9 июля 2019, 15:05

Проблемы в отпуске: паспорт потерял, рейс задержали

Фото: Алексей БУЛАТОВ, "КП"-Екатеринбург"
Фото: Алексей БУЛАТОВ, "КП"-Екатеринбург"

Рассказываем, как не попасть в неприятные ситуации, которые чаще всего случаются с туристами на отдыхе. И что делать, если все-таки попали

На пляже меньше всего хочется думать о проблемах и неприятностях. Да и по дороге на курорт приятнее помечтать, чем грузить себя всякими предосторожностями. Грузиться и не надо. А вот головой думать — очень даже. Рассказываем, как не попасть в неприятные ситуации, которые чаще всего случаются с туристами. И что делать, если проблемы в отпуске все-таки случились. Ведь не все зависит от нас, даже если трижды грамотно подстраховаться.

Задержали рейс

Как не попасть

Регулярные рейсы пунктуальнее чартеров. Но от нелетной погоды никто не застрахован. Вы не можете предугадать технические неполадки с лайнером и сбои в расписании в пик сезона.

Что делать

Зависит от того, на сколько задержали рейс.

  • Если час-два, то только ждать. Если ждете дольше, искать представителя авиакомпании и требовать от него положенное по Федеральным авиационным правилам (сейчас речь про российских перевозчиков).
  • При опоздании больше 2 часов: прохладительные напитки, возможность сделать два звонка или отправить два электронных письма (с этим обычно проблем нет, но право такое имеется).
  • Если ждете 4 часа и больше: вам положено горячее питание.
Авиакомпания обязана предоставить вам напитки, питание или номер в отеле в зависимости от времени задержки рейса.
Фото: Алексей БУЛАТОВ, «КП»-Екатеринбург»
  • Задержка больше 6 часов ночью или 8 часов днем: вас должны разместить в гостинице, довезти до нее и обратно в аэропорт к вылету рейса. Понятно, что все это слабо утешает. Хотелось-то на пляже лежать, а не в зале ожидания маяться. Стоит собрать «улики» на тот случай, если будете потом требовать компенсацию за задержку рейса: поставить отметку в билете или посадочном о фактическом времени вылета, не забыть чеки на питание и гостиницу, если пришлось платить самим.
  • Свяжитесь с отелем, предупредите, что не приедете вовремя, чтобы не аннулировали ваш заказ по причине «no show» (то есть «гость не явился»), а держали за вами номер. То же самое — если у вас заказан трансфер, арендована машина. Обычно в аэропортах есть бесплатный wi-fi, так что общаться с заграничными отелями и компании лучше по электронной почте либо мессенджерам. Зачем вам платить еще и за международные звонки или за роуминг, если вы застряли в зарубежном аэропорту.
  • Отдельный случай — рейсы с пересадками. Первый задержали, в итоге не успели на второй? Если оба сегмента у вас в одном билете, их выполняет одна авиакомпания или партнеры по авиационному альянсу — можно расслабиться, ваша стыковка на совести перевозчика, отправят ближайшим возможным рейсом. А вот если вы на свой страх и риск купили два отдельных билета — увы, опоздание на второй рейс ваша проблема. Придется покупать новый билет. Возможно, за пропавший вернут деньги, но это зависит от условий тарифа.

Чемодан не прилетел

Как не попасть

Увы, авиакомпании теряют чемоданы. Немного, 5-6 штук из каждой тысячи. Большая часть из них прилетает следующим же рейсом, их доставляют владельцам домой или в отель. Но все равно это неприятно и неудобно.

Летать только с ручной кладью, но это не всегда возможноЛетать прямыми рейсами
При перелетах со стыковками, выбирать варианты, где между рейсами более 2 часовПрикрепить на багаж бирку с вашим именем и телефоном
Всегда отрывать старые багажные этикетки Не класть в чемодан деньги, ценности, ключи и документы

Что делать

  • Идти к стойке розыска багажа в аэропорту. Как правило, они расположены рядом с транспортерами, на которые выгружают чемоданы. Если не видите, смотрите на указателях «Розыск багажа» или Lost&Found, Lost Luggage. Или спросите сотрудника аэропорта.
  • На стойке заполняете заявление на розыск багажа. Они могут быть разной формы, вплоть до чистого листа бумаги. Там надо указать: фамилию-имя; номер рейса и откуда прилетели; цвет и марку чемодана, его «особые приметы» (мягкий и жесткий, кожаный или пластиковый, сколько колес и т. д.); ваш телефон и мэйл; адрес для доставки багажа. Если прилетели домой — домашний. Если в отпуск — то отель.
  • Если прилетели в Россию из-за границы, вас попросят также заполнить таможенную декларацию.
Обязательно прикрепите на багаж бирку с вашим именем.
Фото: Алексей БУЛАТОВ, «КП»-Екатеринбург»

Кстати

Взамен всех бумаг выдают квиток с номером — по нему теперь и надо следить за судьбой чемодана в онлайн-системе WorldTracer. Заходите в нее через сайт авиакомпании. В системе меняется статус по мере развития событий: где сейчас поклажа, каким рейсом отправят, чемодан прибыл, передан транспортной компании для доставки.

