Как научиться кататься на велосипеде в 2025 году

Велосипед подходит для тех, кто не любит стоять в пробках и хочет быть в хорошей физической форме. К тому же это отличный вариант досуга. Однако для езды на нем нужно запомнить пару простых правил. Вместе с чемпионами разбираемся, как научиться кататься на велосипеде и что для этого нужно
Как научиться кататься на велосипеде в 2025 году
Как научиться кататься на велосипеде. Фото: нейросеть

Велосипед уже давно считается одним из самых оптимальных способов передвижения. На нем можно быстро и с комфортом добраться до любой точки в пределах города, не опасаясь каких-либо препятствий. В том числе автомобильных пробок или грязи на дороге. Кроме того, регулярно катаясь на велосипеде, удастся поддерживать себя в тонусе без дополнительных занятий спортом.

Однако один минус все-таки есть. С велосипедом, как и с любым другим транспортом, нужно уметь обращаться. В противном случае есть риск не только везде опоздать, но и закончить поездку в травматологии. Вместе с профессиональными спортсменами разбираемся, как научиться кататься на велосипеде в 2025 году.

Полезная информация про катание на велосипеде

Где можно кататься на велосипеде● Велосипедные дорожки,
● правый край проезжей части (с 14 лет),
 пешеходные зоны и тротуары (если нет помехи людям),
● парки,
● специальные территории
Где нельзя кататься на велосипеде● Автомагистрали,
● дороги с запретом,
● пешеходные переходы,
● запрещенные территории (набережные/заповедники),
● тротуары, если есть велодорожки
Главные правила езды● Выбрать подходящий велосипед,
● тренировать равновесие,
● двигаться плавно и согласованно,
● держать равновесие,
● смотреть только вперед,
● просчитывать траекторию движения,
● соблюдать правила дорожного движения и безопасности
Сколько калорий сжигает езда на велосипедеВсе зависит от темпа езды:
● при спокойной прогулке — от 250 до 350 ккал/час,
● при интенсивной — от 500 до 700 ккал/час
Польза для здоровья● Укрепление сердца и сосудов,
● улучшение работы легких,
● укрепление мышц ног и ягодиц,
● снижение риска диабета,
● улучшение координации,
● повышение выносливости,
● стимуляция работы мозга,
● повышение настроения
РискиПри высоких нагрузках может возникнуть:
● боль в коленях,
● пояснице и шее,
● судороги икр и бедер,
● пережатие сосудов, опрелости от потения,
● обезвоживание 

Основные правила катания на велосипеде для начинающих

Начинать придется с азов, а именно: с правил. Их лучше запомнить еще до того, как сесть за руль велосипеда. Перечислим основные моменты, о которых не стоит забывать.

Какой велосипед, экипировку купить

В первую очередь выбираем модель транспорта.

Подходящий велосипед

Вначале нужно определиться, где именно вы будете кататься. Например, для легких поездок по асфальту лучше подойдут городские велосипеды, для скоростных заездов — шоссейные, бездорожья — горные. Все они отличаются посадкой, прочностью рамы, амортизаторами и шириной колес.

Независимо от выбора, при покупке велосипеда нужно проверить несколько факторов.

  • Высота транспорта — существуют разные способы выбрать оптимальный вариант. Один из них — в полный рост между пахом и рамой должно оставаться не меньше 5–10 см.
  • Тормоза — лучше всего подходят дисковые. 
  • Количество передач — для города хватит 1–7 штук, для бездорожья и гор — понадобится гораздо больше, вплоть до 27.

Когда подходящая модель выбрана, нужно настроить седло. Для этого сядьте на велосипед и поставьте пятку на педаль в нижнем положении. Если нога полностью выпрямлена (при езде с носка может быть легкий сгиб в колене) — высота седла подходит. 

Следом сразу проведите тест-драйв: при движении таз не должен качаться в стороны. Если это происходит — опустите седло. Всего кататься лучше порядка 10 минут. За это время не должны болеть ни суставы, ни поясница, ни шея. Если же неприятные ощущения появляются, то, вероятно, модель вам не подходит.

Экипировка

Начните с покупки шлема. Чтобы понять, что он вам подходит, учитывайте следующие критерии:

  • сидит плотно, 
  • не болтается, 
  • не давит. 

Следующим важным шагом будет установка катафот (световых отражателей). Спереди должен быть белого цвета, а сзади — красный. Для безопасной езды поставьте клаксон или звонок — это позволит вовремя предупреждать пешеходов о своем приближении.

