Светлана Дружинина представляет свой новый фильм "Виват, Анна!"

6 ноября на вопросы читателей ответила народная артистка России, кинорежиссер Светлана Дружинина.

11 ноября пройдет премьера фильма «Виват, Анна!», которую сняла Светлана Сергеевна. Это уже 8-ая картина из цикла «Тайна дворцовых переворотов». «Виват, Анна!» - историко-приключенческая картина. Как и в легендарном фильме «Гардемарины, вперед!» сложные исторические взаимоотношения рассказаны с точки зрения романтической любви.

В роли императрицы Анны Иоанновны снялась народная артистка СССР Инна Чурикова. Кроме Инны Михайловны в картине играют Александр Лазарев-младший, Владимир Ильин, Владимир Коренев, дебютировала певица Алсу. Традиционно прокат исторической картины, тем более отечественной, - большая проблема.

Предлагаем стенограмму трансляции.

Ведущая - Анастасия ПЛЕШАКОВА.

- Сегодня у нас в гостях народная артистка России, кинорежиссер Светлана Дружинина. Со Светланой Сергеевной мы встретились в преддверии выхода ее нового фильма, 8-й картины уже из серии «Тайны дворцовых переворотов России, век XVIII». А фильм называется «Виват, Анна».

- Сознательно сократили Иоанновна, чтобы звучало моложе. Именно для той самой аудитории, с которой, надеюсь, мы нынче и встречаемся.

- А премьера состоится на днях буквально.

- Да. Это не просто премьера. Я не случайно об этом говорю с таким вниманием и заботой. Наши отечественные фильмы, особенно серьезные исторические фильмы, особенно говорящие на какую-то крупную, серьезную тему, которая перекликается на сегодняшний день, как говорится, ассоциативно, не очень любы нашим прокатчикам. Премьера 11 ноября в прекрасном кинотеатре «Пушкинский», что на Пушкинской площади. Я его помню как прекрасный кинотеатр «Россия», где показывались и мои актерские работы, в том числе и «Девчата», и режиссерские, и «Гардемарины». И вот они в знак внимания, уважения к тому, что я делаю, подарили первый и последний раз показа именно в кинотеатре «Пушкинский». Почему я говорю об этом с вниманием и, сказала бы, даже с каким-то сосредоточенным вниманием? Потому что этой картины больше в Москве не будет. Она пошла по регионам. И вот 11 ноября в 19.00 этот прокат по регионам стартует с самого прекрасного, мною любимого кинотеатра «Пушкинский».

- Билеты купить можно?

- Можно. Причем это будет не просто показ фильма. Дело в том, что это будет такое театрализованное представление артистов. У меня прекрасный совершенно модельер, художник по костюмам, ни много ни мало, из Чебоксар. Поэтому очень многие иронически восприняли мое предложение, сделанное ему в Чувашию. Но дело в том, что это совершенно удивительный модельер, который покажет все свои исторические костюмы, сделанные у него в Доме моды. Игорь Дадиани. Он очень часто выставляется у Татьяны Михалковой в «Русском силуэте», объездил вместе с ее программой Европу, Латинскую Америку и т.д. Его костюмы имели ошеломительный успех. Не скрою, его приглашали в Москву, но он гражданин Чебоксар, он совершенно уникальный кутюрье. И вот его костюмы, будет дефиле манекенщиц от команды Татьяны Михалковой, она ему будет помогать в этом плане. Поэтому будут такие пристрастные судьи, как Вячеслав Зайцев, Эвелина Хромченко, которых мы полюбили по программе «Модный приговор». И они идут туда с большим интересом. К сожалению, не может прийти Александр Васильев, который великолепно знает Дадиани, был у него в гостях в Чебоксарах и невероятным образом почитает его, потому что он будет в Испании. Он передавал поклон Дадиани и пожелал ему успехов.

Будет демонстрация его костюмов, актеров, которые будут некоторые эти костюмы демонстрировать. Актеры у нас прекрасные, у нас великолепный звездный состав, и он кочует с первого фильма. Периодически кто-то выпадает по сюжету из нашего проекта, и приходят всего два-три новых персонажа. Первой императрицей была Екатерина Первая, бывшая Марта Скавронская, которая только кресты ставила под документами. А вот императрица по-настоящему, последняя из Романовых, была Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская. И известный всем по истории господин по имени Бирон. Это ее фаворит, а, в общем, любовник, которого было запрещено приглашать в Москву, он приехал тайно. Никто из историков не знает, каким образом он оказался в Москве при полном запрещении. Эта истории связана с совершенно точной датой и точным историческим событием государства Российского. Я иду точно по документам, собранным в истории государства Российского Соловьевым, великолепным ученым, профессором. Когда ему студенты задавали вопросы, как это так, в документах, которые вы собрали, существуют какие-то определенные нестыковки, он всегда говорил: я не отвечаю за все то, что подтирали в угоду государя-императора. Потому что каждый государь хотел казаться в глазах потомков наилучшим образом. И, конечно же, это белое пятно, которое как-то залатано в документах, является вожделенным и невероятно интересным для тех, кто работает в историческом материале.

- Какое это событие было?

- Это событие, которое называется разодрание кондиций. Его учат в истории, в учебниках. Но это тот уникальный период, 1730 год, когда накануне умирает самый молоденький император во всем мире, 14-летний Петр II при странных обстоятельствах, который не оставил ни завещания, ни наследника. И тогда верховники (их было 8 человек – Тайный верховный совет) решили сделать Россию парламентской монархией. Точно так же, как шведы, англичане. И мы могли бы, если бы тогда все это состоялось, то в Москве, может быть, на сегодняшний день проблем с Евросоюзом не было. Мы бы пошли по европейскому пути развития, по демократическому, то есть император и большой парламент. Но, как всегда, у русских возникает вопрос, и, к сожалению, это наша ахиллесова пята, все очень стремятся к этому пирогу власти, и начинается эта невероятная ссора. Когда невозможно договориться, когда не работает разум, когда не думают о государстве и народе, а каждый амбициозно пытается войти, откусить кусок этого сладкого пирога. И вот именно поэтому у нас не произошло то событие, на которое так рассчитывал Дмитрий Голицин, которого прекраснейшим образом играет Алексей Петренко. Народ дружно проголосовал.

