Музей железных дорог

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге: сохраняя прошлое, заглядывая в будущее

Здесь действительно начинаешь слышать стук колес и ощущать ту самую романтику поездов, которая так и манит отправиться в увлекательное путешествие. За несколько десятилетий Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге смог собрать, бережно сохранить и отреставрировать уникальную коллекцию железнодорожной техники. Некоторые экспонаты, например, локомотивы и вагоны XIX и XX веков, сохранились в единственном экземпляре.

Что здесь есть? Невероятное количество настоящих паровозов, электровозов и дизельных локомотивов, а также вагонов разного типа и назначения. При этом они все оснащены информационными киосками и разбавлены интерактивными инсталляциями.

Вот, например, вагоны знаменитого экспресса «Красная Стрела». Или же вагон-салон КВЖД — Китайско-Восточной железной дороги. Внимание посетителей привлекает паровоз в разрезе и действующий поворотный круг, а мальчишки всех возрастов не сводят глаз с военной техники. После посещения этого музея ваши дети почти наверняка захотят стать железнодорожниками, и не говорите, что мы вас не предупреждали.

Музей железных дорог России всегда пользовался популярностью и у жителей Ленинграда-Петербурга, и у многочисленных туристов. Но его вторая жизнь началась три года назад, когда после реставрации он стал максимально современным и интерактивным. Теперь здесь объединены два корпуса: здание старого паровозного депо и эффектное современное здание. А стеклянные переходы и воздушные галереи в этом пространстве позволяют оценить масштаб и увидеть экспонаты в необычных ракурсах.

Фото: Музей железных дорог России

Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корп. 2

Координаты: 59.905576, 30.297787

Режим работы: 10:00-18:00 (понедельник, четверг, пятница, суббота, воскресенье), 12:30-20:30 (среда). Вторник — выходной

Официальный сайт: rzd-museum.ru

Самое главное о музее

История

Музей железных дорог был основан 42 года назад тогда еще в Ленинграде. 1978 год — это и другая страна, и другое название: Центральный музей Октябрьской железной дороги. И даже другой адрес — Литейный проспект. Здесь расположилась экспозиция, которая рассказывала об истории строительства и эксплуатации первых в России железных дорог, работе магистрали в первые пятилетки, подвигам железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Первое десятилетие — это совместные усилия руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории. Основная задача — сохранение и реставрация. 1 августа 1991 года на станции Шушары под Санкт-Петербургом был открыт первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.

Шли годы, экспозиция расширялась, преображаясь и по своим качественным масштабам. 180 экспонатов, которые собирали по всей стране, а также везли из-за рубежа.

В начале нового тысячелетия музей открыл новую экспозицию на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга — в самом центре города. Сюда перевезли значимые экспонаты с площадки в Шушарах. Посетителей сразу стало больше.

В 2012 году началось строительство современного здания Музея железных дорог России вблизи Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Работы велись пять лет, и 30 октября 2017 года, музей торжественно открыли для посетителей, приурочив это событие к 180-летию железных дорог. Спустя еще два года музей взял Гран-при Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». За ориентированность на посетителей он был удостоен диплома конкурса «Европейский музей года — 2019». В начале сентября 2020 года Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге стал победителем международного Terres Travel Festival в номинации туристические фильмы за видеоролик «На гоночном дроне по Музею железных дорог России», созданный творческой лабораторией «Гигарама».   

Видеоэкскурсия по Музею железных дорог России

Видео: Музей железных дорог России

Что посмотреть

Площадь Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге огромна. Сюда надо идти на целый день, а за 2-3 часа удастся лишь бегло осмотреть музейную экспозицию. В таком случае есть то, что увидеть стоит обязательно.

Историческая экспозиция в экскурсионных залах (доступна в составе экскурсионной группы)

Здесь можно узнать историю возникновения и развития паровых двигателей. Подлинные экспонаты, макеты и мультимедийные инсталляции расскажут, как модифицировались рельсовые пути и эволюционировали первые сухопутные пароходы.