Чтобы защитить руки от мозолей, можно приобрести перчатки. Для защиты тела от натирания помогут велошорты, наколенники и налокотники. Нелишними будут также очки — они спасут от ветра, пыли, а также насекомых. Приобретите одежду по погоде. Например: ветровку, дождевик, термобелье, бейсболку или другой подходящий головной убор.

Где можно кататься на велосипеде

Как только будете готовы к поездке, продумайте сам маршрут. При этом помните:

  • ездить можно только по велосипедным дорожкам, правому краю проезжей части (после 14 лет), обочине и тротуарам, если не мешаете пешеходам;
  • иногда разрешается передвижение по паркам, скверам или набережным, если нет запрещающих знаков;
  • кататься на велосипеде по автомагистрали категорически запрещено — кроме того, что это карается штрафом за нарушение правил дорожного движения (ПДД), это может быть крайне опасно; 
  • нельзя передвигаться на велосипеде по запрещенным зонам и пешеходным переходам — нужно спешиваться и вести велосипед рядом; 
  • ездить по тротуарам, если есть велодорожки тоже нельзя, допускается только при перевозке на велокресле ребенка до семи лет или сопровождении ребенка до достижения 14 лет — катать пассажиров на раме также запрещено;
  • когда двигаетесь по краю дороги, делайте это исключительно по направлению движения машин: езда «против потока» — опасна и карается штрафами;
  • путешествовать в ночное время можно, если велосипед оснащен светоотражателями или фонарями. 

В случае катания по бездорожью формальных ограничений меньше. Однако лучше соблюдать правила безопасности:

  • на подъемах наклоняться вперед, а на спусках — переносить вес тела назад, чтобы передние и задние колеса, соответственно, не поднимались;
  • сам руль лучше держать двумя руками, палец — под грипсой (накладка на руль для безопасного хвата), тогда рука не «слетит» при резком ударе из-за наезда на камень или другое препятствие; 
  • при езде по песку или грязи лучше не дергать рулем и двигаться по прямой с равномерным усилием; 
  • если на пути броды — лучше ехать как можно медленнее. 

Тренировка перед поездкой

Фото: Николай Оберемченко

Вначале лучше потренироваться в спокойном и практически безлюдном месте, чтобы уверенно себя чувствовать на дороге. Например, в парке или на специальной велодорожке. 

  • Попробуйте тронуться с места и затормозить. 
  • Затем осторожно начните разгоняться. 
  • Потренируйтесь поворачивать на минимальной и средней скорости.

Что важно помнить во время езды

Важно помнить о нескольких правилах. И речь не только о ПДД — а о том, что поможет не упасть с велосипеда, не врезаться в препятствие или машину, а также не сбить прохожего. Итак, перечислим.

  • Крайне важно контролировать скорость — следить, чтобы велосипед не замедлялся, но и не разгонялся чересчур сильно. 
  • Держите дистанцию от других объектов, а также показывайте маневры рукой. 
  • Старайтесь следить за дорогой и не отвлекаться — часто на пути встречаются ямы, рельсы и другие «внезапности», нужно успеть среагировать и их объехать.
  • Останавливайтесь иногда, чтобы попить воды и передохнуть — за одним на таких стоянках проверьте велосипед: давление в шинах, тормоза и крепежи. 

Как научить ребенка кататься на велосипеде

Многие родители обучают собственных детей этому навыку еще в раннем возрасте. Однако важно не только, со скольких лет ребенок катается на большом велосипеде, но и как он это делает — помнит ли о правилах безопасности. Они помогут ребенку избежать травм, а также быстрее приспособиться к такому способу передвижения.

Выбор подходящего велосипеда и места

Транспорт должен подходить не только по росту, но и по весу. Поэтому следует выбирать нетяжелую модель, которую ребенок сможет поднять сам. Лучше всего подойдут алюминиевые рамы. 

Диаметр колес необходимо подбирать в зависимости от возраста:

  • для детей 3–6 лет подойдут 30–38 см, 
  • для 7–10 лет — 50 см.

Затем можно отправляться на место для тренировок. Лучше выбрать ровную, асфальтированную площадку без препятствий и горок. В качестве альтернативы можно отправиться на траву или грунт, но там ребенку станет сложнее крутить педали. Нелишним будет вначале прикрепить страховочные колесики для первых попыток. 

Баланс

Это «основа основ» езды на велосипеде. Поэтому умению его держать ребенка нужно учить в первую очередь. В этом случае есть два варианта: беговел или велосипед без педалей. Последние можно снять обыкновенным гаечным ключом.