- За парламентскую монархию?

- Нет, нам не нужны эти парламентарии. Ибо 8 человек хотели забрать власть себе, а весь Сенат говорил: господа, мы тоже хотим в парламент. И генералитет захотел свое представительство, и духовенство, и даже купечество, что вызвало особенно негативные ощущения и впечатления. Все кричали (это цитата из документа): «Не смеет простой смерд наравне с царями править». И именно из-за того, что представители всех сословий хотели принимать участие в этом парламенте, а 8 человек не хотели отдавать эту власть, завязалась эта политическая интрига. А в общем, детектив, прекрасный политический детектив, и эта пружина детективная раскручивается у нас на экране.

Для того чтобы это было интересно смотреть той самой молодежной части аудитории, я вывела из опыта показа своих предыдущих шести фильмов, которые также хорошо прошли по регионам и очень хорошо показаны Вторым каналом Олега Добродеева. Они очень часто показывали эти фильмы, и уже приобрели эти два последних фильма. Я проезжала с предыдущими картинами по молодежным аудиториям, потому что смотрели школьники, целые школы собирали большие аудитории, классы 9-11, приходили взрослые люди. Нужно просто привлечь и сказать этой аудитории, что это про нас кино, фильм о нас, о русских, о россиянах. Есть понятие менталитета, точное совершенно. Потому что, например, слова «душа», «душевный», «задушевная подруга», «задушевный друг», «задушевная беседа», «душевный разговор» в Америке я не могла перевести точно студентам. Да, «душа ….». Это что-то, связанное с гаданием, что-то, не имеющее того объема понимания, которое у нас существует. Вот мы все душевные люди, и все при этом совершаем дворцовые перевороты.

Поэтому хочу вам сказать, что это все о нас. И эти дворцовые перевороты. Я не случайно их так активно пропагандирую. Потому что история не начинается с нуля. Она развивается по спирали, она всегда повторяется, она существует и идет по законам общечеловеческим. Общечеловеческие - это когда Господь создал человека, и вот на этом Земном шаре есть одна вечная, неизменная величина. Это человек, мужчина и женщина. И очень многие поступки, которые совершают государи, очень во многом связаны именно с общечеловеческими, вечными законами. Амбиции, ревность, предательство или любовь, романтическая любовь, страсть и т.д. И когда вы ставите свои творческие задачи на пути этого общечеловеческого развития, то вдруг это прочитывается невероятно современным образом. И действительно так. Потому что рубеж каждого столетия или тысячелетия – а мы все сейчас этот рубеж пережили – всегда на Руси и во всем мире отличался определенными переменами - и социальными, и биологическими, и даже космическими. И мы все это видели и слышали в последние несколько лет, после того как начался 2001 год. И мы все ответственны за то, что будет с нами дальше, каждый из нас. Мы все об этом не думаем. Мы все думаем как-то очень четко о себе. А уж если говорить о верховных властях, они обречены забыть свое амбициозное «я», они обязаны думать более широко, они обязаны думать о своем, как ни странно, как это ни патриотично и пафосно звучит, но они обязаны думать о народе. Обо всем народе и о каждом человеке в частности. И тогда получается. Вот только тогда и получается.

Я об этом везде и всюду говорю. Поэтому, господа правители, внимательно просмотрите историю. Амбиции должны быть общенародные. До тех пор, пока они стоят на уровне защиты интересов своей страны. Все, что выше, идет только на разрушение. И тому доказательство – история. И вот этот фильм об этом и говорит.

- Анна Иоанновна как к нам попала в этот сложный период?

- Анна Иоанновна была одной из самых забитых сестер Салтыковых. Она была средней сестрой Салтыковых и считалась самой забитой. И великий Петр, когда начал реформы в 1713 году, совершенно точно понял, что надо расширять границы как на север, так и на юг, восток и запад, и что нужно сделать Россию морской державой. Что он и сделал. Но для того, чтобы охранять свой берег, он продумал всевозможные ходы, чтобы политически укрепить береговые линии. Он выдал эту самую неказистую Анну Иоанновну замуж за герцога Курляндского.

- Она княгиня была или графиня?

- Это знаменитые князья Салтыковы, это кузница наших царей. Салтыковы, они же потом и Романовы.

- Она была русская?

- Да, русская женщина, абсолютно с домостроевским укладом. Он пригласил сюда герцога Курляндского, ровно месяц продлился этот свадебный период. Но по дороге в Курляндию герцогиня Курляндская, она же Анна Иоанновна Салтыкова, стала вдовой. Потому что ровно посреди дороги герцог Курляндский неожиданным образом скончался. То ли от перепоя, то ли от перееда, то ли еще по каким-то невероятно странным обстоятельствам. Но в Курляндию она приехала вдовой. Ей было запрещено выходить замуж.

- Почему?

- Потому что неизвестно, как будет вести себя супруг. А нам нужно было держать Прибалтику. Что такое Курляндия? Это Эстония, Митава, Рига, это Прибалтика, это границы. 19 лет она стоически держала эти границы. Да, отсюда ей не присылали деньги…

- То есть была наместником, по сути?

- Она была главным правителем Курляндии, и сейм во многом подчинялся ей. Они не очень это любили, но они вынуждены были это делать 19 лет. До той поры, когда совершенно неожиданно Бестужев, который был у нее помощником, не приехал в Москву на отчет, и там появился красавец Бирон. С этого момента начался этот уникальный роман, вернее страсть, любовь между Анной Иоанновной и Бироном. И когда Бестужев туда вернулся, то уже дело пошло.