Акустическая инсталляция «Звуки железной дороги»

Здесь собраны звуки дороги, суеты вокзалов и шума транспортных узлов.
Фото: Музей железных дорог России

Инсталляция собрана из звуков дороги, шума транспортных узлов, деталей поездов, суеты вокзалов, станций, полустанков. Звучащая в медных рожках «мелодия» задает тон и настрой, окутывая посетителя флером железнодорожной романтики.

Разрезной паровоз

Раньше локомотивы заправляли обычной водой.
Фото: Музей железных дорог России

Технология дополненной реальности и подлинная система водоснабжения, установленная рядом с разрезным паровозом «Э-р 791-81» придет на помощь и расскажет, как заправляли водой локомотивы и покажет, как обычная жидкость превращается в мощь и энергию движения.

Интерактивная инсталляция «Стрелки времени»

Выбрав год на столе-циферблате, посетители увидят события определенного времени.
Фото: Музей железных дорог России

Объединяет сконцентрированное в музее пространство и время. Выбрав исторический промежуток на столе-циферблате, посетитель запускает взаимосвязанный на восьми экранах ролик, иллюстрирующий характерные черты и важнейшие события выбранного пользователем отрезка истории.

Мультимедийная инсталляция «Время, вперед!»

Визуальную проекцию делают на настоящий паровоз.
Фото: Музей железных дорог России

На паровоз, установленный на поворотном круге, проецируется художественный контент, который иллюстрирует ключевые течения в культуре начала XX века. Инсталляция отличается зрелищностью и масштабностью. Это достигается за счет того, что проекцию делают на настоящий паровоз СО17-2413.

Где сделать красивое фото

Интерактивная инсталляция «Стрелки времени».

Фото: Музей железных дорог России

Разрезной паровоз «Э-р 791-81».

Фото: Музей железных дорог России

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-III-12 и Боевой железнодорожный ракетный комплекс.

Фото: Музей железных дорог России

Последний паровоз в СССР — П36-0251.

Фото: Музей железных дорог России

Цены

Полный билет 300 руб.
Льготный билет (школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры) 100 руб.
Экскурсия в составе сборной группы 100 руб.
Экскурсия для группы до 5 человек 3000 руб.
Прокатиться 5 минут на тренажере и почувствовать себя машинистом тепловоза 200 руб.

Как добраться

Метро
Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге располагается рядом с Балтийским вокзалом в 300 метрах от метро «Балтийская».

Участники автопробега

Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг,  администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.

Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.

РЖЕВСКИЙ МЕМОРИАЛ
И ВОЛОКОЛАМСК

Возвращаясь в Москву, не пропустите Мемориал Советскому Солдату подо Ржевом.
Здесь на высоком холме установлена 25-метровая статуя бойца, склонившего голову в память о почти восьмистах тысячах, павших в кровопролитную Ржевскую битву (в период с 8 января 1942-го по 31 марта 1943-го гг.) воинах Красной Армии. Фигура бойца словно парит в воздухе из-за того, что его плащ-накидка к низу превращается в журавлей (тех самых, о которых писал Гамзатов в своем знаменитом стихотворении).
Этот мемориал по проекту скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина был открыт 30 июня 2020 года. Планировали 9 мая, в 75-ю годовщину Победы, но перенесли сроки из-за пандемии. По пути к памятнику выбиты фамилии наших солдат, павших под Ржевом, и этот скорбный путь пробирает до каждой клеточки.
Волоколамск — старейший город Московской области. 
А финальной точкой нашей экспедиции стал Волоколамск в 98 км от Москвы. Он из тех городов, мимо которых проезжаешь по окраине и не представляешь, насколько они могут быть любопытными. А ведь это старейший город Московской области, первое упоминание о нем встречается в летописях в 1135 году. Заехали мы сюда, чтобы осмотреть Волоколамский кремль. От него, правда сохранились только Земляные валы и Воскресенский собор, но в его архитектурную композицию входит еще и Никольский храм с пятиярусной колокольней, построенный заметно позже. Смотрится всё вместе очень впечатляюще.
Previous slide
Next slide
Воскресенский собор – самый древний не только в Волоколамске, но и один из самых старых, сохранившихся в Подмосковье. Он был заложен еще в конце XV века, и в интерьере до сих пор сохранились фрагменты росписей тех времен. Никольский храм, хоть и был построен почти четыре столетия спустя, исполнен знаменитым архитектором Тоном в традиции древнерусского зодчества, а потому выглядит ровесником Воскресенского собора. Сейчас здесь размещается местный историко-археологический музей.
Постарайтесь подняться на пятиярусную колокольню между Воскресенским и Никольским храмами. С её смотровой площадки открывается отличный вид.

