Опоздать на самолет — страшный сон любого путешественника. Но как быть, если ночной кошмар стал явью? Проспали утренний рейс, ошиблись с датой вылета или застряли в пробке по пути в аэропорт — от такого никто не застрахован. Пассажиры, которые столкнулись с этим впервые, зачастую теряются и не знают, как действовать дальше. Главное — не паникуйте, ведь в подобных обстоятельствах скорость и уверенность — ваши главные союзники. Проект «Отдых в России» KP.RU рассказывает, что делать при опоздании на рейс, а также делится полезными рекомендациями, которые помогут минимизировать финансовые потери.
Если вы оказались в ситуации, когда регистрация на рейс уже завершена, но выход на посадку все еще открыт, следует как можно скорее направиться к стойкам вашей авиакомпании в последней попытке оформить посадочный талон. Лучше сразу подойти к специальным регистрационным столам для опоздавших, если таковые имеются. Шансы на успех увеличиваются, если у пассажира нет багажа, однако сотрудники аэропорта все равно вправе отказать в регистрации.
— В случае опоздания на регистрацию, к сожалению, изменить ситуацию практически невозможно, поскольку системы регистрации закрываются автоматически. — комментирует Любовь Воронина, руководитель международных проектов «Слетать.ру» и управляющий директор туроператора Let’s Fly. — В исключительных случаях, в небольших аэропортах, сотрудники могут пойти навстречу и возобновить регистрацию.
Не тратьте время и силы на конфликт, ведь простой персонал не устанавливает никаких правил, а всего лишь следует им. Позвоните в контакт-центр или обратитесь к представителю авиакомпании, расскажите об опоздании и назовите причину, по которой это произошло, предоставьте документы. В зависимости от тарифа вашего билета, вам могут частично или полностью вернуть средства, предложить перерегистрацию на следующий рейс или альтернативные варианты решения возникшей проблемы.
Если посадка уже закрыта, то по правилам безопасности вас не допустят на борт даже в том случае, если вылет по каким-то причинам задерживается. Обязательно сообщите, если у вас куплен билет «туда-обратно» без пересадок и обратным рейсом вы все же собираетесь воспользоваться. Клиентская поддержка может пойти вам навстречу и оставить его в силе, иначе маршрут полностью упразднится.
ВАЖНО! |
---|
С 1 сентября 2025 года обратные билеты на рейсы российских авиакомпаний перестанут аннулироваться при неявке на рейс «туда». Соответствующий приказ Минтранса будет действовать до 1 сентября 2031 года. Однако пока это правило не применяется. |
Если посадка закончилась или воздушное судно улетело без вас, остается только смириться и следовать инструкциям сотрудников аэропорта. Прецедент может быть признан как no-show (неявка на рейс) при условии, что вы не сообщили авиакомпании о своем опоздании до вылета самолета — нужно заранее ознакомиться с правилами вашего тарифа, чтобы они не оказались для вас сюрпризом.
— Для многих пассажиров в таком случае единственный вариант — приобретение нового билета. К счастью, на многих направлениях доступно достаточное количество рейсов, — говорит Любовь Воронина.
Как бы то ни было, многое зависит от условий возврата вашего билета. Пассажирам бизнес-класса обычно предлагают воспользоваться следующим рейсом, что летит в нужном направлении. А тем, у кого невозвратный тариф, необходимо купить билет заново.
— В случае опоздания на стыковочный рейс необходимо учитывать причины произошедшего. Если задержка произошла по вине авиакомпании, например, из-за отсрочки первого сегмента перелета, а билеты оформлены одним бронированием, пассажиру следует обратиться к представителям авиакомпании, — отмечает эксперт. — Они обязаны предложить альтернативные варианты перелета, удовлетворяющие запросы пассажира. В случае отсутствия рейсов в день прибытия, перевозчик обязан обеспечить проживанием и билетом на следующий день. Предоставление отеля также предусмотрено при задержке следующего рейса более чем на восемь часов.
Если билеты приобретались несколькими отдельными бронированиями, то пассажир сам несет ответственность за опоздание на следующий рейс даже в случае аннулирования первого полета. Во избежании подобных казусов можно оформить страховку от задержки и отмены рейса: выплата состоится при условии, что страховой случай произошел из-за действий авиакомпании.
Делимся простыми советами, которые помогут избежать опоздания на борт до и после прибытия в аэропорт.