- А Бестужев тоже был ее фаворитом?

- Конечно. И Василий Лукич Долгорукий, который тоже был ее фаворитом. Периодически ей присылали дипломатов, которые должны были помогать ей управлять Курляндией, они также играли миссию фаворитов. Это предполагаемо входило в их обязательства. И это очень точно показано у нас в картине.

Так вот, Анна Иоанновна Курляндская – это русская Анна Иоанновна, Анна, Нюра, Нюша, Анюта, как хотите. Но за 19 лет у нее появились определенные европейские черты. Поэтому ее решили пригласить на трон эти верховники, предполагая, что будет невероятным образом благодатно. Ее посадили на трон, но с ограничениями. Вот эти 10 пунктов, которые они назвали «10 кондиций», которые ограничивали ее власть: землю не дарить, ордена не раздавать, казну не расхищать, с наследниками выяснять отношения… Вся власть практически была в руках парламента. 11-й пункт ей надо было передать изустно. Чтобы она не смела брать с собой в Москву, в Россию своего любовника Бирона. Вот это всё вызвало какой-то очень сложный клубок заговоров. Потому что тут аристократы стали возмущаться, еще какая-то группа. Вот эти все группировки, которые очень часто наблюдаются во всех парламентах. Представляете, какие невероятные драки проходят в парламентах во всем мире. Потому что каждый пытается пробить свою дорогу, занять свою нишу. И все это было в 1730 году.

- И драки были, только их не показывали по телевизору.

- Да. Но все-таки, если вы посмотрите полных два фильма по телевидению, то там и драки есть, потому что они были, и квасом в морды плескали, и клюквенным морсом плескали, и за бороды таскали. Тогда, правда, бород уже не было – Петр их срезал. Но мордобой был невероятный.

8 верховников решили обхитрить эту большую претензию аристократов, генералитета и т.д. Они сказали: да, вы все будете занимать места в этом парламенте, но вот мы сейчас посылаем гонца к Анне Иоанновне, она подпишет все эти соглашения, ограничения. А тогда было так: как только подпись – значит, это полное согласие. Сейчас у нас пресса, радио, телевидение говорят – это значит, ратифицирован договор, мы его приняли.

- Когда в «Российской газете» документ опубликован.

- Да. А тогда это надо было подписать и подтвердить это прилюдно именно в Грановитой палате Кремля. Потому что это было единственное место до самого последнего царя, до революции, где короновались русские цари и где оглашались принятые ими законы. И вот она должна была в этой Грановитой палате рассказать о том, что подпись под этими кондициями, пунктами ограничения она поставила собственноручно и по собственному желанию.

И вот начинается эта невероятная борьба. Потому что все посылают туда своих гонцов, хотя Москву взяли верховники в кольцо окружения, особенно Яузскую заставу, где выезд на Курляндию, на Митаву, и никого не выпускать из Москвы. Но, несмотря на это, три гонца тайно под разными предлогами, даже в бабских костюмах (это тоже есть в истории) перескочили эту границу.

- Яузская застава – это что?

- Это район Яузы, где Китай-город, Яуза. С Яузской заставы выезд на Митаву. Река Яуза сейчас такая маленькая, а была хорошая, судоходная, по ней даже ходили баржи. И, несмотря на это, три гонца все-таки туда пробиваются, и начинается этот клубок погонь, драк, страстей – кто быстрее приедет к Анне Иоанновне, кто быстрее доложит. И эта вся ситуация завязана на интригах как взрослых людей, как среднего поколения, так и молодежи. Потому что в этой исторической ситуации я позволила себе впервые небольшое нарушение. Ибо от аристократов был послан 42-летний Петр Сумароков. Его история была потом по жизни печальна. Но мне не хотелось заканчивать этот сюжет исторический на печальной ноте. Я его омолодила, при этом я сказала: «Прости меня, Петр Сумароков». А когда вы работаете с историческим материалом, у вас вольно или невольно существует эта мистическая связь, вы так или иначе как будто бы слышите этот диалог свыше. Я всегда говорю: «Анна Иоанновна, не сердись, я же тебя люблю, я о тебе говорю честно, искренне и достойно».

- Анне говорите?

- Да, я с ними со всеми беседую. Я сказала: «Петр Сумароков, ты меня извини, я тебя омолодила в два раза, тебе теперь 21 год, но посмотри, какой ты красавец, просто гардемарин».

- А кто играет?

- Дебютант Данила Дунаев, студент 3-го курса тогда еще. Но он так прекрасно у нас дебютировал, а картина так долго не могла выйти на экран, что он за это время уже успел сняться, у нас картина была в работе, он сыграл «Возвращение мушкетеров», там он играет сына Атоса. Веня Смехов мне говорил: «Какой удивительный у меня сыночек, выращенный у вас там, в недрах ваших «Тайн».

Поэтому я его омолодила, и мы подарили ему в награду за все его подвиги, жертвы (он мог вообще погибнуть, рисковал жизнью) романтическую любовь – молоденькую девочку-немку, которая живет вместе с отцом (она полусирота) на постоялом дворе на границе между Курляндией и Россией. Она очень примитивная, эта граница. Говорят, такой не было. Была! Если посмотреть гравюры, когда просто раскрашенный черно-белый шлагбаум, который вот так отворачивается, поворачивается, Россия через точечку, Курляндия – стрелочки и т.д. Практически это же была наша российская вотчина, губерния. И вот на этой границе постоялый двор. И, как всегда при работе на границе, владелец двора выполняет, как правило, разные задания – для того, чтобы просто нормально жить. Его очаровательная дочь Мадлен ему в этом помогает. И вот нужно случиться такому, что при встрече с Данилой Дунаевым, который исполняет роль Петра Сумарокова, у них возникает такая искра романтической любви. Причем сначала от большого неприятия. Но так получилось. Потому что там есть одна совершенно точная тема трех поцелуев, которые я никак не могу убрать из картины, потому что я хочу, чтобы как можно больше молодых смотрели наши картины и мою в частности. Молодую девочку Мадлен играет дебютантка в нашем кинематографе, известная певица Алсу. Я ее полюбила в тот момент, когда увидела впервые на экране в прелестном клипе вместе с Сергеем Маковецким. Это такой прообраз Лолиты по Набокову. И я тогда уже сказала: «Толя, посмотри, какая очаровательная девочка с синими глазами, блондинка. Ну, Марине Влади и не снилось. Мы должны обязательно ее снимать». Есть такая французская певица Шаде, но она марокканского происхождения. Поэтому этот восточный бархатный голос, очень гибкий, очень актерский, точный. И она должна там петь. Она там исполняет песню, специально для нее написанную.