В отель не селят

Как не попасть

Не заселяют в отель по разным причинам.

Отель не знал о вашем заезде из-за сбоя во внутренней системеОтель не знал о вашем заезде из-за безалаберности собственных сотрудников
Овербукинг, то есть отель умудрился продать больше номеров, чем естьВы клиент туроператора, который задолжал гостинице, и теперь она отказывается принимать туристов с его ваучерами

Во всех случаях полезно за день-другой до отпуска написать в отель (контакты всегда есть на сайте) и удостовериться, что вас там ждут. Мол, мы такие-то, бронировали номер через Booking (или у туроператора Tez Tour), с 15 июля на неделю, все ли хорошо?

За день-другой до отпуска напишите в отель и удостоверьтесь, что вас там ждут.
Фото: pexels.com

Что делать

  • Если бронировали через сайт-агрегатор, связываться с их службой поддержки. Лучше по телефону, а не по электронной почте или форму на сайте. Обычно они подыскивают похожий вариант неподалеку. Если он дороже, разницу в цене вам вернут (нужно будет прислать чек из нового отеля). А с прозевавшей заказ гостиницей потом сами разбираются.
  • Если приехали по путевке, связывайтесь с турагентом или туроператором. У них, как правило, контракты с несколькими отелями на курорте, в случае овербукинга ищут замену. И нередко она бывает даже лучше, есть шанс отдохнуть в пятизвездочном отеле вместо «четверки».
  • В случае, если у туроператора серьезные проблемы и его клиентам вообще не рады, можно либо повторно заплатить за проживание из своего кармана, взять чеки и счета и уже дома требовать эти деньги с туркомпании. Либо обращаться в Ассоциацию «Турпомощь» (tourpom.ru, +7 (499) 678-12-03). Она подключается в экстренных случаях и только за границей. И обычно речь идет о срочном возвращении домой, в отель поселят лишь до ближайшего рейса. Справедливости ради: этим летом банкротств и глобальных проблем с туроператорами нет.

Остался без паспорта

Как не попасть

Храните паспорт в сейфе отеляХраните документы в кармашке закрытого чемодана в номере
Сделайте бумажную ксерокопию паспортаСделайте скан паспорта, чтобы он был в вашем смартфоне

Что делать

  • Если вы на российском курорте, все не так уж сложно. Идете в ближайшее Управление по вопросам миграции (экс-ФМС, адрес вам подскажет навигатор в мобильнике или на ресепшне отеля). Нужно фото, размером как на паспорт. Хорошо, если будет с собой другой документ (права, например) либо копия потеряного паспорта (бумажная или в телефоне). Вам выдадут временное удостоверение личности, срок действия обычно 10 дней. В бланке удостоверения есть графа «В связи с…». Там будет указано: «Для проезда к месту жительства». С этим документом можно будет вернуться домой на самолете или поезде.
  • За границей мороки больше. Надо сначала идти в местную полицию, потом — в посольство либо консульство России. Там вам понадобятся: две фотографии и любой документ, удостоверяющий вашу личность (права, например), в идеале копия пропавшего паспорта. Если вообще ничего из документов нет, вашу личность должны подтвердить два соотечественника (если отдыхаете семьей или с друзьями, идите к дипломатам вместе). Либо придется просить, чтобы прислали копию российского внутреннего паспорта из дома по факсу или электронной почте. Загвоздка еще и в том, что диппредставительства часто расположены далеко от курортов — в столицах и крупных городах, и туда еще надо добраться. И работают они далеко не круглосуточно, а как все чиновники, с выходными. Но главное: вам выдадут свидетельство на возвращение в Россию.

Украли деньги

Как не попасть

Возить с собой и наличные, и банковскую картуДеньги и карты хранить в разных местах, особенно в дороге
Ни в коем случае не сдавать в багажНа отдыхе оставлять деньги в сейфе, с собой брать только необходимую часть

Что делать

  • Простой выход — взять деньги в долг у попутчиков.
  • Если осталась банковская карта, снять с нее. В случае с кредиткой заплатите проценты, но что делать?
  • Просить переслать вам деньги из дома, систем переводов сейчас множество.
  • Украденные карты надо сразу же заблокировать, пока счета не опустошили.
Возите с собой и наличные, и банковскую карту.
Фото: Мария ЛЕНЦ

Цифры

Что портит отпуск россиянам

63% — проблемы с авиарейсами. Среди них 92% приходится на задержку вылета, 8% на отмену рейса

16% — не вовремя прилетевший или потерянный авиакомпанией багаж

10% — вынужденный отказ от поездки. Причины разные: в 50% случаев из-за болезни, в 22% — из-за отказа в визе, в 7% из-за природных катаклизмов на курорте.

По данным сервиса Ozon.Travel и «АльфаСтрахование».