ПСКОВ: КРЕМЛЬ, КРОМ И КОРМ

Столица Псковской области стоит на впадении реки Псковы в Великую (в 730 км от Москвы). Проживает тут сегодня под двести тысяч человек. Город из числа древнейших в России (903 год основания) — интересный, обязателен для посещения.
Центром псковской крепости является кремль, который тут называется «кромом» — от слова «корм» или «кърм» в значении «еда». Этот корень сохранился в таких русских словах как «закрома», «скоромный» и т.п. «Кърм» близок к слову «кремль», которое происходит от «кръмля» — та же еда, пища.
Во Псковском крому были общественные хлебные амбары на случай осады города и «зелейная казна» — амбары с запасами пороха и пушечных ядер. Кража из крома каралась смертной казнью.
Псковский кром имел 40 башен, из которых сохранились лишь 7. 
Первые его каменные укрепления построены в середине XIII века, а в XVI веке это было одно из лучших русских крепостных сооружений со стенами высотой до восьми метров и толщиной до шести. Кстати, все помнят про новгородское вече, а в Пскове ведь тоже была вечевая площадь, на которой всенародно решались важные вопросы вплоть до выборов князя.
Previous slide
Next slide
Что еще посмотреть
Набережные рек Псковы и Великой, Церковь Архангелов Михаила и Гавриила XIV века, Гремячью башню, Поганкины палаты, Музей Каверина «Два капитана», Псковский кузнечный двор.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: МАЛОИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОЙ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ

Если собираетесь на машине в Питер в период белых ночей, знайте — в этой время здесь наблюдается гигантский наплыв автотуристов и, соответственно, гигантские пробки в городе и переполненные парковки. Как говорится, планируйте маршруты заранее.
Рассказывать о хорошо знакомом всем Петербурге можно долго, вместо этого мы решили собрать несколько малоизвестных фактов о Северной столице.
Каналов в Санкт-Петербурге раньше было заметно больше, чем сейчас. Например, на Васильевском острове поначалу выкопали большую сеть каналов, но позже пришлось засыпать их из-за того, что невские наводнения затопляли по ним Васильевский остров. Кстати, Лиговский проспект тоже поначалу был каналом!
Путешествия по каналам Санкт-Петербурга
Фасады Зимнего дворца изначально были совсем другого цвета — одного из оттенков охры. При последнем императоре Николае II их перекрасили в цвет красного песчаника. После революции дворец окрашивали в серый, коричневый и оранжевый. Красить Зимний так, как сейчас, стали с 1947 года.
А вот стены печально известного Михайловского замка Павла I, окрашенного, по слухам, в тон перчаток фаворитки императора княжны Анны Лопухиной, говорят, сохраняют свой первоначальный цвет. Проверить это сложно, зато легко убедиться, что вид фасадов замка разный со всех сторон. Так было задумано, чтобы он лучше вписался в архитектуру окружающих его зданий.
Ну и не все знают, что Невский проспект назван так не потому, что соседствует с Невой, а в честь Александра Невского. И Медный всадник на самом деле, конечно, отлит не из меди, а, как и положено, – бронзовый.