Так что Данила Дунаев и Алсу, которые играют романтическую сторону и как бы несут романтическую интонацию гардемаринов, они работают в паре с удивительными совершенно актерами, как Инна Чурикова, которая играет Анну Иоанновну. Это космическая актриса, совершено уникальная, потому что это уникальная личность. И здесь не только профессия. Здесь удивительное мышление, парадоксальный подход к работе. Очень сложно предугадать, что она предложит. И хотя я всегда прихожу на работу готовая, всегда точно знаю, что нужно мне от актеров в том или другом кадре, у нее всегда в запасе есть какие-то свои очень точные и конкретные предложения, за что я ей невероятно обязана и благодарна. Потому что очень много красок - неожиданных, очаровательных и совершенно для меня парадоксальных, это благодаря Инне Чуриковой. Рядом с ней молодые артисты чувствуют себя, во-первых, уютно и комфортно, потому что она не тянет одеяло на себя, она работает с партнером. Она великолепно работает с партнерами – с молодыми, опытными, неважно. И она очень точно помогает ему сделать то, что нужно как ей, так и для данного эпизода, который снимается, для данного кадра. И это тоже видно в картине. И если вы будете внимательно смотреть фильм, они не могут сдержать иногда улыбки и смех, они отчаянно прячут их за своими руками, которыми они якобы поправляют волосы или вытирают нос. Потому что для них тоже эти повороты импровизации зачастую бывают неожиданными. Даже для ее опытнейшего партнера, Бирона, которого исполняет Саша Лазарев-младший, который идет у нас уже с первого фильма.

- Он Бирона играл и в первом фильме?

- Он играл, и он идет из фильма в фильм, он приобрел свою такую мощь и плоть. И Саша Лазарев прекрасно справился с этой ролью. Они вместе с Инной Чуриковой в театре играют и здесь, у них удивительный совершенно дуэт. Инна Чурикова получила первый приз за лучшее исполнение женской роли, а Саша Лазарев-младший на одном из фестивалей «Золотой Феникс» получил. Знаете, у нас уже столько призов и фестивальных наград, но мало кто об этом знает. У нас на стене они просто блестят и красуются.

- Вот именно за этот фильм?

- За этот фильм, потому что он год ходит по нашим отечественным фестивалям. И вот как раз Александр Лазарев-младший и Инна Чурикова получили за этот дуэт по призу на разных кинофестивалях за лучшее исполнение роли. У них удивительное совершенно трио. Потому что, я считаю, это какое-то киновозрождение удивительного артиста, которого я очень люблю и с невероятным уважением отношусь к нему, к его делу и к его биографии творческой. Потому что и Василия Лукича – это будет такой вот треугольник таких взрослых мужей, верховника Василия Лукича Долгорукова играет народный артист (ну, я не называю регалий, потому что я иначе просто во время не впишусь, потому что все они народные) – играет потрясающий совершенно актер, я его очень люблю - Владимир Коренев. Он многим больше известен как Ихтиандр. Но время уже прошло, и он великолепно играет у себя в театре, он профессор, он преподает в театральной академии. И он прекрасно здесь играет Василия Лукича Долгорукова.

- Главного интригана, да?

- Нет, самый главный интриган это серый кардинал. В истории он прописан удивительно точно, с удивительной биографией. Ну, Андрей Иванович Остерман, вечный вице-канцлер и вечно больной. Он тоже входил в восьмерку, но как только он начинал интригу, он заболевал, он уходил на дно. И вся паутина плелась с своей коечки, из-под зеленого козырька, который точно описан во всех документах. И вот только в этой картине Игорь Додиани нашел вот возможность этого козырька сделать ну как бы игровым аксессуаром, до этого никак никому не удавалось. А здесь игровой аксессуар. И очень точно продуманный Додиани именно по внешнему, по костюму, по аксессуарам, по деталям, образ. И, конечно, гениально сыгранный Владимиром Ильиным, моим любимцем. И у них дивный дуэт с Алексеем Петренко, но, к сожалению, наша прокатная вся компания, все товарищество однажды мне на кинорынке, когда в первый раз посмотрели картину, она шла тогда два с половиной часа, хотя она три часа, и на телевидении она идет два фильма по полтора – стало быть, три часа – они мне сказали, а дальше прошу простить меня, дорогие слушатели, это я цитирую. Вы знаете, наш зритель - дебил, поэтому у вас очень много интеллектуальных сцен, пожалуйста, убирайте их, их никто смотреть не будет, потому что впереди сидят и жуют поп-корн, а есть так называемый костный слух, что когда вы жуете что-то хрустящее, вы почти что ничего не слышите. А я говорю – тогда пусть первые восемь рядов жрут поп-корн, как вы говорите, но там же еще есть ряды. А те тискаются в темноте и хлещут пиво. Вы знаете, меня несколько убило такое определение аудитории. Я вас очень прошу, пожалуйста, постарайтесь развеять о вас такую печальную характеристику, я в это не верю. Я очень хочу, чтобы вы смотрели отечественные фильмы, они не столь плохи, они просто другие, они про нас. И наша картина очень хорошая картина, и она про вас. И надо только настраиваться на эту волну, надо врубаться в картину. Потому что экшн, которым вас завлекает иностранное кино, как у них там точно совершенно, схема. И я могу сразу сказать после первых трех минут фильма, чем закончится это кино. Об этом говорят и американцы, и студенты, которые не любят современный свой американский кинематограф, они любят американский кинематограф довоенной и послевоенной поры. А вот этот весь экнш – это, знаете, для детей скорее всего, это несерьезно, они потеряли свою очень точную позицию, они просто завоевывают вот этим развлекательным кино. Вот что это кино, что вы смотрите эти игры – там нет человеческого Я, это не искусство, это не творчество. Там нет взаимоотношений, которые так или иначе, глядя на экран, вы иногда говорите – о, это про меня, ой, и у меня так же было, слушай, и ты так же говорил, и ты так же себя вел. Вот момент узнавания себя на экране и есть та очень важная деталь и тот очень важный момент, ради которого мы, кинематографисты, так мучительно работаем. Поэтому я вас очень прошу – знайте, что это про вас и для вас. Я сократила вот эти интеллектуальные сцены, к сожалению.

