Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Первые полгода жизни очень важны для развития малыша. У ребенка появляется масса новых навыков: он с удовольствием осваивает окружающее пространство, устанавливает контакт с людьми и пробует новые вкусы. Родителям полезно узнать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, чтобы помочь ему развиваться
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Фото: shutterstock.com

Еще недавно младенец мирно посапывал в кроватке и был абсолютно беспомощным, но к шести месяцам у него появляются навыки и умения, позволяющие активно изучать окружающий мир. Это возраст первых зубов, прикорма и приучения к детскому стульчику

Если родители будут знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, им будет проще ухаживать за крохой и заниматься с ним. А если возникнут проблемы и отклонения от нормы развития — смогут вовремя принять меры.  

Полезная информация о шестимесячном малыше

Понимает речьЕму приятно слушать, как говорят мама и папа. К году он будет понимать около 70 слов (1).
Хватает и двигает игрушку одной рукойРебенок протягивает руку и хватает предмет — это сопровождается одновременным движением второй руки или ног (1).
Мало различий между мальчиками и девочкамиНормы веса и роста не идентичны, но то, что умеет грудной ребенок в 6 месяцев, не зависит от того, мальчик это или девочка

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Младенцы быстро развиваются. Их вес и рост увеличиваются каждый месяц — и это важный показатель здоровья.

Какой вес у грудного ребенка

Масса тела девочек составляет в среднем 7,3 кг, а мальчиков — 7,9 кг (2, 3). По данным исследования бразильских специалистов, младенцы на искусственном вскармливании растут быстрее, чем дети, которые питаются только грудным молоком (4). И их показатели в этом возрасте могут быть чуть выше принятого стандарта. 

Какой рост у ребенка в 6 месяцев 

С рождения до полугода малыши заметно вырастают. По данным ВОЗ, рост девочек достигает в среднем 65,7 см (5). Мальчики в этом возрасте вырастают в среднем до 67,6 см (6)

Активно двигается

О развитии детей этого возраста рассказывает детский физический терапевт, специалист по ранней помощи Анастасия Катышева:

— В 6 месяцев ребенок хорошо опирается на прямые руки, может лежать на боку с опорой на локоть. Изучает предметы, трогая их, перебирая, захватывая всей ладонью и пальцами, перекладывая из руки в руку. Может удерживать большой предмет, например, блестящую миску, двумя руками, крутить ее. 

Сидит

— Некоторые дети пробуют присаживаться, но далеко не все. Если врач посадит малыша и будет контролировать, чтобы тот не упал, ребенок сможет удерживать равновесие непродолжительное время, опираясь на руки впереди себя, — рассказывает наш эксперт Анастасия Катышева. — При этом важно помнить, что контроль корпуса у ребенка еще не так хорош, как может показаться. Поэтому при ношении необходимо хорошо поддерживать малыша обеими руками, фиксируя область таза и грудную клетку.

Берет игрушки двумя руками

— В 6 месяцев родители должны наблюдать за малышом и видеть, что он чувствует центр тела и может обеими руками подтягивать игрушки к голове и туловищу, — рассказывает врач-педиатр, специалист по развитию детей до года Ольга Табакаева. — Важно, чтобы малыш умел делать это перекрестно: брать правой рукой игрушку слева от себя, а левой — справа. Это говорит о работе обоих полушарий мозга. А еще ребенок в 6 месяцев должен уметь подтягивать ноги ко рту. 

Ползает

— В 6 месяцев малыш может начать ползать по-пластунски и даже вставать в планку, — говорит Ольга Табакаева. — Ползание готовит таз, позвоночник и все мышцы тела к нагрузке в более взрослом возрасте. Но не все малыши сразу правильно ползут. Они могут двигаться вокруг своей оси в обе стороны или как «раненый партизан»: несимметрично, с отставанием одной ноги или руки. Это механизм «предползания», который обычно сохраняется не больше двух недель.

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

Здесь тоже можно заметить перемены. Если раньше младенец сигнализировал о своих ощущениях плачем, то теперь в его арсенале появляются другие эмоции и способы их выражения. Ребенок легко улавливает настроение и интонацию речи взрослых и может передавать им свои переживания и ощущения.

Копирует эмоции

— В полгода у ребенка уже должен быть комплекс оживления при виде родителя. Кроме того, малыш активно копирует эмоции взрослых. Возраст 6 месяцев — пик активации любознательности, поэтому дети пробуют на вкус все, что оказывается поблизости. А когда малыш уже ползает, появляется мотивация достичь цели, — рассказывает Ольга Табакаева. — Возникают и причинно-следственные связи, младенец понимает: «Если сейчас темно, значит, пора спать. Если меня несут к коляске, значит, мы идем гулять». 