До прибытия в аэропорт
1. Подготовьтесь к поездке заранее: соберите все необходимые вещи, документы и желательно их копии, проверьте, все ли на месте. Удостоверьтесь, что ваш багаж не превышает лимит по весу, уберите лишнее или попробуйте переместить часть предметов в ручную кладь. Если сумка окажется тяжелее, придется потратить время на оплату дополнительных килограммов. Аналогично с досмотром — соблюдайте правила провоза, чтобы вас не задержали из-за дополнительных проверок.
2. Обязательно изучите информацию, указанную в билете, — личные данные, время вылета (всегда указывается местное) и прибытия. Установите напоминания о поездке в мобильный календарь. Почитайте условия полета, ведь в ином случае регистрация может закончиться раньше, чем обычно. Также старайтесь избегать рейсы с очень быстрыми стыковками, ведь в случае даже малейших задержек под угрозой может оказаться все путешествие.
3. Пройдите онлайн-регистрацию в приложении или на сайте авиакомпании, если это возможно. Как правило, она открывается за 24 часа до запланированного вылета. Оформите электронный посадочный талон, QR-код которого можно будет отсканировать при посадке на самолет. Учтите, что в некоторых аэропортах принимают только распечатанный вариант.
4. Не ранее, чем за полтора часа до вылета, можно заказать платный сервис Fast Track, который предполагает регистрацию на стойке бизнес-класса, досмотр и контроль пассажиров для посадки в самолет без очередей. Услуга доступна не во всех аэровокзалах, а заказать ее можно по телефону или через сайт аэропорта.
5. Приезжайте в аэропорт за 3-4 часа до вылета, особенно если вы летите международным рейсом. Выделите время на случай форс-мажорных ситуаций — условные пробки на дорогах возможны даже ночью.
6. Чтобы не терять время на поиск нужного терминала, можно заранее изучить схему расположения залов нужного вам аэропорта, которая обычно есть на его официальном сайте.
7. Если вы опаздываете в аэропорт и, соответственно, на свой самолет несмотря на все старания, обязательно позвоните на горячую линию авиакомпании и предупредите о случившимся, чтобы билет на обратный или стыковочный рейс не аннулировали. Возможно, получится вернуть и часть денежных средств, если это предусмотрено вашим тарифом.
В аэропорту
1. Если по прибытии у вас возникли какие-то трудности, например, вы не можете сориентироваться в больших залах здания или найти офис вашей авиакомпании, то не тратьте время на их самостоятельное решение и обязательно обратитесь к персоналу аэропорта.
2. Не стесняйтесь просить людей уступить вам место и пропустить вперед, если вы уже не успеваете на регистрацию. Также можно обратиться к сотруднику, который регулирует порядок в очереди: опаздывающих допускают на оформление посадочного талона без ожидания.
3. После завершения регистрации старайтесь сразу выяснить, где находится ваш гейт. Не забывайте следить за временем и табло вылетов, чтобы быть в курсе возможных изменений в расписании. Если вам известно время посадки, то можно установить уведомление, чтобы точно ничего не пропустить.
4. Прогуливаясь по «дьюти-фри» магазинам старайтесь не пользоваться наушниками, чтобы случайно не пропустить объявление диктора, который озвучит ваше имя по громкоговорителю в случае опоздания.
5. Пользуйтесь своими привилегиями на быстрое прохождение предполетных процедур, если вы пассажир бизнес-класса или приобрели услугу Fast Track.
— Невозвратные билеты можно вернуть полностью, если вылет не состоялся по вине авиакомпании или аэропорта, а также в случае болезни пассажира или его близкого родственника. Для получения выплаты нужно предоставить все необходимые доказательства и предъявить их перевозчику, — отмечает Любовь Воронина. — Частичный возврат средств возможен, если пассажир сообщил фирме до окончания регистрации на рейс о том, что полет не состоится. Уведомить представителей компании можно всеми возможными способами: в аэропорту, с помощью звонка в колл-центр, в чате или электронным письмом.
Билеты средней ценовой категории (имеют разные названия в зависимости от компании, например, «Стандарт», «Эконом+», «Комфорт») возвратные за вычетом штрафа до окончания регистрации или посадки. Правила полного возврата такие же, как для невозвратных.
Пассажиры бизнес-класса могут рассчитывать на полный возврат средств без дополнительных денежных потерь.