Юлия СМИРНОВА 24 апреля 2020, 15:05

Пандемия изменила перелеты: Тест на коронавирус перед посадкой и маски на борту

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Рассказываем, как дезинфицируют самолеты и какие меры безопасности надо соблюдать пассажирам

Какие полеты, удивитесь вы. Все ж по домам сидят, в самоизоляции. Не то что на заграничные курорты не улететь – в Сочи тоже все отели закрыты. Вы правы, прямо сейчас и не надо никуда летать без крайней необходимости.

Однако есть командировки. Есть семейные обстоятельства, когда необходимо срочно добраться к родным в другой города. И самолеты по России летают. 23 апреля, например, выполнено 236 рейсов – из 2600, запланированных в «докоронавирусном» расписании.

И мы все-таки верим, что по стране скоро снова можно будет путешествовать. Российские курорты и туроператоры оптимистично готовятся к летнему сезону и планируют принимать отдыхающих. А лето, между прочим, всего через месяц.

Полеты за границу, очевидно, возобновятся позже внутренних. Самый радужный прогноз – в августе 2020 года, по более осторожным речь идет про осень.

Что изменилось в полетах уже сейчас? Какие меры стоит соблюдать самим пассажирам? И как пандемия изменит авиапутешествия в будущем?

Что делают авиакомпании: дезинфекция и маски

Все лайнеры проходят тщательную уборку с использованием дезинфицирующих средств.
Фото: Алексей БУЛАТОВ, «КП»-Екатеринбург»

Тщательная уборка самолетов с использованием специальных дезинфицирующих средств в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Между рейсами обрабатывают все поверхности в салонах (подголовники, складные столики, кресла, ремни безопасности – то есть те места, к которым пассажиры прикасаются чаще всего) – эти меры предпринимают сейчас все авиакомпании. Сотрудники, занимающиеся уборкой, одеты в одноразовые защитные костюмы, маски и перчатки. После уборки лайнер проветривают. На земле надо буквально 5 минут, чтобы полностью заменить воздух в салоне, уточняют эксперты.

Фильтрация воздуха. Воздух в самолетах проходит через систему фильтрации HEPA, благодаря чему из него удаляется до 99% пыли и микробов. Вероятность заражения в самолете гораздо ниже, чем в другом общественном транспорте, уверены в S7 Airlines.

В аптечках на борту появились маски и перчатки. Авиакомпании, правда, не уточняют, готовы ли выдать их просто по вашей просьбе или только при необходимости – например, если пассажир кашляет.

Антибактериальные салфетки вместо обычных влажных, бактерицидное мыло в туалетах – об этих новшествах сообщили в Utair.

Дезинфекция помещений, где хранятся подушки и пледы. И стирка этих изделий со специальным дезинфектором – еще одна мера, предпринятая Utair.

Рассадка пассажиров в салоне с соблюдением дистанции. Это делают сейчас многие авиакомпании, в том числе «Россия», «Азимут», Emirates. За границей от перевозчиков даже требуют соблюдать в салоне ту же самую социальную дистанцию, что и в других общественных местах: 1,5-2 метра. Авиационные власти Испании сейчас рассматривают претензии к двум авиакомпаниям: в лайнерах, прибывших на Майорку, были слишком много пассажиров.

Многие авиакомпании стараются рассаживать пассажиров с соблюдением дистанции.
Фото: globallookpress.com

Маски и перчатки выдают пилотам и стюардессам. На рейсах авиакомпании Emirates (в Россию она пока не летает, но во многие другие страны возобновила рейсы) бортпроводники работают еще в защитных очках и одноразовых халатах. И весь персонал в аэропорту тоже.

Многоразовые подголовники на креслах заменили на одноразовые – это новая мера авиакомпании «Россия». Перевозчик также перестал раздавать прессу на рейсах. От бортовых журналов временно отказались и в зарубежных авиакомпаниях, таких как Emirates и Lufthansa.

Мнение пилота: 99% вирусных частиц отфильтрованы

Михаил – пилот, много лет летающий на лайнерах Airbus 319, 320 и 321. Самолеты этого типа выполняют рейсы по России, используют их и на маршрутах между Россией и Европой (и наверняка снова будут, когда полеты возобновятся). Он уверен, что самолет защищен от вирусов, хотя это вроде бы закрытое пространство, где одновременно находится много людей. Вот аргументы:

  • Салон самолета «нарезан» системой кондиционирования на много слоев, состоящих из отдельных воздушных потоков. Визуально это одно пространство, но потоки начинаются от потолка, проходят ряд кресел до прохода и возвращаются под креслами в пол у обшивки (поэтому, кстати, ногам и бывает холодно в полете). Благодаря такой системе маловероятно, что пассажир сможет заразиться, разве что от ближайшего соседа.
  • В полете воздух в салоне полностью обновляется раз в три минуты. И перед тем, как вернуться обратно, пропускается через салонные HEPA-фильтры.
  • Воздух снаружи попадает через двигатель в систему кондиционирования очень горячим — настолько, что там ничего не выживет. Охлаждается до -200 градусов, смешивается с внутренним воздухом из салона. В смешивающем устройстве стоят фильтры. Они способны отфильтровать 99,9% вирусных частиц

Пассажиры: онлайн по-максимуму и социальная дистанция 

При регистрации на рейс, посадке и получении багажа пассажиры должны соблюдать дистанцию.
Фото: pixabay.com

Советы пассажирам, которые не могут отложить поездку и прямо сейчас куда-то летят.