Режиссер Светлана Дружинина: Кинопрокатчики считают зрителя дебилом.6 ноября на вопросы читателей ответила народная артистка России, кинорежиссер Светлана Дружинина.Алексей ЕПИФАНОВ, Анастасия ПЛЕШАКОВА

- Их не будет в том фильме, который вы увидите 11 ноября, я надеюсь, в 19.00 в кинотеатре «Пушкинский» на площади Пушкинской, бывший «Россия». Их не будет в этом очень укороченном фильме, он будет идти два часа. Но зато вы увидите актеров, вы увидите костюмы, вы можете с каждым из актеров поговорить, сфотографироваться, взять у них автограф.

- Кто придет на премьеру?

- На премьеру обязательно приглашена и дала свое согласие, именно так долго мы не могли назначить себе премьеру, Инна Чурикова, она очень занята. Потому что именно там, перед началом фильма, ей будет вручен этот приз, который она заслужила. И согласился этот приз вручить ей наш секретарь Союза кинематографистов, народный артист Никита Михалков. Вот он сказал мне: Светлана, если только меня куда-то не разберут по частям, по каким-то общественным палатам и еще что-то, я с удовольствием Чуриковой Инне вручу этот приз, потому что она уникальная актриса и на дне рождения у него они об этом очень долго и нежно говорили, объясняясь в любви на сцене. Будет сама Татьяна Михалкова, которая ведет «Русский силуэт». Я надеюсь, что будут очень многие актеры, будут очень много всяких вип-персон, которые захотят посмотреть картину. Но я не знаю, ведь приглашенных всегда много, и дающих свое согласие – да, но мы все живем под Богом. Все-таки 11 ноября, среда, следующий день рабочий. В 19.00 начало, сбор гостей с половины седьмого. Потому что я хочу, чтобы ровно в половине восьмого дверь закрылась в просмотровый зал. Чтобы больше никто не входил. И ровно полчаса перед фильмом было вот это дефиле с актерами. Чтобы можно было представить актеров, чтобы можно было подарить призы заслуженной той же Инне Чуриковой, и чтобы можно было настроиться вот на эту волну просмотра. Если кто-то опоздает, он только может посмотреть именно эти полчаса сверху с бельэтажа.

- Светлана Сергеевна, молодежь могут смотреть ваши фильмы именно как пособие к учебнику истории? Ну, кроме возраста и некоторых персонажей, там факты не изменены исторически? Ведь это удобней даже…

- Спасибо вам за этот вопрос. Простите, что я вас перебиваю. Не случайно среди почетных гостей у нас министр образования Фурсенко. Для того, чтобы показать ему этот фильм и затем рассказать о том, что до этого снято еще шесть, есть вот эти восемь и что я хотела бы отснять еще два фильма, впереди, чтобы все-таки произошел вот этот положительный национальный, эмоциональный взрыв, когда Елизавета Петровна, так сказать, взрыв национального самосознания, возмущения против вот этого засилия бироновщины, против вот этого фаворитизма, когда все-таки народ сбрасывает с себя вот эти оковы, которые заставляют их пригибаться. И вот это мне бы очень хотелось объяснить и Фурсенко, который будет у нас на премьере. И что можно будет из этого сделать потом очень хороший телесериал, для того, чтобы можно было обучать школьников по этим телефильмам. Да, я хотела бы, чтобы это все вышло потом, к 2013 году, это будет 300-летие Романовых. И мне бы хотелось, чтобы я могла и получила возможность сделать этот серьезный телесериал с комментариями, которые будут соответствовать тому периоду, когда он выйдет. И это будет большой сериал, который поможет очень многим мальчишкам и девчонкам, которые очень трудно воспринимают букву. А здесь все собрано визуально. Более того, всякий раз, когда я говорю о предыдущих, например, фильмах, и когда огромная школьная аудитория – это улей, куда вы входите, все жужжит. И тогда я задаю вопрос – кому 14 лет – в этой аудитории? Поднимается лес рук. Я говорю – встань, пожалуйста, скажи, что ты будешь делать, если тебе завтра дадут бразды правления огромным государством, которое называется Россия? Вот ты лично? Смех. Жвачки. Опять смех. Нет, не жвачки, серьезно? Вот тебе завтра дают бразды правления – и что? И тогда начинается пауза. И постепенно мальчишки, девчонки врубаются в эту систему взаимоотношений, потому что это все очень похоже, это про них. Это про них. И я вот хочу постараться убедить нашего министра сделать этот сериал, потому что, как мне рассказывали, к сожалению, я этого не видела, Соединенные Штаты Америки такой сериал давным-давно имеют и сделали его. Причем, практически почти благотворительный, потому что в нем принимали участие…

