Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
13 декабря 2023 20:00

Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев: Эпоха уличных банд в Россию уже не вернется

Журналист и писатель рассказал KP.RU, что он думает о самом скандальном сериале года, снятом по его исследованию, и призывах его запретить
Кадр: телесериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Кадр: телесериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (онлайн-кинотеатр Wink, на 14 декабря вышло уже 7 серий из 8-ми) стал одним из самых громких и обсуждаемых в 2023 году. Это криминальная драма о молодежных группировках в Казани в конце 1980-х режиссера Жоры Крыжовникова. Сериал снят по публицистической книге Роберта Гараева – уроженца Казани, который сейчас живет в Москве. Гараев долгие годы занимался изучением так называемого «казанского феномена». О том, что он думает о сериале, он рассказал KP.RU.

В прошлое на машине времени

– В сериале школьника Андрея по прозвищу Пальто играет Леон Кемстач. Его отчим - Антон Богданов, сыгравший Антоху в «Реальных пацанах». Пацанская Казань и и пацанская Пермь такие разные. Почему?

– Разные эпохи. «Реальные пацаны» – это 2000-е. Тоже очень точное кино, особенно первые сезоны, которые я обожаю – смотрел запоем. И два разных жанра – юмор и драма.

– Вы узнаете себя в ком-то из персонажей сериала? Того же Андрея не с вас списали? Вы – мальчик из художественной школы, подростком попавший в группировку...

– Да, я сам в 14 лет, это был 1989 год, попал в группировку, у меня был инсайдерский опыт. Хорошо, что не очень большой, около двух лет. С моей истории списан только вход в группировку, дальше он самостоятельный герой.

– Можно ли было предугадать, что сериал будет популярным?

– Я знал, что он станет популярным. Но такого интереса, который я сейчас наблюдаю, не ожидал. Что-то срезонировало с настроением общества. Может быть, люди не заглядывали в ту часть своей памяти, которая датировалась 1989-м, потому что последние 20 лет было принято рефлексировать на тему 1990-х.

Для взрослых эта история привлекательна тем, что она как машина времени возвращает их в прошлое. Что в сериале находит нынешняя молодежь, я пока не совсем понял. Недавно разговаривал с 12-летней девочкой - срез у подростков, судя по всему, совсем другой. Они, грубо говоря, замечают только главных героев - Андрея и Марата, которые примерно с ними одного возраста. Зима (Лев Зулькарнаев) и Турбо (Слава Копейкин) для них люди из взрослого, чужого им мира. Возможно, они не видят полную картину, но я не могу это сказать за всех. Я говорил только с одним ребёнком.

Роберт Гараев. Кадр: Tatarstan News / YouTube

Роберт Гараев. Кадр: Tatarstan News / YouTube

– Но это кино с плашкой 18+...

– Да, это запретительная плашка. Считаю, что родителям, которые позволяют своим детям смотреть этот фильм несмотря на ограничение, обязательно нужно обсуждать его.

– А вы с кем смотрите? Или уже посмотрели?

– Я на данный момент посмотрел 7 серий. Смотрел со своей подругой. Две серии смотрел с 11-летним сыном, разъясняя ему, что происходит на экране. Моя 16-летняя дочь смотрела самостоятельно, но мы с ней еще не говорили об этом.

– Вам самому понравился сериал? Как он соотносится с вашей книгой?

– Конечно. В сериале отражен мир моей книги. Это мир казанских подростков 1989 года, и он показан достаточно точно. Но моя книга – это документалистика. Точнее, журналистика. А сериал художественный. К нему я, собственно, не имею отношения.

– Какое участие в создании сериала вы принимали?

– Я участвовал как консультант по эпохе – одежде, репликам.

– Кому из героев вы симпатизируете?

– Симпатизирую – неподходящее слово, наверное. Мне важнее то, как актерам удалось передать образы своих героев. И мне нравится весь ансамбль в целом – и Кащей (Никита Кологривый), и Адидас (Иван Янковский), и Марат (Рузиль Минекаев), и Андрей (Леон Кемстач) – каждый герой на своем месте. Этим ансамблем и складывается общая и достаточно точная драматичная картинка.

– У этой истории может быть счастливый конец?

– В принципе, конец мог бы быть любым, даже счастливым. Но разве это интересно?

Кадр: телесериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Кадр: телесериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

«Чтобы вылечить нарыв, его надо вскрыть»

– Когда вы публиковали свою книгу, ею сразу же заинтересовались надзорные органы. Путь к зрителю у сериала тоже оказался тернист. И в обществе сейчас полемика — нужно такое кино или нет.

