Лилия СОКОЛЬНИКОВА 13 апреля 2020, 11:20

Рейс отменен или лететь нет смысла: как сдать билеты

Фото: Олег ЗОЛОТО, "КП"-Санкт-Петербург"
Фото: Олег ЗОЛОТО, "КП"-Санкт-Петербург"

Что делать тем, у кого на период самоизоляции были запланированы полеты по России

Еще недавно вопрос возврата денег за авиабилеты волновал тех, кто собирался за границу. Из-за пандемии коронавируса страны одна за другой закрывали границы и аэропорты, аннулировали визы, запрещали въезд иностранцам.

Теперь же тема возврата стоимости очень актуальна и для обладателей авиабилетов на внутренние рейсы по России.

Во-первых, очень многие из них тоже отменены — в небе сейчас лишь каждый десятый самолет, по сравнению с обычным расписанием.

Во-вторых, большая часть отелей, санаториев и домов отдыха в России закрыты. И даже если лайнер готов примчать вас в Сочи, то что там делать у закрытых дверей гостиницы?

Многие рейсы по России отменены.
Фото: Мария ЛЕНЦ

В-третьих, многие регионы ввели карантинные меры для тех, кто прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга: две недели придется провести в изоляции дома или в обсерваторе (если вы не местный житель).

В-четвертых, в нерабочие дни (а продлятся они до 30 апреля) до минимума сократилась деловая активность. Нет командировок. А конференции, форумы и прочие большие мероприятия перенесли на осень или вовсе отменили.

Реально ли вернуть деньги за авиабилет по России, если полет сорвался? Ответ на этот вопрос зависит от трех условий:

  • По какому тарифу куплен билет. Если по гибкому — у вас все хорошо. Билет можно сдать и вернуть если не всю стоимость, то за вычетом небольшого штрафа. Но практически все более-менее дешевые билеты — невозвратные. Что делать с ними, расскажем.
  • Рейс отменен авиакомпанией — это одна история.
  • Рейс состоится, но вы решили не лететь — другая.

Разные российские перевозчики в нынешней сложной ситуации предлагают пассажирам разные решения.


«Аэрофлот»

Если сам перевозчик отменяет рейс (а «Аэрофлот» сильно сократил частоту полетов практически по всем внутренним маршрутам), то пассажирам предлагают перебронировать билет на те рейсы, которые выполняются.

В остальных случаях никаких поблажек по случаю коронавируса для обладателей невозвратных билетов нет. Если сам решил не лететь — деньги теряешь.


S7

Авиакомпания S7 предлагает оформить сертификат на стоимость билета. Это касается всех тарифов в том числе и невозвратных. Однако есть нюансы.

Если рейс отменен, то перевозчик выдаст вам сертификат на полную стоимость билета ПЛЮС еще десять процентов от суммы. Использовать сертификат можно в течение года: купить новый авиабилет, когда путешествия снова станут актуальными, или оплатить дополнительные услуги (например, багаж или перевозку домашних животных). Билет, кстати, по сертификату можно купить не только себе, но и родственнику, другу, коллеге.

Если пассажир сам решил отказаться от полета, тоже можно получить сертификат со сроком действия 1 год. Даже если билет у вас по невозвратному тарифу (у S7 он называется «Базовый»). В этом случае — за вычетом сбора в 1000 рублей. Что ж, в любом случае выгоднее, чем просто потерять деньги.


«Победа»

Российский лоукостер отменил все свои рейсы как по России, так и за рубеж с 1 апреля до 31 мая. Деньги за билеты «Победа» вернет. Однако не на кредитки пассажиров, а на их счет в личном кабинете на сайте авиакомпании. Потратить их можно будет только на авиабилеты «Победы», когда полеты возобновятся. По любому маршруту, не обязательно в тот же город, куда собирались лететь весной.

Правила возврата билетов у компаний отличаются.
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА, «КП»-Самара»


«Уральские авиалинии»

Пассажирам отмененных рейсов «Уральские авиалинии» предлагают такие варианты:

  • оформить сертификат на полную стоимость билета со сроком действия 3 года. Потратить эту сумму можно как на новый билет по любому маршруту, так и на дополнительные услуги (багаж, питание и т. . д.).
  • без штрафа и без доплаты поменять дату полета на любой день вплоть до 30 июня либо с 10 сентября до 20 декабря 2020 года. На июль и август тоже можно, но в этом случае, возможно, потребуется доплата до того тарифа, который будет доступен — вирус вирусом, а в высокий сезон билеты дороже. Разрешается также поменять маршрут или фамилию пассажира в билете.

Если рейс не отменен, просто пассажир сам решил отказаться от полета, и тариф у него невозвратный, можно поменять дату и полететь в другое время, когда закончатся карантины. За переоформление возьмут сбор 1000 рублей. Если хотите лететь в июле и августе, также возможна доплата до более дорогого тарифа. Разрешается также изменить маршрут или фамилию пассажира билете.


Utair

Если рейс отменен, Utair обещает вернуть деньги за билет либо поменять дату полета без штрафов и сборов (однако возможна доплата, если на новую дату доступны лишь более дорогие тарифы).

Если рейс не отменен и билет куплен до 1 апреля, никаких поблажек ждать не стоит: возврат строго по условиям тарифа.

А вот для тех, кто купил или будет бронировать билеты после 1 апреля, правила мягче. Невозвратных тарифов больше нет! Во всяком случае, на время эпидемии. Самые дешевые билеты (тариф «Минимум») при желании можно будет сдать, заплатив сбор 1500 рублей. Более дорогие билеты в эконом-класс и в бизнес-класс — со сбором 500 — 1000 руб.


SmartAvia

Все просто и строго: если ваш рейс не отменен, то возврат возможен лишь по условиям тарифа.


«Азимут»

Для пассажиров всех рейсов начиная с 10 марта, которые были отменены или даже просто изменилось время вылета, действуют особые условия возврата. Авиакомпания «Азимут» выдаст сертификат на полную стоимость билета плюс еще 25% от этой суммы. Воспользоваться им можно до 31 декабря: потратить на новый билет для себя либо другого человека, на дополнительные услуги (багаж, питание и т.д.).

Из-за рекордного оттока пассажиров крупнейшие аэропорты страны пустуют.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


Куда обращаться за возвратом

Туда, где покупали билет. Если на сайте авиакомпании либо в ее офисе, кассе, представительстве — то и обращаться с заявлением на возврат или оформление сертификата надо в авиакомпанию. Учитывайте, что колл-центры сейчас перегружены. Письменные заявки также обрабатываются дольше, чем обычно.

Если приобрели билет на сайте бронирования или в турагенстве, то и за возвратом, как правило, надо обращаться туда же.


Исключения из правил

В российском законодательстве прописаны случаи, когда даже за невозвратный билет вы имеете право вернуть деньги (и это никак не связано с коронавирусом). Эти случаи перечислены в Воздушном кодексе РФ (ст. 108 п.2):

1) Пассажир заболел либо заболел его член семьи или близкий родственник, вместе с которым он должен был лететь. Болезнь нужно подтвердить справкой от врача, а об отказе от полета сообщить в авиакомпанию не позднее, чем закончится регистрация на рейс. Членами семьи, объясняют в Роспотребнадзоре, считаются муж и жена, родители и дети. А близкими родственниками – дедушки, бабушки, внуки, сестры и братья.

2) Смерть члена семьи или близкого родственника (тоже нужен документ и тоже нужно уведомить перевозчика до окончания регистрации на рейс).

3) Сильная задержка вылета.

Отзывы