КРОНШТАДТ: ЧУДЕСА ОСТРОВА КОТЛИН И ROLLING STONES

Кронштадт (от Питера 60 км), городок на острове Котлин в Финском заливе, вырос из крепости, защищавшей Санкт-Петербург от шведов. Здесь всё связано с военно-морской историей России. Кронштадт был закрытым городом, и возможность попасть сюда без пропусков появилась лишь в 1996 году.
В Кронштадт приезжают, чтобы осмотреть местные форты, погулять по Петровской набережной и, конечно же, восхититься Морским Никольским собором. Храм на Якорной площади — одна из главных достопримечательностей Кронштадта. 70-метровый собор поражает и своим масштабом, и красотой – настоящее чудо!
Previous slide
Next slide
А вот другое «чудо» мы встретили совершенно случайно. После съемки Морского собора пошли погулять по городу, вышли на Петровскую набережную и спонтанно купили билеты на морскую прогулку по фортам Кронштадта.
Сели на причале форта «Константин» на какое-то невзрачное двухпалубное судно (как оказалось, спущенное на воду в Германии в 1954 году). Называется Reeperbahn («Рипербан»). Сидим-слушаем гида – «форт слева, форт справа…». И тут вдруг слышим, что на этом судне в 1970 году (когда оно было паромом в Гамбурге), каталась группа Rolling Stones! На нем давали свои первые зарубежные концерты Beatles и бывали парни из Queen. Интересный поворот!
Previous slide
Next slide
Как же это судно попало в Россию? Когда в 2008 году ветхий старичок «Рипербан» продавался с молотка, его выкупила крупная питерская туркомпания специально для морских экскурсий. После ремонта этот речной паром начал катать публику по фортам Кронштадта и исправно делает это до сих пор.

ПАВЛОВСК: ЖЕМЧУЖИНА ДВОРЦОВОГО ОЖЕРЕЛЬЯ

В окрестностях современного Павловска (от Питера 32 км) были императорские охотничьи угодья, поскольку тут и дичи хватало, и рукой было подать от Царского Села. Когда у ее наследника Павла Петровича родился сын, Екатерина II эти земли подарила ему.
Строительство местного дворца началось в 1782 году, когда Павел с супругой инкогнито путешествовали по Европе. Италия глянулась им памятниками времен Древнего Рима, Франция – художниками, Австрия – музыкантами. Это во многом нашло отражение при строительстве дворца. В нем появился большой бальный зал, где позже состоялось представление публике «Вальса-фантазии» Глинки (оттого его нередко называли «Павловским вальсом»). Часто здесь выступал оркестр под руководством Штрауса.
На создание Павловского дворцово-паркового ансамбля ушло не менее полувека, над ним трудились три поколения архитекторов и оформителей. Считается, что памятник Павлу I на фасадной площади дворца был установлен как подражание скульптуре Людовика XIV у входа в Версаль.
Previous slide
Next slide
Эта императорская резиденция Павла I отличается от многих других не пышностью, а теплым духом богатого семейного гнезда. Тут хранится более 45 тысяч предметов быта и шедевров художников той эпохи. Государственный музей-заповедник Павловска внесен в 1989 году в список памятников ЮНЕСКО.
В Павловске встретили модные сейчас велоэкскурсии — это когда вы любуетесь красотами не пешком, а объезжая все самые интересные места на велике. Немного даже позавидовали, способ изучения окрестностей, должно быть, интересный. Кстати вспомнили про огромный багажник нашего Москвича, который еще и увеличивается, если задние сиденья сложить. Туда складные велосипеды влезли бы без проблем, могли бы на время стать не авто-, а велопутешественниками.