Важно в этом возрасте показывать малышу и получать от него в ответ эмоции: радость, удивление, грусть, слезы. Вы должны видеть, что ребенок активно идет на контакт к значимому взрослому: маме, папе, бабушке, — и подозрительно относится к посторонним людям.

Использует жесты и мимику

Младенец легко может дать понять взрослым, что он обижен или разозлен, если что-то идет не так, как ему хочется. Целеустремленность — отличительная черта этого периода. Если кроха чего-то хочет, он пытается добиться этого любой ценой: тянется к конкретной игрушке, пытается удержать в руках несколько предметов и т. п. По мнению Анастасии Катышевой, малыш интонациями может показать интерес: он взвизгивает от восторга, хохочет, может быть сосредоточен, ярко демонстрирует сигналы отказа от общения еще до плача, например, трет глаза, отворачивается, морщится.

Осознает причинно-следственные связи

В возрасте 6 месяцев кроха уже понимает, что произойдет после определенного действия: например, после удара по игрушке зазвенит колокольчик. Малыш распознает свое имя и знает названия некоторых предметов.

Социальное развитие ребенка в 6 месяцев

Первые социальные проявления тесно связаны с физиологическими потребностями малыша. 

Общается с людьми

Фото: Mikael Stenberg, unsplash.com

— С ребенком в этом возрасте необходимо много играть и общаться. Малышам нравится «ездить» на руках у взрослого, смотреться в зеркало, слушать потешки и песенки, — считает детский физический терапевт Анастасия Катышева. 

Принимает участие в совместной игре

С шестимесячным ребенком уже можно поиграть. Например, взрослый закрывает лицо руками, а потом открывает со словами: «ку-ку». Малыш замирает, когда родитель прячется за ладонями, и заливисто смеется, когда тот открывает лицо.

Рассматривает картинки в книжках

Такое совместное времяпрепровождение нравится ребенку. Он с удовольствием рассматривает картинки в книжках и считывает эмоции изображенных объектов, когда мама или папа их называют. 

Танцует

Несмотря на то, что малыш в этом возрасте еще не умеет стоять, он реагирует на музыку и демонстрирует это разными частями тела. Например, раскачивается из стороны в сторону и помогает себе руками и ногами.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев

В возрасте полугода кроха уже начинает говорить, но пока его слова мало походят на привычную речь. Ребенок издает бессвязные звуки и прислушивается к ним. Может повторять один и тот же слог несколько раз — и ему это нравится. По мнению ученых, на развитие речи у младенцев оказывают влияние самые разные факторы, в том числе высокий уровень образования матери, социально-экономические условия и наличие предметов для развития крупной моторики (7).

Лепечет

— Доречевое развитие в 6 месяцев характеризуется появлением лепета — последовательности разнообразных отчетливых слогов с изменением силы звука и высоты тона, — рассказывает Анастасия Катышева. — Сначала это отдельные слоги: «ба», «па» «ма», но постепенно они складываются в цепочки. 

Поет

В возрасте 6 месяцев ребенок может повторять звуки нараспев. Обычно это происходит в определенных ситуациях, например, когда шумит пылесос. Когда мама или папа укачивает ребенка, он может издавать протяжное «ааа». 

Здоровье ребенка в 6 месяцев

Чтобы понять самочувствие малыша, родители обращают внимание, как он ест и спит, насколько часто и в каком объеме испражняется. Если ребенка беспокоят зубы или у него болит живот — это всегда отражается на поведении. 

Режутся зубы

— Зубы у детей начинают прорезываться в 5–6 месяцев. Процесс может сопровождаться насморком и повышенным слюноотделением — это защитный механизм, который на самом деле не доставляет малышу никакого дискомфорта, — рассказывает педиатр Ольга Табакаева. — Часто в период прорезывания зубов малыши активно «чешут» десны своими кулачками, прорезывателями и всем, что попадается под руку. Иногда из-за зубов малыш может меньше спать, больше капризничать. Это нормально, потому что он не понимает, что его так беспокоит.

— Чем чаще во рту оказываются игрушки, тем успешнее прорежутся зубы, — говорит Анастасия Катышева. — Недаром многие родители дают малышам грызунки. Вы можете приобрести специальную силиконовую щеточку с ограничителем, даже если у малыша еще нет ни одного зуба, и бережно знакомить с ней.

