Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды14 февраля 2024 22:37

Откуда у искусствоведа Нины Молевой появилась коллекция картин, стоимостью в 2 миллиарда долларов

11 февраля на 99-м году жизни умерла российский искусствовед, профессор Нина Молева, которая завещала Путину, как представителю России, уникальную музейную коллекцию
Умерла Нина Молева, писатель и искусствовед

Умерла Нина Молева, писатель и искусствовед

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Уникальное собрание старых мастеров Нина Михайловна унаследовала от своего мужа, советского художника-авангардиста Элия Белютина. Он умер в 2012 году. История этой коллекции из серии очевидное - невероятное. Многие годы существовало частное собрание, включающую в себя около 200 картин, среди которых эскизы, наброски, готовые произведения Микеланджело, Рубенса, Леонардо да Винчи, Тициана, Донателло, Эль Греко, Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Мурильо…Плюс к этому более 150 античных скульптур и барельефов. Эти музейные сокровища видели люди, приходившие в гости к Белютиным. Еще 30 лет назад европейские эксперты оценили коллекцию в сотни миллионов долларов. Невероятно же то, что она находилась в частном владении «простых» советских людей - художника и искусствоведа. Что хранилась более 70 лет в их московской квартире. Что за эти годы, и даже ещё раньше, её не экспортировали, не конфисковали, даже не пытались украсть. С ней не было связано ни одного громкого ограбления. При этом нельзя сказать, чтобы хозяева сильно скрывали свои сокровища.

Откуда же взялась у Элия Белютина и его жены Нины Молевой коллекция произведений искусства на два миллиарда долларов?

Историю происхождения и пополнения коллекции рассказывала сама Нина Михайловна. И хотя её рассказ, что называется, из первых уст, он всё равно звучал неправдоподобно. И оставлял очень много вопросов.

Начало коллекции положил дед её мужа Элия Белютина - художник императорских театров Иван Егорович Гринёв. Он делал декорации для спектаклей Большого и Малого театров. За это получал неплохие деньги. В 70-е годы ХIХ века увлекся коллекционированием и регулярно ездил в Европу на аукционы. Как и купец Сергей Щукин, он собирался создать частный музей. Хотя возможности театрального художника и крупного фабриканта, конечно, были разными. Тем не менее в 1904 году Гринёв построил для своей коллекции дом-музей на семь залов с потайной комнатой. Дом располагался в Красносельском переулке в Москве. По семейному преданию, после революции Иван Гринёв спрятал картины в потайной комнате на чердаке дома. Для этого полотна были сняты с рам и намотаны на валы. Вместе со скульптурами их укрыли рогожами и сверху насыпали строительный мусор. Это было в 1919 году. Вскоре Иван Гринёв скончался от сыпного тифа, завещав жене коллекцию сохранить. Она, урожденная княжна Мария Курбатова, была почти на сорок лет моложе мужа. Однако Гринёв считал, что в свои 73 года он женился на «старой деве». Несмотря на возрастной мезальянс, у них родилась дочь Лидия.

Вдова сдержала данное мужу слова и не продала ни единой вещи. Она скончалась в 98-летнем возрасте. А коллекция пролежала нетронутой на чердаке до 1949 года. Единственная наследница дочь Лида в 1921 году вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи, потомка известной в Италии артистической семьи. Почти нет сомнений, что знаменитая актриса Моника Белуччи – представитель этого клана.

Микеле Белуччи в России стали именоваться Михаилом Белютиным. Род его деятельности так и остался тайной (как будто бы был литератором). Жена ему рассказала про коллекцию, доставшуюся от отца. И он с усердием принялся её пополнять, покупая на аукционах конфискованные большевиками ценности из царских дворцов и дворянских имений. Так в семью попали картины Веронезе, Тициана… Однако в России итальянец прожил недолго. В 1927 году Микеле Белуччи арестовали (неведомо по какой статье) и расстреляли. К счастью, за два года до его смерти молодая жена подарила ему сына, которого назвали по просьбе итальянского деда Элием в честь святого Элигия.

Элий Белютин стал следующим наследником коллекции. Он женился на Нине Молевой – девушке из хорошей московской семьи. Её бабка была из дворян - двоюродная праправнучка писателя Ивана Тургенева, выпускница математического факультета Сорбонны. Дед – царский генерал. У Молевых была пятикомнатная квартира на Арбате, обставленная европейской мебелью XVI—XVIII веков, собранной дедом Нины. Одна семья коллекционеров повстречала другую такую же.

После войны в 1949 году Белютины наконец решились достать картины с дедушкиного чердака. И перевезли их в арбатскую квартиру. Полотна натягивал на подрамники тот же реставратор Алексей Рыбников, который за тридцать лет до того в обратном порядке снимал эти картины с подрамников и наматывал на валы. Только тогда он был вчерашним студентом-реставратором, а теперь - профессором, доктором наук. Дом, который в начале ХХ век построил для будущего музея Иван Гринев, стал коммуналкой. Элий Белютин сумел попасть на чердак благодаря женщине, работавшей прислугой в их семье, она получила комнату в этом доме.

Когда коллекция переехала на Арбат, Белютины уже не скрывали её так, как это делали раньше. У них появились связи и ценные знакомства. Они дружили с известными людьми, например, с учеными-нобелевскими лауреатами Игорем Таммом и Петром Капицей. Кроме того, часть вещей Белютины подарили советским музеям. Но и продолжали пополнять свою коллекцию уникальными вещами. Так у них оказались работы Рембрандта, Тициана, Тинторетто, Рубенса... Источники новых приобретений так и остались загадкой. По одной из версий, в «мирное время» Элий Белютин, помимо работы художником, служил в органах госбезопасности, где якобы занимался перемещёнными после войны ценностями.

По воспоминаниям очевидцев, в квартире Белютина-Молевой картины висели везде, даже на потолке. Как вспоминала жена поэта Генриха Сапгира, которая бывала у коллекционеров в гостях: «Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Нина Молева в то время работала инструктором по вопросам культуры в ЦК КПСС. Для Москвы того времени было несколько странно слышать их открытое хвастовство своей коллекцией. Все задавали себе вопрос о её происхождении, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти».

В начале 1990-х Белютин и Молева, как когда-то Иван Гринёв, тоже задумались о создании частного музея. Пригласили экспертов французского аукционного дома «Отель Друо», чтобы те оценили коллекцию. Аукционный дом подтвердил авторство ценностей. Стоимость собрания по стартовым аукционным ценам составила на тот момент 400 млн. долларов.

27 февраля 2012 года Элий Белютин скончался. Через полгода Нина Молева вступила в наследство.

В 2013 году после визита в её квартиру высокопоставленных гостей из Кремля было опубликовано её завещание передать коллекцию государству. Но возникла проблема: по закону наследовать может только физическое лицо. Тогда она завещала коллекцию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России. Говорят, что со своей коллекцией, изумительной и по составу, и по судьбе, она до последнего вздоха не могла расстаться.

На сегодняшний день стоимость коллекции превышает $2 миллиарда, при этом, некоторые эксперты считают, что значительная часть картин - подделки. На том основании, что коллекция никогда не была научно исследована, определить подлинность картин не представлялось возможным, их не изучали в инфракрасных и рентгеновских лучах. И вся информация основывается лишь на рассказах владельцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Умерла Нина Молева, писатель и искусствовед

Нина Молева являлась членом Союза писателей и Союза художников России (подробнее)