ЦАРСКОЕ СЕЛО: НЕ ПОЖИТЬ ЛИ НАМ ВО ДВОРЦЕ

В этом пункте маршрута нашей «резиденцией» стало Царское Село. Да-да, прямо на территории его Большого Екатерининского дворцового комплекса есть малоизвестная гостиничка! Мы, привыкшие к московским пробкам, смекнули, что, живя в Петербурге, будем терять каждый день по три часа на дорогу в окрестности города.
Конечно, в комфортной машине, как наш Москвич 6, в пробках не так тяжко — водителю и пассажирам даже на заднем сидении ехать комфортно, за дорогой по навигатору благодаря вертикальному экрану мультимедийной системы следить удобно. Но времени на заторы было откровенно жалко, потому и поселились в Пушкине. Вернее, прямо в Царском Селе (от Москвы 690 км, от Питера – 30 км).
Царское село — это бывшая шведская усадьба «Саарская мыза», присоединенная Петром I в период Северной войны. Сегодня архитектурный ансамбль заповедника состоит из классического Александровского дворца и Большого Екатерининского в стиле русского барокко.
Основной изюминкой Большого Екатерининского дворца является Янтарная комната. Кстати, назван дворец в честь Екатерины I, а не Екатерины II, как многие думают. Последняя считала этот «взбитый крем» старомодным и, как и Елизавета Петровна, перестраивала и дворец, и парк под своё представление прекрасного.
Previous slide
Next slide
В 1837 году сюда провели первую отечественную железную дорогу — Царскосельскую. А еще через 50 лет построили электростанцию, и Царское Село стало первым в Европе (!) городом с электрическим освещением.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Великий Новгород (от Москвы ехать около 550 км) с населением более 200 тысяч человек похож на европейский город, но с древнерусской архитектурой. Датой основания нынешнего административного центра Новгородской области на берегах реки Волхов считается конец IX века. В 1136 году Новгород стал первой вольной территорией в феодальной Руси.
По шикарному местному кремлю XV века прогуляться нужно обязательно.
Кстати, кремль здесь называется «детинец». Во время нападения врагов, чтобы уберечь детей, их уводили за крепостные стены – так и появилось название.
Сюда ведет большой горбатый пешеходный мост над рекой Волхов, построенный совсем недавно, в 80-е годы прошлого века. Прямо перед ним вас встречает скульптура девушки, устало присевшей после прогулки по городу. Она полюбилась и горожанам, и туристам.
Кремлевский Софийский собор, один из старейших в стране, сохранился даже в годы советского богоборчества, да и во время Великой Отечественной обошелся небольшими повреждениями.
Previous slide
Next slide
Интересен монумент «Тысячелетие России», установленный в 1862 году в память о зарождении русской государственности. Согласно летописи, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен на княжение в Новгород в 862 году. Памятник включает 126 (!) фигур, высота его с трехметровым крестом на державе достигает 16 метров — и при этом монумент удивительным образом не смотрится громоздким.
Что еще посмотреть
Здание присутственных мест (Новгородский государственный музей-заповедник), Часозвоню (башню с часами), Владычную палату (Грановитая палата), Ярославово дворище и Торг…В общем, по Новгороду можно гулять долго!

ВЫШНИЙ ВОЛОЧЁК, ВАЛДАЙ
И КОЛОКОЛА

По пути в Великий Новгород интересно сделать две остановки – в Вышнем Волочке (расстояние от Москвы 310 км) и Валдае.
Волочёк – милый городок на реке Цне, население порядка 45 тысяч человек. Местами облагорожен (в городе прекрасная набережная), но многие исторические здания, увы, разрушаются и требуют ухода.
Previous slide
Next slide
Крохотный Валдай (население около 14 тысяч человек, расстояние от Москвы — под 400 км) на фоне Волочка смотрится избалованным ребенком. Видно, что питает его не столько местный, сколько федеральный бюджет.
Удивляет длиннющее здание с колоннами, которое местные называют «бассейном». Как выяснилось, это, действительно, многофункциональный спортивный центр с огромным трансформируемым бассейном и трибунами аж на 1000 человек.
Федеральный объект для крупных соревнований впечатляет своим гигантизмом. Как и несоразмерный памятник мастерам колокольных дел и кузнецам, установленный в центре городка.
Previous slide
Next slide
В прошлом литье колоколов приносило основной доход городу. 
И сегодня в храмах России есть колокола, отлитые в Валдае. Как дань мастерами и был установлен памятник. В центре его колокол на наковальне, окруженный огромной подковой (под 6 метров в диаметре). Написано, что это самая большая подкова в России, но она не кованая, а сварена из листового металла. То есть, кузнецы тут, как бы, и ни при чём…