Независимо от выбора, ребенок должен будет отталкиваться ногами от земли и пытаться держать равновесие. Сначала это лучше делать медленно, практически идя небыстрым шагом. Затем можно ускориться. Как правило, этот навык дети осваивают за 2–3 дня. Успехом можно считать, если спустя этот срок ребенок в состоянии проехать 10–15 метров и не касаться земли ногами. Значит, его вестибулярный аппарат адаптировался. 

Педали и старт

Следующий шаг — научить трогаться с места. Для этого поставьте одну педаль в положение «на два часа», после чего посадите ребенка на велосипед. А затем пусть он попробует поехать вперед. В этот момент придерживайте малыша не за руль, а за плечи, подмышки или даже седло. Так он научится самостоятельно контролировать руль. 

Скорее всего, первые попытки будут крайне неуклюжими и неудачными. Все потому, что сначала дети часто смотрят под переднее колесо, а не вперед. В этом случае помогает только бежать рядом и страховать малыша. Однако важно не принимать управление самому. Можно лишь повторять ему, что важно крутить педали.

На этот этап обучения также может уйти несколько дней. При этом важно не перегружать ребенка — одну тренировку лучше делать не более 20–30 минут. Иначе чрезмерный стресс попросту отобьет у малыша желание кататься на велосипеде. 

Торможение и повороты

Фото: Евгения Гусева

Когда ребенок стоит на месте, продемонстрируйте ему, как правильно нажимать на тормоз. А попутно объясните, что делать это резко точно не стоит. В противном случае есть риск упасть. Как только ребенок освоит — можно переходить к поворотам.

Здесь понадобятся разметка, конусы или другие нетвердые препятствия. Использовать можно даже игрушки. Выставьте их так, чтобы образовались широкие дуги, а затем предложите ребенку попробовать на небольшой скорости. Со временем уменьшайте расстояние между препятствием, чтобы углы поворота становились острее. Но не перебарщивайте. 

Безопасность ребенка

Чтобы минимизировать повреждения при падении, наденьте на малыша шлем, наколенники и налокотники. Можно также подобрать специальную одежду для катания на велосипеде со светоотражающими элементами. 

Нелишним будет объяснить принципы езды. Расскажите ребенку, что важно: 

  • соблюдать дистанцию, 
  • не выезжать на проезжую часть, 
  • избегать плохих дорог, 
  • останавливаться или замедляться на опасных участках.

Крайне важно научить ребенка взаимодействовать с окружающей средой. Объяснить, что, хотя проезжать по лужам и весело – под ними могут скрываться ямы. Попутно можно рассказать о риске езды по песку, где повороты становятся коварными, а также об опасности мокрого асфальта — тормозить на нем сложнее. 

Как научить ребенка не бояться

Ребенок должен быть готов к езде на велосипеде не только технически, но и эмоционально. Причем начните с собственного состояния. Во время обучения старайтесь не проявлять лишние эмоции и не демонстрировать тревогу. Оставайтесь сдержанным, даже если ситуация внезапно стала опасной.

Кроме того, проработайте с ребенком сложные моменты. Например, научите быстро тормозить при большой скорости или немного наклонять велосипед при поворотах. Если ребенок вдруг упал — не бросайтесь с объятиями и паникой, а сохраняйте спокойствие. Просто помогите ему подняться, попутно объяснив, что ничего страшного не произошло. 

Регулярно подбадривайте ребенка, а также отмечайте успехи в процессе обучения. Например, напоминайте ребенку, что с каждым днем он самостоятельно проезжает все большую дистанцию. Во время тренировок также можно разговаривать на отвлеченные темы, если ребенок волнуется.

Как взрослому с нуля научиться кататься на велосипеде

Фото: Евгения Гусева

Иногда кататься на двухколесном велосипеде учатся даже взрослые — как молодежь, так и люди в преклонном возрасте. Кто-то хочет поддержать физическую форму, а кто-то просто реализует давнюю мечту. И тем и другим все равно приходится начинать с азов. Пошагово разберемся, что нужно делать.

Выбор велосипеда и места для тренировок

Лучше подобрать транспорт с низкой рамой и широким седлом. Важно, чтобы, стоя над велосипедом, вы могли полностью поставить ноги на землю. Расстояние от паха до рамы должно составлять порядка 5–10 см. Кроме того, обратите внимание на шины. Лучше выбирать широкие, поскольку они устойчивее.

Тренироваться лучше в безлюдном месте. Например, на отдаленной дорожке в парке, пустой парковке или даже во дворе дома. Но только если там нет массы прохожих. При этом поверхность должна быть ровной, без склонов и препятствий. 