- Так у них история короче – 200 лет, а у нас-то сколько…

- Да, они младенцы, они только начинают испытывать определенные проблемы. Только сейчас они начинают испытывать их. По-настоящему. Ведь помните все «Хижину дяди Тома»? Все читали «Хижину» и «Приключения Гекльберри Финна». А сейчас у них Обама – и вы никуда не денетесь. Чернокожий президент. А до этого они одного из них просто пристрелили на балконе. Совсем недавно, кстати. Поэтому я вам хочу сказать – все у них впереди, у них впереди еще большая-большая история. Вообще, нельзя накликивать на свою страну, на своих людей беду. Нельзя так много рассказывать, что рухнул небоскреб, потому что рано или поздно это состоится. Нельзя. Нельзя говорить в своей жизни, что мне не везет. Везет! Каждому из вас везет. Надо просто в это верить, знать и делать. Никто не виноват в том, что вам везет или нет, кроме вас, и лично вас, каждого отдельно. У каждого есть шанс сделать себя лучше, выше и идти вперед. Надо только к этому шансу всегда быть готовым. Поэтому я вот не случайно вам уже называю еще одну фамилию. И, конечно, будет моя любимая Наина Иосифовна Ельцина, потому что в свое время они мне очень помогли вместе с супругом снять именно много на Красной площади, когда это было практически невозможно. Я очень благодарна и сегодня очень многим моим помощникам, кстати, в Кремле, Хлебникову, потому что они мне помогли при очень маленьком бюджете все снять именно в Грановитой палате. Все действие происходит там, где это и было. Это старый теремной дворец, где происходил заговор верховников. Вы даже увидите этот белокаменный, резной, уникальный пол и только нам разрешили снять все ковры и отснять его покрупнее. Потом опять его закрыли. Вы увидите Грановитую палату, именно там происходило разодрание кондиций. Поэтому когда идет…

- А что такое разодрание кондиций?

- Разодрание? Она разорвала эти бумаги. Она условия эти разорвала, потому что вдруг весь народ, хором, не без помощи заговора, закричал: нам не нужны 8 или 100 тиранов, пусть будет тиран, но один. Нам нужен царь. Мы хотим иметь монарха. И она совершенно достойно и честно, несмотря на то, что она подписала эти кондиции, была взаперти, ее держали, никуда не выпуская, чтоб она не смела отказаться от своего слова. Но женщины делают свое. Это был также и женский заговор. Пускали только ее родственников и подруг. Старшую сестру, кстати, Екатерину Мекленбургскую, которую также Петр выдал замуж за герцога Мекленбургского, чтобы иметь побольше земли вот там, на Западе. Но шесть лет пробыв за ним замужем, получив синяки, она оттуда сбежала с девочкой с маленькой, Анной Леопольдовной. Именно потом, Анна Иоанновна и передаст ей в наследие царскую корону.

- Она племянница?

- Она была ее племянницей. Анна Иоанновна так и осталась официально бездетной вдовой. Но вот сейчас я уже работаю над продолжением, потому что все, что потом, после десятилетия бироновщины, потому что тот период, когда она вступила на престол, после этого невероятного, совершенно сногсшибательного заговора, который она провела одна, по записочкам, только записочки, а все остальное – это воля и, так сказать, характер, конечно же. И наступил вот этот десятилетний период бироновщины. И вот в эти 10 лет она отдает престол, ни много ни мало, это тоже бывает так редко, это когда она отдает своей племяннице, девчонке, перед солидными мужами, так сказать, Сенатом, говорит о том, что вот понесет ее чрево, что породит эта девочка после совершеннолетия, то и будет наследником престола российского. Пушкин потом писал – ни мышонка, ни лягушку, а неведому зверушку. Это имело определенное отношение к этому историческому странному эпизоду, над которым я сейчас и работаю. Поэтому я еще раз говорю – мне бы очень хотелось пройти вот этот путь, для того, чтобы вывести весь этот сериал на вот этот, все-таки мы великий народ, я ни в коем случае не шовинист, нет. Но если вы внимательно посмотрите зеленый шарик и посмотрите границы нашей империи, нет, государства. Между прочим, империя – это совсем не так плохо, это хорошо. И вообще, все, что женщины приобрели и выбили в 18 веке, завершая идея Петра Великого, и оставил он Россию, как говорили историки, как машину недостроенную, а достроили ее пять женщин – Екатерина Первая, Анна Иоанновна, потом правительница, она не успела встать на престол, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая. Вот все, что они успели сделать, потому что все-таки и Прибалтики – это северо-западные границы морские, и потом Екатерина Вторая завершила, вывела все-таки в Крым, в Черному морю. Это потрясающее совершенно завоевание, во главе с Потемкиным и Суворовым. Так вот, в данном и в прошлом веке наши мужчины все это потеряли, увы!

- Ну, мужчины потеряли, но так они больше и не позволяли женщинам возвращаться на престол. Вот, собственно, после Екатерины Второй во главе государства…

- …во главе государства стояли мужчины.

- Вот это и обидно. Скажите, пожалуйста, а как вам удалось Алсу заманить на этот проект, она ведь совершенно, по-моему, перестала вести публичную жизнь?

- Ну, хочу сказать, заманивать мне не приходилось, я просто сделала ей предложение. А это было еще, когда мы снимали картину довольно быстро, но потом все-таки у нас была одна пауза. Дело в том, что первый кадр картины был снят в 2005 году. Это была зима 2005-го. Но до этого идет, конечно, подготовка и пробы. И когда мы ее пригласили к себе на пробы, это пришла уже в 2005-м брюнетка, гладко причесанная, та Алсу, образ и облик которой уже был всем известен и четко совершенно определен предыдущей ее командой, режиссером, Белоцерковский, по-моему. Поэтому мы ее увидели красивую невероятно, удивительно кинематографичную, очень музыкальную, артистичную и очень талантливую. Но брюнетка. Испуг в глазах и настороженность. Именно настороженность и напряженность. Потому что как у любого ребенка или любого человека, у которого есть какой-то достаток, у нее, естественно, там в глазах застыл четкий вопрос – за что меня берут? За красоту или за деньги? Но когда она увидела, что вместе с ней пробуются Юлия Началова, что вместе с ней пробуется удивительная актриса, которая дебютировала в «Ворошиловском стрелке» у Говорухина, очень хорошая актриса, с длинными волосами девчонка, великолепно поющая, у нее мама – преподаватель-хормейстер.