ТОРЖОК: КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ МЕСТНЫХ

Торжокцы? Торжокчане? Ни за что не угадаете! Дело в том, что поселение, возникшее здесь, на торговом пути из Киева в Новгород, поначалу называлось Новый Торг. Именно поэтому жители Торжка по сей день именуют себя «новоторами».
От Москвы до Торжка, если верить верстовому столбу в городке, 225 верст (в километрах чуть больше — умножьте на 1,07).
Городок невелик, но по количеству историко-архитектурных памятников (их тут около трех сотен) перещеголял все города Тверской области. Местный Борисоглебский монастырь считается самым древним на Тверской земле – он был основан в 1038 году. Археологами тут обнаружено около двух десятков образцов древнерусских берестяных грамот XI – XIV веков. Уже в XV веке город чеканил свои серебряные монеты.
Previous slide
Next slide
До сих пор здесь сохраняются древние традиции «золотного шитья» – вышивки золотой и серебряной нитью. Именно местные мастерицы создавали самый большой золотой пояс в России длиной 12 метров. Увидеть его можно в музее «Дом пояса».
Торжок является родиной пожарских котлет. 
До появления железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой через Торжок проезжали и царственные особы, и многие известные личности, например, многократно останавливался Александр Пушкин. Неудивительно, что тут есть музей имени поэта.
Ну и как не сказать о том, что Торжок является родиной пожарских котлет! Их подавали в местном трактире Пожарского. Отведали котлет и мы — они не подкачали, поэтому вам тоже можем советовать.
Что еще посмотреть
Набережную Торжка (виды на закате с левого высокого берега реки Тверцы – просто восторг!), Новоторжский Борисоглебский монастырь, Новоторжский кремль, Музей фабрики «Торжокские золотошвеи», Музей ретромотоциклов.

КЛИН: ПИВО И ЧАЙКОВСКИЙ

Стартовали мы в мощнейший ливень. Дождь лил не просто как из ведра, а как из цистерны, и дворники нашего Москвича 6 в первый час пахали, как стахановцы. Соответственно, ехали мы (или плыли?) со скоростью не больше 80 км/ч. Что обидно, на платной скоростной автостраде М11 и с мощностью двигателя у машины  174 лошадиные силы. С такими ТТХ могли бы мчаться с ветерком, легко обгоняя попутные авто — в первой экспедиции мы проверили Москвич в этом деле, и результатом остались более чем довольны. Но в этот раз погода быстрой езде явно не благоприятствовала.
Первую остановку сделали, когда дождь заметно утих, в 90 километрах от столицы, в Клину, известном большинству россиян своим пивом. А, между тем, это один из старейших городов Московской области (впервые упоминается в летописях аж семьсот лет назад). Почему называется Клином? Выберем самую простую и правдоподобную версию.
Название происходит от того, что город был основан в излучине реки Сестры, которая своей формой напоминает клин.
С этим городом связано имя великого русского композитора Чайковского. Петр Ильич жил в Клину с 1885 по 1893 годы, и уже через год после смерти композитора в 1894 г. тут был создан его дом-музей. Чайковский написал в Клину Шестую симфонию, восемнадцать пьес для фортепиано, шесть романсов, закончил оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик».
Есть и еще одно знаменитое имя, связанное с Клином — здесь можно заглянуть в скромный дом-музей  Аркадия Гайдара. 
С 1938 по 1941 год писатель снимал комнату у местного сапожника Чернышева, а потом и женился на дочери хозяина дома. «Домик-крошечка в три окошечка» называл эту избушку сам писатель. Он и впрямь небольшой – три комнатки и коридорчик. В одной из них жил Гайдар (тут восстановлена аутентичная обстановка), в другой сидит администрация музея, а в третьей – представлены книги и документы писателя. Среди них есть и листочек, удостоверяющий, что Аркадий Петрович направлен на фронт военкором «Комсомолки» (то есть, был нашим коллегой).
Previous slide
Next slide
Что еще посмотреть
Клинский краеведческий музей, Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье», Успенскую церковь середины XVI века.
День 2.

