Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды15 марта 2024 19:06

Мечтал сыграть Остапа Бендера и Ставрогина в «Бесах»: Умер великий Александр Ширвиндт

В возрасте 89 лет скончался замечательный артист
Александр Ширвиндт несколько месяцев не дожил до 90-летнего юбилея.

Александр Ширвиндт несколько месяцев не дожил до 90-летнего юбилея.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Александр Ширвиндт дожил до весьма почтенного возраста (летом ему должно было исполниться 90) и похоронил множество своих друзей, режиссеров, партнеров по сцене и кино. Впрочем, и к возрасту, и к мыслям о близкой смерти относился с иронией, как, кажется, ко всему на свете. О своих годах говорил: «По случаю 95-летия «Торпедо» в Москве состоялся товарищеский матч команды со старейшим клубом мира «Шеффилдом», основанным в 1857 году. Я не пошел, потому что боялся выглядеть старше английского клуба». И еще писал: «Где бы я чего ни вспоминал, печатно-публично или интимно, все чаще приходится употреблять «ныне покойный»: «ныне покойный Рязанов», «ныне покойный Державин». Мой сын Миша мне это инкриминирует и всякий раз, когда слышит или читает исходящее от меня «ныне покойный», тут же звонит своей маме с просьбой меня угомонить. Апофеозом его возмущения был случай, когда он услышал мой рассказ о ремонте, где я произнес сакраментальное «ныне покойный сантехник». Но что делать, если сантехник действительно ныне покойный? Я даже помню, как его звали, – Женя. Он был очень умелым сантехником, но, несмотря на это, он ныне покойный».

Четыре года назад в интервью «КП», говоря об ушедших друзьях, он сказал просто: «Снаряды рвутся на каждом шагу». Сейчас смерть догнала и Ширвиндта, который уже начинал казаться бессмертным.

Александр Анатольевич появился на свет 19 июля 1934 года в легендарном московском роддоме имени Грауэрмана на Арбате (там же родились Булат Окуджава, Александр Збруев, Андрей Миронов, Михаил Державин). «Я был поздним ребенком – появился на свет, когда родителям было уже под сорок. Сначала у них родилась дочь, но прожила она всего девять лет, и они вынуждены были родить еще что-то, и получился я». Отец был скрипачом, мать - актрисой; она занималась в Первой студии МХАТ у Немировича-Данченко, и считалась отнюдь не последней ученицей, но в конце концов оставила актерскую профессию из-за туберкулеза и стала редактором в Московской филармонии.

Александр Ширвиндт в фильме "Приходите завтра...", 1962 год. Фото: kino-teatr.ru

Александр Ширвиндт в фильме "Приходите завтра...", 1962 год. Фото: kino-teatr.ru

О своих первых годах Александр Анатольевич вспоминал лаконично: «Счастливое детство. Дача в Ильинском (Рязанская ж.д.). Попытка музыкального воспитания. Бабушка и няня. Молодые родители. Дровяной склад в устье Мерзляковского переулка. Трехцветная кошка. Плотники во дворе едят языковую колбасу со свежим батоном. Больше ничего не помню». (Эти слова относились к 1934-1943 годам, и, конечно, на самом деле он помнил больше: бомбардировки в начале войны, эвакуацию в город Чердынь на Урал, старые переулки в центре Москвы, который еще не снесли, чтобы проложить Новый Арбат).

После возвращения в Москву учился в элитной школе № 110, куда детей больших шишек привозили на шикарных автомобилях ЗИС (достаточно сказать, что его одноклассником был Сергей Хрущев). Сам Ширвиндт с родителями обитал в коммуналке, и в супершколу попал лишь потому, что жил ровно в том микрорайоне, к которому она относилась. Учился, по его словам, отвратительно: о том, что химия бывает органической и неорганической, узнал перед выпускным экзаменом. Спасся благодаря остроумному ответу на вопрос, чем этиловый спирт отличается от метилового: «Возьмем двух кроликов. Капнем им в глаза разного спирта. Один будет слепой, а другой - пьяный…».

Роль в комедии "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Фото: kino-teatr.ru

Роль в комедии "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Фото: kino-teatr.ru

После школы Шура поступил в театральное училище имени Щукина, и там учился уже на отлично: в 1956 году выпускнику Ширвиндту выдали красный диплом. В том же 1956-м, в 22 года, он сыграл первую роль в кино, в простенькой комедии «Она вас любит!», где солировал Георгий Вицин. Потом он снимался в кино лишь изредка, а основное время отдавал театру имени Ленинского комсомола, где отлично играл в спектаклях Анатолия Эфроса. Один из них был поставлен по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», превратившейся потом в фильм «Еще раз про любовь»; в экранизации Ширвиндт, игравший физика Феликса Топтыгина, не потерялся на фоне Татьяны Дорониной и Александра Лазарева.