Освоение базовых техник

На первом этапе нужно научиться тому же, чему учатся дети. А именно: держать равновесие. Делать это можно аналогичным образом, открутив педали от велосипеда и отталкиваясь ногами. Вначале нужно научиться проезжать как минимум 5–10 м. Как только появится первая уверенность, можно будет трогаться привычным для многих образом — с педали, ставя ее «на два часа».

Затем следует научиться тормозить. Делать это лучше на небольшой скорости. Так легче запомнить, например, что тормоз лучше нажимать плавно. При необходимости можно попросить второго человека вас подстраховать. Он должен держать велосипед за седло. Тогда же можно научиться поворачивать. Например, объезжая небольшие препятствия или катаясь по большому кругу.

Главное — помните, что большинство поворотов при езде осуществляется корпусом. Руль если и поворачивается, то плавно. При большой скорости он не нужен вовсе. Только корпус. При маленькой скорости — наоборот, повороты осуществляются рулем. Причем в то же время вес переносится на противоположную сторону.

Тренироваться лучше не менее 15–20 минут в день. Как правило, через неделю при таком графике вы научитесь передвигаться на небольшие расстояния.

Распределение веса

Фото: Владимир Веленгурин

Во время езды на велосипеде не нужно держать руль «мертвой хваткой». Это приведет лишь к лишней усталости и появлению «вибрации» в запястьях или пальцах. Лучше придерживать руль, не зажимая кисти и положив пальцы на тормоза. Локти следует согнуть в локтях, чтобы амортизировать неровности на дороге.

Кроме того, следует позаботиться о распределении веса. Всего при езде на велосипеде должно быть три точки опоры: 

  • седло — «забирает» на себя порядка 60–70% массы тела, поэтому должно стоять правильно, чтобы не перегружать колени или руки; 
  • педали — в правильном положении пятка не опускается ниже педали, иначе ноги устают быстрее, находясь фактически на весу; 
  • руль — руки должны быть согнуты в локте и опираться на руль с упором, но не тянуться до него. Если руки расположены слишком близко или слишком далеко, это может привести к потере устойчивости.

Направление взгляда

При езде старайтесь смотреть исключительно вперед. Это поможет просчитать траекторию, а также заранее увидеть даже мелкие препятствия. При повороте взгляд лучше направлять в ту же сторону — тело автоматически последует за глазами. Кроме того, старайтесь не делать резких движений. Особенно в тот момент, когда распределяете вес.

Езда по сложным отрезкам дороги

В зависимости от типа дороги нужно изменять стиль езды. 

Подъем в горку 

Лучше заранее понизить передачу и перенести вес тела вперед, тогда переднее колесо не поднимется. Если склон слишком крутой — можно даже привстать с велосипеда. При спуске с горки правила обратные. Вес тела нужно перенести на заднее колесо, попутно согнув локти и колени для улучшения устойчивости. Во время торможения используйте оба тормоза: передний и задний. Но плавно.

Песок или рыхлый грунт

В этом случае лучше держать средний темп. При ускорении велосипед станет неуправляемым, а при замедлении — попросту «утонет». Руль следует держать крепко, но не «мертвой хваткой». Из-за песка переднее колесо часто начинает уходить в сторону, поэтому лучше быть готовым скорректировать направление.

Грязь и мокрый грунт

При езде по такой дороге лучше не делать резких движений. В частности, не поворачивать и не тормозить. Иначе можно упасть. Глинистые участки следует вовсе объезжать — они часто становятся скользкими.

Кочки, корни и другие неровности

Фото: Николай Оберемченко

Во время езды по такой местности на дороге можно привставать с седла. Попутно лучше согнуть колени, а также ногти. Это поможет не ощущать вибрацию. В то же время стоит найти баланс между скоростью и управляемостью. Чем выше первая – тем ниже вторая. 

Безопасность

Независимо от маршрута и длительности пути нужно помнить о безопасности

  • Надевать шлем, для «перестраховки» можно воспользоваться налокотниками и наколенниками.
  • Одеваться по погоде.
  • Соблюдать ПДД — не выезжать на слишком опасные участки и не мешать движению другим участникам, в том числе пешеходам.
  • Возите с собой дополнительный инвентарь, который может понадобиться во время поездки — воду, аптечку, насос, чтобы подкачать колесо, и т. д. Если у вас нет на велосипеде специальных мест для хранения, вещи можно складывать в рюкзак.

Советы профессионального спортсмена о катании на велосипеде

Ирина Абысова, восьмикратная чемпионка России по триатлону, участница Олимпийских игр в Пекине и Лондоне, тренер с более чем 10-летним стажем работы,  основательница и тренер A-Team, спортивный нутрициолог, рассказывает: 

— Обучение езде на велосипеде, особенно на шоссейном, — это процесс индивидуальный. Поэтому на первые занятия лучше привлечь тренера. Однако еще перед началом обучения нужно подобрать правильный велосипед. Важно, чтобы он подходил по росту. К слову, не забывайте о безопасности: используйте шлем и перчатки. 