- А вам нужна была именно поющая?

- Мне нужна была поющая девочка, потому что там должна была быть романтическая тема. Я говорю, я внесла туда интонацию «Гардемаринов» сознательно. Должна быть поющая актриса, которая сначала напевает эту тему, затем ее подхватывает скрипка, на которой она играет, затем ее подхватывает какой-то ансамбль, а затем она в конце вырастает в огромную, роскошную, прекрасную песню, которая и заканчивает наш фильм.

Светлана Дружинина: На кастинге фильма "Виват, Анна" Началова уступила Алсу.6 ноября на вопросы читателей ответила народная артистка России, кинорежиссер Светлана Дружинина.Алексей ЕПИФАНОВ, Анастасия ПЛЕШАКОВА

И поэтому прошли пробы серьезно, затем тренировки – серьезные. И когда она увидела, что это серьезная работа, что относятся к ней как к актрисе, и что никто ничего ни у кого не просит и не требует, она дала свое согласие. Все три были прекрасные претендентки и великолепно отработали свои пробы. Но когда мы выложили, у каждого есть свой худсовет, понимаете, когда мы все это выложили на экран и на фотографии, то все, как-то поколебавшись между Началовой и Алсу, обратили внимание на Алсу. Почему? Потому что в ней есть тайна. Юлия Началова великолепная, красавица, поющая, великолепный голос у нее, я ее очень люблю. Юлечка, я тебя очень люблю и когда-то, даст Господь, мы встретимся в серьезной работе. Но она очень русская, она открыта. А мне нужна была тайна. И вот этот, вероятно, восточный какой-то менталитет, вот эта закрытость, при том что внешне она великолепно воспитана, Алсу, внешне все идеально. Прекрасна, улыбчива, мягка, но вы никогда не пробьетесь – там есть своя тайна. И эта тайна была четко согласована с тем образом, который мы себе сочинили, и который она очень точно, неожиданно для очень серьезных артистов, потому что все как-то вначале отнеслись к ней очень подозрительно, но когда она великолепно работает с таким артистом, как Володя Ильин, и у них большущая сцена, она работает и с текстом, и с большой мизансценой. И когда она великолепно ее сыграла, то после этого меня отвел Володя Ильин в сторону и говорит – слушай, я не ожидал, что Алсу такая хорошая артистка. И она сыграла все. Она стоический человек, она ходила так же, как и все молодые артисты, которые были обязаны освоить правила верховой езды, иначе они не имеют права сесть на лошадь верхом, они получили сертификат, это недалеко от нас, напротив метро «Аэропорт» есть конная милиция, и туда они приходили на манеж на тренировки, я туда приходила. Глаза у нее синие поперек, ужас. Но как я все время говорила – глаза ее носят. Но потом, раз-два упав, все-таки она садилась на лошадь, и она у нас скачет, как лихой наездник. Причем, без дублера. Причем, по очень сложной натуре. Это мало кто знает. И Олег Масленников, который тоже дебютант, который играет у нас Корфа, они скачут по такой сложной натуре, по которой даже профессиональный каскадер скачет очень осторожно. Потому что это зима. Потом, найти 18 век зимой в Подмосковье очень трудно. А мы не можем уезжать далеко – денег нет. Поэтому это все снято в пределах Калужского шоссе, вот эта смычка между Валуево, Киевского шоссе и Калужского, вот эта маленькая дорога, где единственное осталось место. Где летом красуется потрясающе кукуруза, а зимой, слава тебе господи, мы только говорили всем лыжникам – не портите нам снег, ну, пожалуйста, ну, оставьте. Потому что сзади нас огромное количество зрителей, а здесь пропахивает бульдозер под визиром огромный круг для того, чтобы по ним могли проскакать кони, кареты, всадники, четверики. И как бы вы ни утрамбовывали эту почву, рано или поздно она пробивается как копытами, так и полозьями, и колесами. И поэтому очень многие просто копыта вязнут в этом. Но нужно отдать должное, ни Алсу, ни Олег Масленников, ни мой любимый Димочка Ульянов, актер, который играет Юсупова, тоже князя, такая драматическая у него роль – прекрасный актер, великолепно сыгранная роль. Они ни разу даже не поскользнулись. Хотя впервые сидят на лошадях и такие там гонки у них, они так обгоняют друг друга, что мне самой становится страшно. А ведь это очень сложно. Нужно иметь хорошую трассу, по которой едет автомобиль, не шатаясь, на которой стоит камера на треножнике. Там смотрит у вас водитель, где и как, параллельно тут же я в рупор кричу, тут же вам бросают лопаты и снег в лицо для того, чтобы создать вьюгу и холод. И тут же лошади, когда они рядом чувствуют, что мчится что-то темное, набирают скорость. Они скачут наперегонки с автомобилем. И единственное, что я боюсь, Господи, чтобы только удержались. Все удержались. И только один раз, правда, в самом начале съемки, Алсу соскользнула, все бросились к ней, а она сказала – нет, я сама. И ей только поддержали лошадь под уздцы, она села в седло и проскакала. Так что там все у нас без дублеров.