Выделительная система

Количество дефекаций к шестимесячному возрасту сокращается. Если раньше малыш ходил «по-большому» до 7 раз в сутки, то теперь он делает это в среднем 1–3 раза за тот же период. Дети на искусственном вскармливании делают это реже, на грудном — чаще. В любом случае, если кал кашицеобразный, однородного цвета с желтоватым оттенком, без примесей крови, то волноваться не о чем.

Зрение

— В 6 месяцев у малыша уже достаточно развиты зрительные центры головного мозга. Острота зрения составляет от 0,1 до 0,4: дети чаще всего рождаются дальнозоркими, и показатели зрения колеблются и формируются до 5–6 лет. В возрасте 6–7 месяцев уже можно показать ребенка офтальмологу, особенно, если есть наследственные проблемы, требующие раннего внимания специалиста, — рассказывает Анна Шпак, врач-офтальмолог, заведующая детским отделением Центра микрохирургии глаза «Я вижу». — Врач сможет обследовать рефракцию глаз, их подвижность, заметить признаки косоглазия, если они есть. Полугодовалый ребенок различает все цвета радуги, следит за движениями и предметами вокруг, и это позволяет ему лучше развивать моторику и бинокулярное зрение. Цвет радужной оболочки глаза приобретает тот оттенок, который установится у малыша на всю жизнь.

Режим сна ночью и днем

Фото: Kelly Sikkema, unsplash.com

— Сны малыша в возрасте 6 месяцев становятся реже: в среднем 2–3 дневных сна по 40–50 минут каждый, — отмечает Ольга Табакаева. — Малыш может спать больше или меньше: это зависит от ритуала засыпания и пробуждения и поведения взрослых с малышом. 

Важно поддерживать здоровый режим сна и отдыха у ребенка в 6 месяцев, потому что от этого зависит работа всего организма. Правильный распорядок дня стимулирует память, улучшает обменные процессы, повышает концентрацию внимания, снижает риск развития сердечно-сосудистых болезней. Также это влияет на иммунитет и психоэмоциональный фон. 

Почему ребенок в 6 месяцев просыпается ночью

Первая причина — неправильный режим. Если родители его не соблюдают, укладывают ребенка спать в разное время, малыш будет просыпаться ночью

Другая причина подобных ситуаций — перевозбуждение. По словам педиатра Ольги Табакаевой, перед сном лучше избегать активных игр. Например, если папа приходит вечером с работы и играет с малышом в «самолетик», ребенок, скорее всего, уснет ближе к полуночи. Сон будет коротким, и кроха рано проснется.

Питание ребенка в 6 месяцев

Рассказывает детский физический терапевт Анастасия Катышева:

— В этом возрасте пора знакомить кроху с детскими столовыми приборами, выбирая небьющиеся, безопасные для младенца. Можно давать в руки тарелку, ложку, чашку. Пищевой интерес, который активно проявляется в этом возрасте, — это интерес не к еде, а к новому. Малышу любопытно, что с аппетитом едят мама и папа. Если ребенка регулярно берут за семейный стол, он видит, нюхает, трогает пищу, наблюдает, как едят члены семьи. При таких условиях проблем с введением прикорма у здорового младенца возникнуть не должно. 

В этом возрасте малыш не только ест с ложечки, но и пробует на вкус «пальчиковую еду»: детские печенья, воздушные кукурузные палочки. А еще с 6 месяцев ребенка можно учить пить из открытой кружки.

Процесс знакомства с новой пищей проходит не гладко: ребенок размазывает и разбрасывает еду — и это норма. Со временем он освоит навык есть самостоятельно и аккуратно. 

Меню для грудного ребенка: что можно давать в прикорм ребенку в 6 месяцев

Насчет того, чем кормить малыша, лучше посоветоваться с педиатром. Обычно детей на искусственном питании начинают прикармливать раньше, чем малышей, находящихся на грудном вскармливании.

— В возрасте 5–6 месяцев появляется пищевой интерес — любопытство к еде, которую едят взрослые. Чтобы отличить истинный пищевой интерес от желания познавать мир, дайте малышу пустую ложку, которой ели вы сами, возьмите другую и продолжайте есть, — советует педиатр Ольга Табакаева. — Если видите интерес только к ложке, с прикормом стоит повременить. Если малыш тянет руки к вашему прибору с едой, заглядывает в него и возмущается — это пищевой интерес. Значит, можно начинать прикорм. Главное, не откладывать: окно пищевого интереса длится только до восьми месяцев. Если оно закроется, малыш останется малоежкой с очень маленьким набором интересующих его продуктов.

В качестве прикорма ребенку в 6 месяцев можно давать мясное пюре из индейки, кролика, курицы. С овощным он наверняка уже успел познакомиться ранее. 