на природу

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.
Уникальность Красноярска в том, что даже не выезжая за его пределы можно в полной мере оценить потрясающую красоту сибирской природы. Визитной карточкой города уже давно стал национальный парк «Красноярские Столбы». Причудливые скалы (а их тут под две сотни), в очертаниях которых угадывается то человеческая фигура, то животное, то мифическое существо, почти все имеют свои имена — Перья, Львиные ворота, Дед, Бабка и Внучка, Слоник, Воробушек, Ермак, Дикарь… Чтобы лучше ориентироваться, скачайте приложение «Красноярский хайкинг».
Экскурсию можно начать с канатной дороги в фанпарке «Бобровый лог». Подъем займет не более 10 минут и наверху нужно будет пройти еще 5 минут — и вы окажетесь на смотровой площадке, где каменные исполины предстанут во всей красе. Кстати, в национальном парке можно и нужно залезать на скалы (только осторожно), чтобы любоваться закатами и бесконечными лесами. Удобная обувь и ветровка придутся очень кстати.
После Красноярских Столбов отправляемся покорять самую длинную лестницу в стране. Этот статус официально закреплен сегодня в Книге рекордов России за лестницей на Торгашинский хребет в Красноярске. 1683 ступени наверх получается преодолеть за 40 минут. И оно совершенно точно того стоит! Перепад высот здесь 240 метров, весь город как на ладони. Смотровая площадка на Торгашинской лестнице считается одной из самых благоустроенных в городе наряду с Николаевской сопкой и площадкой у Часовни Параскевы Пятницы. 
Местные советуют приходить сюда не только днем, но и с наступлением темноты. Тогда изгибы лестницы по форме напоминают лежащего дракона — такой эффект создается за счет подсветки. Советуем проверить!
Круглый год открыт для посетителей парк флоры и фауны «Роев ручей». Здесь обитает более 650 видов животных, а свое название парк получил по имени ручья, что протекает рядом. Роев означает «рыть»: в XIX веке здесь мыли золото.
История парка началась с живого уголка при заповеднике «Красноярские Столбы». Известная в городе зоолог и писательница Елена Крутовская в 50-е годы прошлого века создала «Приют доктора Айболита», где спасали животных, пострадавших от браконьеров. Существовал приют не одно десятилетие, число подопечных постепенно росло. И только в 2000 году в Красноярске официально открыли парк флоры и фауны «Роев ручей», основой которого стала именно зоологическая коллекция живого уголка и звери, прибывшие из Новосибирского зоопарка. Поначалу здесь обитали представители местной фауны, но постепенно сотрудниками парка была собрана уникальная коллекция диких животных со всех уголков земли. В «Роев ручей» привезли леопарда, белого медведя, росомаху, льва, страусов, пеликанов, кенгуру, жирафов, рептилий и многих других.
Сегодня в парке также собрана необыкновенная коллекция растений, создано множество садовых композиций и стилизованных садов (например, есть японский сад).
Для посетителей парка работает колесо обозрения высотой 50 метров — виды с него открываются фантастические.
День 2.