- Светлана Сергеевна, я хотела вас спросить, еще мы делаем социальный проект, вот помощь людям в разных ситуациях. Благотворительность там… Сами люди, не имея денег, приручают медведей, берут медведей…. Вы в этом…

- Нет, я в этом не принимаю участия. Я однолюб. Я погружаюсь в работу и я, как зашореный конь. Поэтому я не преподаю во ВГИКе, хотя имела неоднократные приглашения работать во ВГИКе, преподавать там. Ни на каких курсах, куда меня тоже приглашали неоднократно. Потому что все происходит на моей съемочной площадке. У меня на площадке могут быть и собаки, и чтобы они лаяли вовремя…. Если….. … могу с ними лаять, приручить для того, чтобы они сделали то, что мне надо. Я также работаю с лошадьми для того, чтобы они повернули морду туда, куда мне надо. Или чтобы они лизали здесь актеров там, где надо. Это все тоже такая небольшая работа вместе с владельцем этого животного. Но специально я просто не имею права. Вот у меня есть маленькая кошечка, которую я возила когда-то с собой в сумке на съемки. И то она была мне просто подарена насильно, а теперь мы от нее просто не можем никак оторваться, это кошка Иры Понаровской, потому что у нее аллергия на шерсть была. И этот маленький котенок у меня вырос – и больше ничего. Но я просто физически не имею права иметь животного, за него мы несем ответственность.

- А в благотворительных акциях…

- Нет, но иногда мы помогаем школам, воскресным школам при храмах. Я не буду называть эти храмы, потому что они знают, если они меня услышат.

- А что значит работаете…

- А потому что воскресные школы иногда просят там починить пол, или купить подарки детям на какой-то праздник, или закупить тетради, школьные учебники. И мы пересылаем возможные для нас суммы…

- Мы – это кто?

- Мы – это наша киностудия, президентом или, ну, генеральным директором которой я являюсь. У нас очень мало денег, нужно сказать, что мы работаем только на бюджетные деньги. И то это половина, а иногда и треть нашей сметы. И об этом все знают. Поэтому все, что вы колоссальное увидите на экране, это безумно дорогое, казалось бы, действо, оно, в общем, идет, когда я говорю, что это кино истинно народное, потому что оно идет с большой помощью всех людей, с которыми я соприкасаюсь. И музеи, которые я очень люблю… И вот Знаменов Вадим Валентинович, который мне помогает снимать… А сейчас новая дирекция в Кусково. Вот сейчас Хлебников тоже мне помогал снимать в Кремле. Это все только для того, чтобы создать эту картину и показать ее людям. Поэтому я практически финансов не вижу, они у меня в очень маленьком количестве. Но если они появляются, то мы по возможности помогаем школам. Одна из них в Коломне. И я надеюсь, что если у нас как-то более-менее свяжется ситуация с прокатом, то мы опять перешлем какой-то небольшой конверт с помощью, чтобы они могли что-то приятное себе сделать. При храме есть школа воскресная в Коломне.

- Ну, вообще это дело хорошее.

- Обязательно. Если у вас есть возможность. Ну, я не знаю социальная или нет, но я очень часто выступаю перед зрителями, не прося ни копейки. Когда мне говорят о том, что, вы знаете, большое спасибо вам за то, что вы пришли к нам и поговорили с людьми, со зрителями, с ветеранами, с молодежью, я говорю – почему спасибо? Вам спасибо, что вы меня пригласили. Но, вы знаете, вот у нас тот или иной актер просит деньги, а у нас их нет. Может быть, это тоже входит в какую-то социальную помощь, я не знаю, но я с удовольствием всегда встречаюсь со всеми вот такими возможностями для того, чтобы просто рассказать о картине, побеседовать, иногда подсказать что-то, иногда самой попечалиться и услышать добрый совет.

- Ну, социальное – это когда люди за свой счет, допустим, деревья высаживают, разбивают сквер вокруг дома, что-то такое. Как-то украшают свою жизнь собственными силами.

- Ну, если только чтоб наш подъезд был чистым, аккуратным, и двор – вот это я старательно делаю и со своего этажа, с балкона третьего этажа, внимательно слежу, чтобы никто не сорил и не мусорил. У нас никто этого и не делает. У нас очень чистый подъезд, очень чистый двор. И мы в этом смысле очень дружно поддерживаем друг друга. Если это тоже входит в эту программу – то я в ней принимаю участие. Хотя этого и не знаю.

- Спасибо большое, Светлана Сергеевна.

- Я очень прошу вас, пожалуйста, приходите, билеты продаются. Будет много мест и впереди, и внизу. Приходите… 11 ноября. Прошу вас, не опаздывайте, я буду всех вас рада видеть. Милости просим.

- Я думаю, что те, кто не купил билеты, сейчас побегут в «Пушкинский» и раскупят их.

- Уже там висят афиши, они немножко в углублении, но это тоже подарок мне, уже висит одно панно большое Инны Чуриковой, с другой стороны Алсу и Данилы Дунаева. Вот такие два банна мне подарили. И будет потом в день премьеры большой банн повешен прямо над Пушкинским. А с сегодняшнего дня оформляется, как они говорят, внутрянка. То есть, вешается огромное количество больших портретов наших актеров…

- Спасибо большое, Светлана Сергеевна, что вы к нам пришли…

- Спасибо вам большое за очаровательный букет. Цветы – любовь моя. Кино и цветы – любовь моя. Спасибо вам большое. Кино и цветы – любовь моя. И я хочу сказать, у вас скоро грядет юбилей, у вас скоро 85-летие, это вообще уникально. И я буду рада, если вы пригласите меня к себе на юбилей. Я хочу пожелать вам и юбилея достойного, и чтобы ваша жизнь шла достойна. И пожелать во всем здоровья, любви и удачи. Вы в том возрасте, когда вы удачу ставите на первое место. Пожалуйста. Или любовь, здоровье. Сначала поставим – удачи, любви, а здоровье при этом к вам придет со временем. А вообще оно у вас есть, вы о нем не думайте. Так что будьте здоровы и приятных вам впечатлений.

- Спасибо.