Кроме того, в этом возрасте в меню часто появляется творог, но не обычный, а специальный — детский. На десерт малыш может грызть бублики и печенье.

Комментарии педиатров 

Рассказывает детский физический терапевт Анастасия Катышева:

— В 6 месяцев малыш — это активный и любознательный член семьи, который проявляет интерес к происходящему вокруг: наблюдает, реагирует на новых людей, тянется к родителям, игрушкам, открывает рот для ложки. Дети начинают по-разному вести себя со знакомыми и чужими людьми. Шестимесячный ребенок умеет играть в позе лежа на спине — трогает стопы и пытается притянуть их ко рту. Любит лежать на животе, тянется к лежащему рядом предмету, хватает его, стучит или тянет в рот. 

В этом возрасте оптимально приобрести просторный детский коврик и как можно чаще выкладывать ребенка поиграть на нем. Кстати, про безопасность: ни в коем случае нельзя оставлять малыша на кровати, даже если он еще не умеет ползать. Он может научиться в любой момент или резко перевернуться. К сожалению, падения с высоты в этом возрасте происходят очень часто и неожиданно для родителей. 

У любого ребенка должно быть время для занятий со взрослым и для спонтанной игры, когда родитель не вмешивается, а наблюдает. Уложите малыша на пол, предложите несколько новых безопасных предметов и… ничего не делайте. Уберите смартфон, побудьте здесь и сейчас. Наблюдайте за игрой, движениями ребенка. Именно сейчас он развивается и тренируется. Если малыш мимикой, звуками приглашает вас к игре — присоединяйтесь. Вы получите огромное удовольствие от взаимодействия с таким уже на удивление компетентным в игре человеком!

Исследование предметов или собственных рук ртом — отличительный навык этого периода, важный для развития. Ребенок таким образом учится — получает информацию. Не стоит запрещать тянуть пальцы в рот — таким образом малыш сдвигает рвотный рефлекс, развивает движения языка, что поможет ему в дальнейшем успешно осваивать твердую пищу.

Педиатр Ольга Табакаева рассказывает, почему малыша бывает сложно уложить спать и как наладить этот процесс:

— В своей практике мне приходилось не раз помогать родителям решать проблемы со сном у грудных детей. Чтобы вовремя уложить ребенка спать, нужно научиться замечать признаки усталости: малыш трет уши, тело у него расслабляется, а взгляд становится стеклянным. Все эти признаки говорят о наступлении промежутка, когда малыша можно спокойно уложить — это так называемое «окно в сон». Оно короткое и длится всего 20-30 минут. Если вы пропустили его, у ребенка еще на час откроется «второе дыхание». В этот момент включаются гормоны стресса, и малыша становится невозможно уложить. 

Как только уровень гормонов спадет, откроется следующее окно, которое будет короче предыдущего. Смена промежутков для сна и «вторых дыханий» может повторяться 2-3 раза. Если все окна пропущены, малыш уснет только после долгой и тяжелой для всей семьи истерики.  

Популярные вопросы и ответы

Родителей шестимесячных детей беспокоят самые разные темы, касающиеся здоровья и развития крохи. Вместе с экспертами отвечаем на актуальные вопросы. 

Как родители могут помогать развитию ребенка?

Дети, особенно такие маленькие, очень зависят от взрослых. Поэтому главное, что родители могут сделать, — это любить малыша: удовлетворять его потребности, заботиться о здоровье и развивать по возрасту. С полугодовалым ребенком нужно много общаться, играть, петь ему песни и читать первые книжки. Это важно — даже если вам кажется, что ребенок еще совсем мал и ничего не понимает.

При необходимости нужно своевременно посещать педиатра и других специалистов, обязательно выполнять их рекомендации.

Должен ли ребенок вставать в 6 месяцев?

Обычно малыш самостоятельно становится на ноги в возрасте 8-9 месяцев. Этот срок может смещаться на 6 недель позже или раньше. Родителям не стоит спешить ставить грудничка на ноги, если он сам не пытается это делать. Это нагружает опорно-двигательный аппарат, который еще не «созрел» для вертикального положения. Пользу здоровью такая нагрузка не принесет.

Ребенок не сидит и не ползает в 6 месяцев — это норма?

Для недоношенного малыша — да. Во всех остальных случаях необходимо разбираться с неврологом и педиатром, искать причину снижения мышечного тонуса, пройти обследование на предмет различных болезней.

Какие игрушки должны быть у ребенка в 6 месяцев?