Дальше - Театр на Малой Бронной, а с 1970-го и до конца жизни - Театр сатиры… 70-е - время его расцвета, может, чуть запоздавшего: московские театралы не пропускали спектакли с его участием, а страна, уже знавшая Ширвиндта по выступлениям на телевидении, еще сильнее полюбила его благодаря киноролям. Пусть они зачастую были маленькими, но кто забудет так и не улетевшего в Ленинград Павлика в «Иронии судьбы» или одноглазого шахматиста из «12 стульев» Марка Захарова? И все, что было потом, - будь то персонажи второго плана в телевизионных «Бенефисах» Ларисы Голубкиной и Людмилы Гурченко, в «Небесных ласточках», «Отпуске за свой счет», «Вокзале для двоих», «Зимнем вечере в Гаграх», «Самой обаятельной и привлекательной», «Забытой мелодии для флейты» или главные роли в «Трое в лодке, не считая собаки», «Миллионе в брачной корзине», да хоть в «Бабнике» Анатолия Эйрамджана, - встречалось публикой на ура.

С Андреем Мироновым и Михаилом Державиным в фильме «Трое в лодке, не считая собаки».

С Андреем Мироновым и Михаилом Державиным в фильме «Трое в лодке, не считая собаки».

При этом нельзя сказать, что Александр Анатольевич был своей актерской судьбой удовлетворен. Все-таки большие роли в кино доставались ему слишком редко. Да и в театре не все складывалось идеально. Со всегдашней иронией и горечью он писал: «Чего я только не сыграл в Театре сатиры. Не сыграл Остапа Бендера, хотя все прогрессивное театральное человечество до сих пор считает, что сыграть его я должен был обязательно. Даже Леонид Иович Гайдай, который перепробовал на роль Остапа Бендера половину мужского населения России, признался мне в поезде "Красная стрела", что жалеет о несостоявшемся нашем романе, а Марк Анатольевич Захаров снимал Андрея Александровича Миронова в роли Остапа с моей личной трубкой в зубах и с моим тусклым блеском в глазах, как признавался мне Андрей. Не сыграл я сначала Ставрогина, а потом Верховенского-старшего в «Бесах» Достоевского, к которым пару раз с гандикапом в несколько лет подступался Валентин Николаевич Плучек. Не сыграл я Кречинского, зыбкую мечту моей актерской судьбы, хотя вроде бы годился для этого, и, как с возмущением рассказывал мне покойный Владимир Владимирович Кенигсон, сыгравший Кречинского в Малом театре, на репетициях спектакля Леонид Хейфец призывал его: «Ничего не делайте, играйте Ширвиндта». Проще было бы взять на эту роль первоисточник…»

Фамилия Ставрогин, конечно, звучит несколько неожиданно, когда речь идет о Ширвиндте: к нему насмерть пристало амплуа комика. Он с ним смирился. И весь СССР ждал, когда по телевизору покажут очередную миниатюру в исполнении Ширвиндта и одного из его ближайших друзей Михаила Державина. Ширвиндт был «соавтором и худруком» этих юморесок и относился к Державину как к младшему товарищу (он был старше всего на два года, но эту разницу они неизменно подчеркивали в интервью как колоссальную). Михаил Михайлович вспоминал, что они познакомились, когда ему было 11, а Ширвиндту уже 13 лет: «Он мне казался уже недостижимо взрослым, тем более что Шура пил настоящее шампанское, а я — все еще лимонад…» Потом они оба служили в Театре имени Ленинского комсомола («я был такой голубоглазый блондинчик и поэтому играл в основном положительные роли. А Ширвиндт, который к тому времени уже работал в этом театре, зачастую выступал на сцене моим антагонистом — играл разных стиляг, социально ненадежных элементов и даже негодяев»). Потом почти одновременно ушли к Валентину Плучеку в Театр сатиры. В юности они были балагурами, непременными участниками капустников, любителями розыгрышей, им аплодировали на «Голубых огоньках», на программах типа «Вокруг смеха» или «Утренняя почта», - разлучить их смогла только смерть: Михаил Михайлович не только родился позже, но и скончался раньше, чем Александр Анатольевич, в начале 2018 года.

Сочетание сдержанности и иронии, хорошего костюма, трубки и нескончаемых баек Александру Анатольевичу удивительно шло. «Ширвиндт — непробиваемый, может улыбнуться (это максимум!), но чтобы потерять контроль, — нет, такое просто невозможно!» - говорил о нем Михаил Владимиров, актер Театра сатиры. Ширвиндт возглавлял этот театр с 2000 года. А в 2020-м сказал журналистке «КП» Анастасии Плешаковой: «Есть два момента, которые я категорически не могу себе позволить, - дождаться, когда стану вызывать сострадание или усмешку». В 2021-м художественным руководителем Театра сатиры стал Сергей Газаров, а Ширвиндт перешел на почетную должность президента.

Журналисты часто брали интервью у Александра Анатольевича. Поздравляли его с каждой наградой и с каждым юбилеем. А он отшучивался в ответ на традиционные вопросы типа «Как вы будете отмечать эту дату?»: «Придется опять прятаться в кусты. Если не под землю. А что? Все туда ляжем. Я уже думаю, что Всевышний намеревается собрать труппу из лучших артистов для небесного театра теней. Конечно, я там тоже роль получу - второго плана».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Перенес операцию, ходил с тростью, но был готов играть в следующем спектакле: Что известно о последних днях Александра Ширвиндта

На 90-м году жизни ушел из жизни народный артист РСФСР Александр Ширвиндт (подробности)

Своим первым успехом Александр Ширвиндт называл, когда его фамилию пропечатали в кроссворде «по горизонтали»

15 марта на 90-м году жизни скончался самый остроумный актер нашего времени - Александр Ширвиндт (подробности)