно, чья была идея позвонить Бушу-старшему, порадовать его?
Бурбулис:
- Во-первых, первый, кому мы начали звонить, был Михаил Сергеевич Горбачев.
Корр.:
- Кто ему звонил?
Бурбулис:
- Дозвонились до Шапошникова...
Корр.:
- Который был тогда министром обороны СССР?
Геннадий Бурбулис:
- Да. А с Горбачевым не было связи почему-то. Шапошников сказал, что - сложное решение, но, видимо, оно жизненно необходимо, и, дескать, не беспокойтесь, армия будет солидарна с этим. Время шло, начали соединяться с Бушем, с Америкой. И как будто бы Буш ждал, и пришлось с ним говорить Борису Николаевичу. Потом телефон уже до Горбачева добрался, связь, и Шушкевич Станислав Станиславович ему сказал, что вот, Михаил Сергеевич, мы сегодня здесь поработали очень хорошо, приняли такой документ. Он его перебивает, Горбачев, и говорит: «Нечего мне тут рассказывать, слушать не хочу. Завтра с утра чтобы все были у меня».
Шушкевич говорит: «Я не могу, Михаил Сергеевич, у меня завтра Верховный Совет». - «Не хочу вас слушать...»
Я даже тогда и не понял из его этой реакции, представлял он, что мы подписали в эти минуты или не представлял».
Антонов:
- У меня дела, сказал Шушкевич.
Александр, скажите, пожалуйста, вот вы общались с Шушкевичем и понятно, что, когда рассказываешь о Беловежских соглашениях, там со слушателями мы общаемся, многие считают, что есть четкие виновники в развале Советского Союза, в том числе, подписанты Беловежского соглашения, в числе этих виновников. Шушкевич на себе это давление ощущал?
Гамов:
- В принципе, у каждого человека есть совесть. И, конечно же, в душе, я думаю, что и Ельцин жалел о том, что Союз распался, и Кравчук – он сейчас болеет, дай Бог, выздоровеет, хотелось бы с ним тоже поговорить, и Шушкевич. Но когда я Бурбулису напрямую сказал – как же вот вы, разрушители, он тут же парировал и ответил – мы не разрушители, мы созидатели. Советский Союз уже разрушился, Прибалтика откололась, Украина – видишь, вот там президент в упор не видит Кремль - и это была единственная возможность хоть что-то сохранить.
Антонов:
- А как же референдум, который весной 1991-го проходил?
Гамов:
- Я напомню, они же не только там подписали бумаги о кончине Советского Союза, они подписали решение о создании СНГ, к которому потом присоединился Казахстан, Киргизия и другие бывшие советские республики, и СНГ (Содружество независимых государств) у нас какое-то время все-таки существовало. Правда, там хотели единую валюту ввести, создать единые Вооруженные силы, чего не получилось, конечно.
Так что, никто из них на сто процентов себя виновником не считал и голову пеплом особо не посыпал...
ПО ТЕМЕ
Он выносил приговор СССР. Умер один из авторов Беловежских соглашений Шушкевич
Недавно первый глава независимой Белоруссии заразился коронавирусом (подробнее)