– Знаете, а вся эта полемика означает, что такое кино нужно. Мне кажется, как раз этот интерес и говорит о том, что кино попало в точку – и поэтому возникла общественная дискуссия.

– Бить по болевым точкам полезно?

– Чтобы вылечить нарыв, его надо сначала вскрыть.

– Фильм о Казани пришлось снимать не в Казани. Раздавались призывы запретить «Слово пацана»...

– Вы про реакцию властей [и некоторых общественников]? Ну, ок, селяви. На самом деле я не чувствую этого. Наоборот, как раз очень горячо встретили этот сериал именно на моей [малой] родине, его там обсуждают так, как нигде. У людей это кино всколыхнуло что-то такое… И отзывы из Татарстана я получаю, скорее, теплые. Для жителей Татарстана - это срисованные картинки непосредственно из их жизни. И понятно, что их этот сериал волнует больше, чем зрителей из других регионов страны.

– Создателей сериала обвиняют во всех грехах, что сейчас происходят на улицах. В Иркутске шестеро человек убили 15-летнего парня, произнеся «Ты из какого района, чушпан?». Якобы они смотрели «Слово пацана». Потом оказалось, не смотрели.

– Этот вирус популярности сериала затронул и новостной сегмент. Когда новостники хотят, чтобы их новость попала в топ, прибавляют к ней «Слово пацана. Кровь на асфальте». Ну, это нечестно, господа.

Кадр: телесериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Кадр: телесериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

– Как вам песня «Пыяла» («Стекло» на татарском. - Ред.) из фильма, которая внезапно оказалась на вершине музыкального топа Shazam, в чарте Яндекс.Музыки и VK?

– Великолепная песня. Попала точно в нерв.

– Вы знаете татарский?

– Не знаю. Мои близкие знают, бабушка и мама говорят на нем.

– Чем вы сейчас занимаетесь? Слышала, вы ищете работу.

– Есть какие-то предложения о журналистской и писательской работе, которые сейчас рассматриваю. В общем-то появилось кое-что. Все нормально в данный момент.

– Мы как-то с вами обсуждали, что можно выпустить отдельный словарь пацанских слов.

– Моя книга «Слово пацана» скоро будет переиздана и в нее, что интересно, как раз войдет словарь пацанских слов.

– Какие из этих слов есть в вашем обиходе? Какие чаще слышите на улице?

– С выходом сериала слово «чушпан» возглавило список популярных пацанских слов. Что мне нравится, это то, что если это слово изначально было обидным (за пределами Татарстана означало неряшливого человека, а в Казани так звали тех, кто не состоял в группировках и даже теоретически не мог в них быть – «лохов», «мажоров», «чертей»), то сейчас оно начинает обыгрываться, получать юмористическую коннотацию. И я в этом вижу как раз преодоление травмы, связанной с казанским феноменом.

– «Казанский феномен» может повториться?

– «Казанский феномен» не может повториться по ряду причин. Мы живем сейчас в эпоху расцвета силовых ведомств, которые не дадут подняться организованной преступности.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Роберт Гараев родился 8 февраля 1976 года. Окончил истфак Казанского госуниверситета, играл в панк-рок-группе, стал диджеем. В 2000-м переехал в Москву. Работал клубным редактором в журналах «Ваш досуг» и Time Out, гидом Еврейского музея и центра толерантности. Его исследование «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» впервые вышло в виде книги в 2020 году.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Что за «казанский феномен»?

Впервые о «казанском феномене» написал корреспондент «Комсомольской правды» Виктор Козин в статье «Стая» 29 апреля 1988 года (см. перепечатку). Речь шла о молодежных группировках, поделивших между собой столицу Татарстана — в разные годы их было около полутора сотен. Это были мини-государства со строгой возрастной иерархией, полувоенной дисциплиной, специфическими ритуалами и модой. Немного от армии, немного от тюрем и даже от пионерских и комсомольских организаций. У этих мини-государств были свои границы (улицы и кварталы), законы (понятия), соседи (другие группировки) и налоговая система (общак). Пацаны - граждане этих мини-государств, строили свою жизнь и карьеру, решали свои экономические задачи, пытались защитить свои границы и урегулировать насилие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Каким было «Слово пацана» в реальной жизни: Вместо слова «чушпан» – характерный жест, молчание газет и война группировок

Обозреватель КП Евгений Арсюхин вспоминает, как прошло его детство среди дворовых войн (подробности)