Начинать учиться лучше всего с тренировки баланса. Например, сперва можно попробовать кататься без педалей, отталкиваясь ногами. Так же, как на беговеле. Это научит держать равновесие. Как только баланс улучшится, можно добавлять педалирование. Кататься лучше на прямых трассах без уклона. 

Существуют лайфхаки, которые помогут быстрее научиться ездить на велосипеде: 

  • смотрите во время езды строго вперед, а не на колеса — так будет легче держать равновесие;
  • начинайте тренировки с мягких поверхностей — например, травы или грунта, тогда падения будут менее болезненными;
  • попросите кого-нибудь страховать вас на тренировках, причем до момента, пока не почувствуете уверенность; 
  • если учитесь езде на шоссейном велосипеде с контактными педалями, начинайте тренировки только в кроссовках. Когда начнете кататься увереннее — надевайте велотуфли.

Популярные вопросы и ответы

Еще перед началом обучения езде на велосипеде многие задаются массой вопросов, в том числе о пользе такого способа передвижения и ограничениях. Александра Герасимова, мастер спорта по велоспорту, неоднократный призер и победитель чемпионата России, Спартакиады Молодежи, Кубков России, а также тренера клуба Rébellion Racing Team, отвечает на самые популярные вопросы.

В чем польза катания на велосипеде?

— О пользе катания на велосипеде, можно говорить часами. В первую очередь — это циклический спорт. Он улучшает работу сердечно-сосудистой системы, приумножает выносливость, способствует лучшему насыщению крови кислородом. Во-вторых, занятия велоспортом отлично разгружают голову. Кроме того, они снижают уровень стресса.

Что происходит с телом и фигурой при катании на велосипеде?

— Ваше тело начнет трансформироваться в лучшую сторону. При этом первые изменения не заставят себя долго ждать. Мышцы обретут новые очертания, и не стоит бояться увеличения объемов. При правильно выставленной посадке на велосипеде также улучшится осанка.

Где нельзя кататься на велосипеде?

— Строго запрещено выезжать на велосипеде на высокоскоростные трассы. А именно автомагистрали. Аналогичная ситуация с федеральными трассами.

Можно ли похудеть, катаясь на велосипеде?

— Можно. Особенно если выполнять преимущественно работы в определенной пульсовой зоне, когда происходит максимальное окисление жиров (МОЖ). Это такая мощность циклической нагрузки, при которой активируются окислительные мышечные волокна, а источником энергии служат преимущественно жиры.

МОЖ — это приблизительно 50% от вашего максимума. Основными его маркерами являются проявление легкого пота и легкого локального утомления, но при ровном дыхании.

Пульсовая зона — это индивидуальная частота сердечных сокращений при занятии спортом. Она вымеряется из того, сколько ваше сердце делает ударов за минуту. Определить его помогут гаджеты для спорта. Мы, велосипедисты, для определения данной зоны делаем FTP-тест с взятием крови.

Можно ли научиться кататься на большом велосипеде во взрослом возрасте?

— Ко мне часто на тренировки приходят люди в возрасте 50+. И их стремление, а также способность схватывать на лету, поражает. Как правило, чем вы старше, тем лучше развит инстинкт самосохранения. Это нисколько не мешает, наоборот, является плюсом для безопасной езды. Однако с уровнем нагрузки в этом возрасте, конечно, советую не перебарщивать.

Сколько времени нужно, чтобы научиться кататься на велосипеде?

— Это достаточно индивидуально. Все мы разные, и в этом прелесть. Многое зависит от вас самих: насколько много страхов, мобильны вы или нет и так далее. Обычно уже после первого занятия с тренером, человек осваивает дисциплину. Однако всегда были и будут исключения. Главное, чтобы вы получали от процесса удовольствие.

С какого возраста можно учиться катанию на трех-, двухколесном велосипеде?

— С раннего возраста ребенку можно приобрести беговел. А уже начиная с трех лет – смело сажать на трехколесный велосипед. При этом как показывает практика, ребенку младше пяти лет достаточно сложно управлять двухколесным велосипедом. Хотя бывают исключения.

Родителям советую не отпускать ребенка, быть с ним рядом, пока он не будет уверен в своих действиях. В помощь можно использовать камеру от покрышки, платок, чтобы придерживать ребенка. Обязательно наличие шлема.