активный

Следуя выражению «В здоровом теле здоровый дух», новый день нашего путешествия посвятим активному отдыху. В Красноярске возможностей для этого предостаточно.
Например, эко-парк «Гремячая грива» прямо в черте  города, где каждый найдет себе занятие по душе. Парк имеет большую благоустроенную территорию, это лесной массив прямо в черте города. Отправляйтесь гулять по парку, наслаждаясь свежим воздухом и окружающим пейзажем — в парке много пешеходных маршрутов. В природный ландшафт деликатно вписаны скамейки, беседки, несколько смотровых площадок, есть два музея геологии. Для детей тоже раздолье — 11 разных по формату детских площадок, так что можно играть хоть целый день. Если хочется на пробежку или покататься на велосипеде — для этих целей есть специальные спортивные маршруты протяженностью более 5 км.
На территории парка есть 3 визит-центра с бесплатными туалетами, раздевалками, комнатами матери и ребенка. В одном из них — «Серебряном  логе» (это третий вход в экопарк) — можно познакомиться с культурой и бытом народов Енисейской Сибири, увидеть их традиционные жилища — чум и юрту, попробовать сибирские травяные чаи и приобрести сувениры. Гости парка могут прогуляться по тропам, которые сопровождают информационные таблички об истории этих мест, посетить зону отдыха с шезлонгами у пруда, насладиться окружающим пейзажем. 
Не забудьте скачать аудиогид «Пешком по Гриве» — путешествие станет еще более интересным.
Для активного отдыха также подойдет остров Татышев — можно покататься на роликах, велосипедах или гироскутерах, поиграть в волейбол, баскетбол или пинг-понг. Или просто позагорать и устроить пикник на лужайке. 
Пощекотать нервы на экстремальных аттракционах — родельбане и зипрайдере, — позагорать, поплавать в бассейне, покататься на высокогорных качелях и канатке предлагаем в всесезонном фанпарке «Бобровый лог». Это уникальное место для занятий спортом и отдыха на природе.
Парк открыт для посетителей круглый год. В межсезонье и летом в парке организуют территорию активных развлечений. Зимой «Бобровый лог» работает как горнолыжный комплекс: для лыжников и сноубордистов открыты 15 трасс разного уровня сложности, есть ледовый каток, сноутюбинг.
День 1.

культурно-познавательный

После краеведческого музея можно отправиться на прогулку по центру Красноярска и главной улице города — проспекту Мира. Тут находится много исторических зданий и купеческих особняков, уютных скверов, кафе и ресторанов. Многие туристы останавливаются у памятника художнику Андрею Поздееву — сфотографироваться и «потереть нос» мастеру на удачу.
На площади Мира смотрим музейный центр современного искусства и Триумфальную арку, построенную к 375-летию города на том самом месте, где когда-то и был заложен острог Красный Яр. Тут же рядом находится краевая филармония, где выступал известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. Кстати, он был родом из Красноярска и всегда с большим уважением отзывался о родном городе.
Поклонникам живописи советуем музей-усадьбу Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). В этом доме художник родился и жил до поступления в Академию художеств. Обязательно полюбуйтесь на весьма достойную коллекцию его картин и станьте участником необычной аромоэкскурсии «Почувствуй Сурикова». Она знакомит посетителей музея с творчеством художника через запахи и чувства. Представьте: вы смотрите на пейзаж художника «Алупка» и ощущаете свежий морской бриз, яркий аромат хвои кипарисов и выжженной солнцем травы, прохладу крымского утра…
Недалеко от музея Сурикова на улице Ленина стоит деревянный терем, словно из сказки. Когда-то в нем проживал енисейский губернатор, а в наше время располагается литературный музей имени Виктора Астафьева, посвященный исключительно творчеству сибирских писателей.
В Красноярске через Енисей проходят шесть мостов, но только один из них знаком даже тем, кто ни разу не был в этом городе. Это Коммунальный мост. А известен он, потому что был изображен на 10-рублевой купюре. Вечером сооружение красиво подсвечивается, поэтому многие фотографируются на его фоне.
Есть и еще одно место в Красноярске, которое прославила опять же 10-рублевая банкнота, — часовня Параскевы Пятницы. Сегодня здесь находится смотровая площадка и парк Покровский — отсюда нужно любоваться волшебной панорамой города. Хотите необычных достопримечательностей — вашему вниманию Красноярский Биг-Бен, башня с часами, наподобие лондонской, Храм Преображения Господня, католическая церковь из красного кирпича с элементами готики начала XX века и Свято-Покровский кафедральный собор — архитектурный памятник XVIII века.
Подробнее о лучших маршрутах смотрите на Visitsiberia.info

О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный. 

В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям. 

О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ

Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.

Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.

Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы раз