Регистрируйтесь на рейс онлайн — на сайте или в мобильном приложении. Если летите без багажа, сможете вообще не подходить к стойке регистрации. Если с багажом – в любом случае уменьшите количество контактов. Во многих аэропортах есть стойки для самостоятельной сдачи багажа.

У стоек регистрации, при посадке на рейс, в очереди на досмотр, при выдаче багажа старайтесь соблюдать дистанцию с другими людьми – полтора-два метра. В «Шереметьево» и «Домодедово» уже нанесли разметку на полу.

В полете мойте руки максимально часто или пользуйтесь санитайзером.

Санитайзером или просто влажной салфеткой протрите подлокотники кресла, откидной столик, ремень безопасности, шторку иллюминатора.

Зона риска: бортпроводники и соседи

Самый большой риск подхватить заразу, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, — если вы окажетесь в ближайших двух рядах (в любую сторону) от человека с коронавирусом. Именно поэтому авиакомпании сейчас стараются рассаживать пассажиров как можно дальше друг от друга.

Однако если носителем Covid-19 будет бортпроводник, путешественники рискуют больше: ведь в полете стюардессы не раз проходят по салону и общаются с пассажирами. Поэтому важно, что сейчас экипаж работает в масках и перчатках.

Будущее: тест на коронавирус перед полетом

В некоторых аэропортах мира уже сейчас можно сдать тест на коронавирус до полета.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ, «КП»-Челябинск»

Будущее уже наступило. Не везде и не для всех, пока только в аэропорту Дубая для пассажиров лайнера авиакомпаниии Emirates, вылетающего в Тунис. Им вместе с регистрацией предложили пройти экспресс-тест на Covid-19. Реально экспресс – результаты известны через 10 минут. Эксперимент признали успешным и собираются внедрить опыт и на других рейсах.

Тестирование на коронавирус полезно не только авиакомпании (она обезопасит персонал и других пассажиров от риска заразиться на борту), но и самим путешественникам. Вместе с отрицательным результатом анализа они получат справку: Covid-19 нет, здоров! Без таких справок в некоторые страны уже сейчас не попасть. В Таиланд, например. А скоро государств, требующих подобный документ, явно станет больше. Кто первым избавится от заразы, вряд ли захочет, чтобы ее привезли снова.

На днях ПЦР-анализ на коронавирус начали делать и в московском аэропорту «Домодедово», в медпункте. Правда, тут вам не скажут результат сразу, он придет на электронную почту в течение 3 дней. Так что на безопасность полета и попутчиков это никак не влияет, скорее, возможность сделать два дела сразу, раз уж собрался в поездку во время пандемии. Предварительная запись не нужна, можно просто обратиться в медпункт с 9 до 18 часов. Принимают только путешественников без признаков ОРВИ. Услуга платная, 2500 рублей.

Что еще может измениться

Возможно, защитные маски станут обязательными во время перелетов и нахождения в аэропортах.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
  • Обязательные маски в самолете и воздушной гавани. У Emirates уже сейчас действует это правило. Авиакомпании и аэропорты Германии представили правительству страны план возобновления полетов после пандемии. И обязательные маски там – в числе первых пунктов.
  • Защитные стекла на стойках регистрации. Эмираты и тут пионеры – скоро, похоже, так будет во многих аэропортах. Возможно, придется открыть больше стоек, чтобы пассажиры рассредоточились по залу. Представьте себе очереди с интервалом в полтора метра! Так что пока непонятно, как все будет выглядеть в реальности, когда полеты возобновятся в прежних объемах.
  • Тепловые сканеры для измерения температуры появились в воздушных гаванях в самом начале пандемии. И вряд ли от них откажутся в ближайшее время.
  • Но есть и плюс! Везде же надо искать плюсы, правда? Мы все (ну или почти все) выбираем в самолете место у окна или у прохода. Желающих по доброй воле сидеть в серединке, между двумя попутчиками, найти сложно. Так вот. Может быть, авиакомпании узаконят свободное кресло в серединке и вообще никого туда сажать не будут. Ради все той же социальной дистанции. Эта идея  есть в планах у Emirates, «Дельты» и EasyJet. Но не всем их коллегам она по душе. Глава ирландского лоукостера Ryanair Майкл О`Лири ясно дал понять: наши самолеты останутся на земле и не полетят вообще никуда, если власти обяжут рассаживать пассажиров через одного.

Отзывы