По мнению детского физического терапевта Анастасии Катышевой, младенцам совершенно не важно, насколько дорогая и «навороченная» купленная вами игрушка — его может заинтересовать любой яркий, блестящий, контрастного цвета предмет, а также очень притягивает то, что он часто видит в руках у родителей. Например, смартфон или пульт. Но давать их малышу, конечно же, не стоит. Если мы хотим заинтересовать ребенка какой-то игрушкой, лучший способ это сделать — поиграть перед ним, показать, какая она интересная.  

Не выкладывайте сразу много предметов на детский коврик, уберите лишнее в контейнер. Пусть в поле зрения малыша будет 3-4 интересные игрушки. По мере угасания интереса доставайте новые на смену.

Педиатр Ольга Табакаева рекомендует приобретать игрушки с 1-2 функциями — не больше. Игрушечный предмет должен хорошо лежать в руке, обеспечивая захват всеми пальцами, и быть однотонным, желательно натуральной и спокойной расцветки. 

Игрушки с множеством функций: здесь нажми, здесь потяни, — сильно нагружают нервную систему малыша и не дают ему пользы. Полугодовалым детям можно покупать толстые картонные книжки с рисунками во всю страницу: так они поймут саму суть книги — что ее нужно листать, а не рвать. Можно давать игрушки из натуральных материалов или пластика. Важно, чтобы они не находились постоянно во влажной среде: это приводит к размножению вредных микробов. 

Игрушки должны быть довольно крупными и не содержать деталей, которые можно открутить, оторвать и проглотить. В них не должно быть батареек, которые легко достать. Лучше, если игрушка будет цельной и без воздуха внутри. 

Мягкие игрушки в этом возрасте необязательны. Если родители хотят их купить, лучше выбирать те, что хорошо стираются и быстро сохнут. Материал игрушки должен быть прочным. Следите, чтобы наполнитель нельзя было достать, проглотить, насыпать в нос или ухо или обмотать вокруг пальца — так вы избежите срочных поездок к травматологу.

Что должно насторожить в развитии ребенка в 6 месяцев?

По мнению Анастасии Катышевой, задержка или асимметрия развития навыков могут стать заметными именно в этом возрасте. Насторожить должны:

● явное предпочтение одной руки,
● асимметричные движения ног,
● недостаточный контроль головы,
● асимметричная поза,
● трудности с подъемом и изучением ножек, 
● слабая опора на руки,
● отсутствие улыбки, интереса к людям и игрушкам,
● судороги.

Нарушения могут быть и менее заметными. Случается, что у родителя просто есть тревога по поводу развития ребенка. В этих ситуациях не нужно ждать — стоит обратиться к врачу, физическому терапевту или специалисту по ранней помощи. Бережное и чуткое отношение к потребностям и сигналам ребенка в этом возрасте — залог доверительных отношений на всю жизнь.

Что понимает ребенок в 6 месяцев?

Младенец способен отличить человеческое лицо от других изображений. Он узнает лица родных, особенно мамы или того родителя, с кем больше проводит времени, знает его голос и запах. Ребенок различает интонации человеческого голоса и может понять, хвалят его или ругают, радуются или грустят. По мнению некоторых ученых, дети первого года жизни способны следить за взглядом другого человека и предугадывать его действия (8).
  1. Филин. В. А. Педиатрия: Учебник для студентов средних медицинских учебных заведений. 2003.
    URL: http://bono-esse.ru/blizzard/Biblio/Ped/Filin_ped.pdf
  2. Weight-for-age Birth to 5 Years Girls. World Health Organization.
    URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/weight-for-age/sft-wfa-girls-z-0-5.pdf?sfvrsn=6606c085_11
  3. Weight-for-age Birth to 5 years Boys. World Health Organization.
    URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/weight-for-age/wfa-boys-0-5-percentiles.pdf?sfvrsn=488e74e6_11
  4. Growth in exclusively breastfed infants. Elsa Regina Justo Giugliani // The Journal of Pediatrics. 2019.
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30594467/
  5. Length-for-age Birth to 2 years Girls. World Health Organization.
    URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/length-height-for-age/sft_lhfa_girls_p_0_2.pdf
  6. Length-for-age Birth to 2 years Boys. World Health Organization.
    URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/child-growth/child-growth-standards/indicators/length-height-for-age/sft_lhfa_boys_z_0_2.pdf?sfvrsn=ebd98e93_9
  7. A study of language development and affecting factors in children aged 5 to 27 months. Nuray Bayar Muluk , Birgül Bayoğlu, Banu Anlar // Ear, Nose & Throat Journal. 2016.
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26829690/
  8. The role of head and hand movements for infants’ predictions of others’ actions. Benjamin Koch, Janny Stapel // Psychological Research. 2019.
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29270673/