Коллекция подвижного состава Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге уникальна и многогранна. Под одной крышей собраны паровозы, тепловозы, электровозы и многие другие интересные и редкие экспонаты.
Здесь вы узнаете об истории железных дорог: с чего все начиналось, как строились пути, где появились первые вокзалы. Ребятам расскажут, как отличить паровоз от тепловоза и предложат увлекательный квест. И взрослым, и детям будет интересно заглянуть в паровоз в разрезе и увидеть, как были устроены старинные вагоны. Коллекция Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге — это экспонаты с XIX по XX век.
Видео: Музей железных дорог России
Один из старейших экспонатов музея. Его построили на Путиловском машиностроительном, котельном и сталелитейном заводе аж в 1902 году. После гражданской войны паровоз оказался на Екатерининской железной дороге, в 1930-е выполнял маневровую работу на станции Киев-Петровка, а в годы Великой Отечественной войны Ов6640 участвовал в боях в составе бронепоезда. После войны был отремонтирован, разбронирован и передан на Прибалтийскую железную дорогу.
Паровоз Ов6640 — кинозвезда. В 1970-80-х он снимался в художественных фильмах и сериалах: «Хождение по мукам», «Трест, который лопнул», «Государственная граница» и других.
Она входила в состав двух бронепоездов: «Уфа» и «Салават Юлаев». Первый построили в 1943 году на Уфимском паровозоремонтном заводе. Он вошел в состав 1-го Прибалтийского фронта и был приписан к 60-му отдельному дивизиону бронепоездов, который тогда базировался на станции Клястица Псковской области.
Бронепоезд «Уфа» участвовал в боях за город Полоцк и в освобождении Прибалтики. В 1944 году ему удалось огнем своих орудий остановить прорыв немецких частей на рубеже наших войск в районе станции Пенары.
Еще один редкий экспонат, построенный на Николаевском заводе имени Андре Марти в 1938 году. Он был способен обстреливать противника на расстоянии до 46 километров. Транспортер входил в состав 9-й железнодорожной артиллерийской батареи, которая в ходе советско-финской войны обстреливала в том числе Выборг.
В 1940 году по мирному договору между Финляндией и СССР транспортер был размещен на базе на полуострове Ханко. Когда война возобновилась, базу заблокировали с суши. Тогда оборонительная работа 9-й артиллерии значительно облегчила ее оборону. После ледостава базу эвакуировали, а военную технику, которую нельзя было вывезти морем, подорвали. Транспортер, оказавшийся в их числе, затем восстановили для нужд Финляндии, но по условиям мирного договора позднее вернули на территорию СССР.
Двухосный трофейный крытый вагон типа «Оппельн» немецкой постройки — один из самых распространенных грузовых вагонов. Он мог перевозить грузы до пятнадцати тонн. Четверть таких вагонов была оборудована ручными тормозами, остальные имели только воздушные тормоза или вовсе были нетормозными.
Вагон, представленный в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, построен в Кенигсберге (Восточная Пруссия, сейчас — Калининград) на заводе Штейнфурта в 1942 году. В СССР он поступил в качестве военного трофея или по репарационным поставкам, затем был переоборудован под колею наших железных дорог.
Тепловоз изготовлен в США в 1944 году и тогда обозначался как RSD-1. Позднее по ленд-лизу поставили 70 таких тепловозов, и этот был одним из них. Он является прототипом советского послевоенного тепловоза серии ТЭ1. Представленный в музее локомотив долгое время работал на Ашхабадской железной дороге (там были сконцентрированы почти все тепловозы данной серии). В 1964 году тепловоз ДА 20-09 передали на Северо-Кавказскую железную дорогу. В музей поступил в 1996 году из депо «Тихорецкая».
Паровоз построили на Коломенском заводе в 1943 году. Свою службу он начал на Московско-Курской железной дороге, спустя год его перевели на Приднепровскую ветку. После окончания эксплуатации был законсервирован и отправлен на базу запаса, где и находился до 1990 года. Затем паровоз направили на экспериментальное кольцо НИИ железнодорожного транспорта. Так бы он там и пропал, если бы Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге не обратился в институт с просьбой передать тепловоз в коллекцию.
Первый тепловоз советской постройки. В его создании участвовали многие заводы: на Балтийском заводе отремонтировали двигатель от подводной лодки «Лебедь», на «Красном Путиловце» изготовили ходовую часть, «Электрик» сделал электродвигатели, а завод «Вольта» предоставил генераторы, предназначавшиеся ранее для подводной лодки «Язь».
Свой первый рейс тепловоз Щ-ЭЛ1 совершил в ноябре 1924 года. Спустя пару месяцев впервые прибыл в Москву, ведя за собой состав весом 1000 тонн. Работал с грузовыми поездами на Московско-Курской железной дороге, водил составы через Сурамский перевал на Кавказе.
Однако из-за частых поломок в декабре 1927 года локомотив сняли с поездной работы. С 1934-го его использовали на южных железных дорогах в качестве передвижной электростанции. Его хотели переделать, но так и не смогли это осуществить. В 1972 году Щ-ЭЛ1 был установлен на постаменте в депо «Ховрино» в Москве, а спустя 25 лет попал в музей Октябрьской железной дороги.
Был построен в Швеции на заводе NOHAB (Nydqvist&HolmAB) в 1924 году. В СССР в разные годы работал в депо «Ленинград — Сортировочный — Витебский», «Дно», «Ленинград — Варшавский» и «Ленинград — Сортировочный — Московский». А к началу блокады оказался на Ленинградском железнодорожном узле.
Летом 1942 года паровоз ЭШ 4444 был эвакуирован по Ладоге на большую землю на борту баржи. Попал в столичное депо имени Ильича и был включен в состав колонны паровозов особого резерва. Работал на прифронтовых железных дорогах до 1946 года.
Когда колонну расформировали, паровоз отправили на Западную, а затем на Приднепровскую железные дороги. Спустя еще несколько лет его списали в запас. С 1997 года паровоз ЭШ 4444 украшает коллекцию Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге.