Пасха — самый главный христианский праздник: ведь в этот день отмечается Воскресение Христа. Даже в безбожные советские времена к этому времени едва ли не во всех домах красили яйца и негромко произносили с утра: «Христос воскрес!». Теперь мы точно знаем, что на это приветствие принято отвечать «Воистину воскрес!» — и с удовольствием делаем это при встрече с приятелями.
В Иерусалиме в этот день сходит Благодатный огонь, который развозят потом по храмам разных стран, а православные стремятся попасть на ночную — так повелось издавна — пасхальную службу.
Наверное, особенное звучание она приобретает в храмах Воскресения Христова — то есть, посвященных именно воскрешению Иисуса. В Москве несколько таких, в том числе четыре старинных храма, по которым московский экскурсовод Виктория Шеногина возит туристов. Расскажем с ее помощью самое интересное про эти церкви.
История
Этот наикрасивейший храм еще называли «Кедровой церковью» — по имени инициатора его постройки, священника Ивана Кедрова. Легенда гласит, что батюшке трижды являлась Богородица с призывом построить храм — а тот все сомневался: на что?! Сам-то был беден. Наконец бросил клич в народ — и тот вдруг радостью отозвался. Деньги собрали довольно быстро, и в 1908 году состоялась закладка храма.
Сделан он в форме креста, двухэтажное здание венчают 9 куполов. Они символизируют «9 ангельских чинов» — это такая иерархия ангелов: серафимы, херувимы, архангелы и так далее. Но самое необычное — что алтарь обращен не на восток, как это общепринято в православных храмах, а на юг, в сторону Палестины, земной родины Иисуса. И еще одна уникальная находка архитектора Павла Толстых: пол находится чуть под наклоном, поэтому даже стоящие позади толпы могут наблюдать богослужение.
Никогда не закрывавшийся, храм получил в народе название «храм пришлых икон». Дело в том, что именно сюда свозили ценные иконы из разрушенных церквей. Например, в храме находится икона Иверской Божьей матери, написанная — только подумайте! — в 1669 году! Когда-то она была установлена в часовне перед въездом на Красную площадь у Вознесенских ворот. К ней приходили помолиться все, кто приезжал в Москву. Однако в конце 1920-х часовню, а следом и Вознесенские ворота, которые «мешали проведению демонстраций в дни революционных праздников», снесли. А старинную намоленную икону отправили в Сокольники.
Святыни:
Как добраться
История
Построен в 1855 году с одним куполом — в церковной символике это означает Христа. При этом колокольня смотрится как второй купол — и вместе они уже означают двойную сущность Иисуса — земную и божественную. В год постройки храм был освящен святителем Филаретом Московским (Дроздовым) — это двоюродный прапрадед нашего знаменитого телеведущего Николая Дроздова (того самого из передачи «В мире животных»). Последний настоятель Павел Анисимов расстрелян в 1937-м на Бутовском полигоне.
В 1929-м был закрыт, в храм «заселился» ремонтно-механический комбинат. В 1935-м начали ликвидировать и окружавшее храм огромное Семеновское кладбище, где издавна хоронили военных — в частности, героев Отечественной войны 1812 года. Тут был похоронен молодой поэт пушкинской эпохи Александр Полежаев, которого Николай Второй лично велел отдать в солдаты за вольнодумные стихи. Кладбище официально закрыли в 1931 году, а в начале войны студентов посылали сюда рыть котлован для строительства авиационного завода. Позже на месте могил частично разбили сквер, на большей же части бывшего некрополя построили многоэтажки.
В 2017 году патриарх Кирилл призвал верующих молиться о тех, кто был похоронен в этом месте и никогда не называть Семеновский храмом «на бывшем кладбище», потому что «бывших кладбищ не бывает».
Святыни:
Как добраться
История
Считается, если провести прямую линию от колокольни этого храма в Замоскворечье, то одна часть линии упрется в колокольню Ивана Великого. А другая — в дворцовую церковь Вознесения в Коломенском, которую построили в честь рождения будущего Ивана Грозного. Словом, через Кадашевскую церковь проходит главная градостроительная ось Москвы.
Церковь в Кадашах (такое название — потому что в этой местности жили кадаши: бондари, мастера по изготовлению бочек) известна с 17 века. С тех пор она несколько раз перестраивалась, в том числе восстанавливаясь после варварского погрома, который тут устроили в 1812-м французы. После закрытия при Советском Союзе тут располагались то архив КГБ, то спортклуб колбасной фабрики, то художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Спасая в 1920-х церковные реликвии, какая-то девочка вынесла в подоле старинную икону Владимирской Божьей Матери. А когда храм в 2006-м вернули верующим, дочь той девочки принесла икону обратно в храм.
Да, службы в церкви возродились совсем недавно, а до этого верующие собирались в маленьком помещении бывшего каретного сарая и в подвале, вырыв его поглубже. Там и обустроили церковь катакомбного типа преподобного Иова Почаевского (в средние века — игумен Почаевской лавры на Украине, второй по значимости после Киево-Печерской). Сюда привезли черепа, найденные при разрушении других старинных захоронений, — они хранятся в двух больших гробах, накрытых стеклом. Экскурсоводы показывают конкретно на один из черепов: считается, это останки первопечатника Ивана Федорова, захоронение которого раскурочили под Львовом.
Храм, совсем недавно переживший угрозу сноса (в тех дорогущих местах Замоскворечья в начале 2000-х хотели строить жилье для толстосумов), все еще в стадии реставрации. Хотя службы тут идут. Вот только никак не может храм дождаться возвращения родных колоколов: после разорения в 1930-х некоторые из них оказались… в Большом театре. И говорят, до сих пор звонят в опере «Борис Годунов».
Святыни:
Как добраться
История
Этот храм находится на территории Андреевского монастыря (назван по имени святого Андрея Стратилата, римского военачальника, который принял христианство и за это был замучен до смерти). Расположившаяся у Воробьевых гор обитель известна с начала 17 века. Именно тут возникло первое училище для иноков, «учительное братство», которое объединило образованнейших монахов своего времени. По сути, это была первая академическая структура в Москве. Иноки переводили книги с греческого на русский.
Создавал и содержал монастырь и все его храмы друг и фаворит царя Алексея Михайловича, боярин Федор Ртищев — чиновник, если говорить современным языком, и меценат. Он похоронен в подклете Воскресенского храма.
При Петре Первом монахов перевели в Донской монастырь, Андреевский упразднили и устроили в нем приют для беспризорников. Потом тут была тюрьма, потом — место для содержания умалишенных. В 19-м веке тут устроили богадельню для престарелых и инвалидов, а после революции в зданиях монастыря обосновались дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В Воскресенской церкви тогда устроили клуб.
В 1991 году монастырь вернули верующим. А с 2013 года тут снова существует мужской монастырь.
Святыни:
Как добраться