28 февраля 2025, 10:06

Гендиректор FUN&SUN: Вместо модного слова «клиентоцентричность» мы говорим про любовь к людям

Фото: Элона ОГАДЖАНОВА
Фото: Элона ОГАДЖАНОВА

О том, что такое индивидуальный подход к туристу и возможен ли он в массовом сегменте путешествий, рассуждаем вместе с генеральным директором туроператора FUN&SUN Владимиром Рубцовым.

Туристы не хотят выбирать по остаточному принципу

— Владимир, скажите, какие потребительские тенденции, на ваш взгляд, проявляются сегодня наиболее ярко в туризме?

— Самый яркий тренд летнего отдыха и самый частый запрос — отпуск с детьми на море. Пляжное направление занимает до 80% в объеме продаж. Второй тренд, который мы наблюдаем сейчас, — запрос на раннее бронирование. Туристы поняли преимущества этого предложения: более выгодные цены от отельеров, хорошие скидки и возможность выбирать гостиницу и номер не по остаточному принципу, а именно ту, в которой хочется отдыхать. Плюс можно выбрать более удобный рейс, время вылета и аэропорт.  

— Получается, можно все четко спланировать? Для семьи в путешествии это очень важно.

— Да, сделать заранее так, чтобы было комфортно, удобно и понятно, а не в последний момент, когда уже мало достойных вариантов для выбора. Также для клиентов сегодня важна скорость решения проблем, которые возникают у них при заказе тура или во время поездки. Помочь и найти выход нужно быстро, клиент хочет здесь и сейчас. И в FUN&SUN туристы приходят уже с этим ожиданием, они рассчитывают получить определенный сервис обслуживания.

Самый яркий тренд летнего отдыха — отпуск с детьми на море.
Фото: globallookpress.com

— Такой подход чаще всего признак премиального сегмента. Получается, что FUN&SUN задает этот тренд и является его флагманом в направлении массового туризма. Но как можно добиться персонализации, этого премиального подхода в массовом сегменте?

— Давайте определимся, что такое персонализация. В нашем понимании, это когда мы предлагаем определенные услуги конкретным туристам под их конкретные запросы, а не что-то общее. Мы даем туристу первый базовый набор услуг, а дальше он может подстроить все под себя: выбрать место в самолете, заказать питание, вместо группового заказать индивидуальный трансфер, категорию номера. Вплоть до бронирования ужина в ресторане. Возникает вопрос: как мы это делаем? За счет современных технологий. 

С FUN&SUN путешествуют миллионы туристов, у нас большая накопленная клиентская база, мы можем сделать ее  сегментацию. Например, поехал с нами турист в Белек, в гостиницу 5*, средняя цена — 100 тысяч рублей за человека. Мы понимаем, к какой категории туристов он относится, какими услугами пользуется во время путешествия. На основе этого мы можем собрать ему предложения и «подсветить» их еще на этапе бронирования. Спросить, хочет ли он взять индивидуальный трансфер или предоставить ему список популярных экскурсионных программ. В этом процессе задействовано мало человеческого труда. Персонализация масштабируется на большие массы благодаря технологиям.

С FUN&SUN путешествуют миллионы туристов.
Фото: pexels.com

— Полагаем, что без людей все равно обойтись нельзя, да и с техникой могут быть проблемы. Какие сложности возникают при внедрении такого индивидуального подхода к туристу при разработке предложений именно в мидл-сегменте путешествий?

— Действительно, без людей ничего невозможно, и самый главный актив нашей компании — это как раз люди, которые придумывают новые идеи. Сложности тоже, конечно, бывают. Так как цена ошибки очень велика, мы все модели подхода тестируем через наших сотрудников: они сегментируют клиентов, подбирают определенный набор услуг, все контролируют. Самое сложное — это корректно направить. И самая понятная метрика в этом случае — конверсия трафиков продажи. 

— Как говорится, выручка не обманет?

— Выручка не обманет.


Коммуникация с клиентом 24/7

— Если клиент доволен, он остается и не уходит. А как вы собираете обратную связь от ваших клиентов? 

— Самый основной, быстрый и эффективный канал коммуникации — это когда напрямую клиент нам сообщает о своих вопросах, которые необходимо ему помочь решить, либо дает обратную связь. Это удобно делать через личный кабинет в нашем мобильном приложении. На запросы мы достаточно быстро реагируем. 

— То есть у каждого клиента FUN&SUN есть свой личный кабинет, где он может задать вопрос, похвалить, покритиковать? 

— Да. Любой турист, который через нас путешествует, при скачивании нашего мобильного приложения получает доступ в свой личный кабинет, так как он уже зарегистрирован в нашей системе. И там можно вести коммуникацию с нашей службой поддержки. Это то, о чем мы говорили — здесь и сейчас. В течение 10 минут служба поддержки выходит на связь и решает проблему. 

— 10 минут — это, конечно, круто при таком потоке.

— Для нас важно быстро давать обратную связь клиенту и сразу показывать, что мы решаем его вопрос. Например, поменять номер в гостинице, если вдруг при заселении он не понравился, при наличии свободных номеров достаточно быстро. Сложные вопросы могут требовать больше внимания и времени. Но и здесь важно то, что клиент видит, что мы с ним рядом, постоянно на связи с актуальной информацией.


Как помогает корпоративная культура компании

— Сервис поддержки 24/7 — это уже базовая необходимость для успешного развития бизнеса. Это какой же гигантский штат людей должен быть, чтобы в режиме реального времени с клиентами быть на связи?

— Опять помогают современные технологии. Искусственный интеллект, который дает возможность сразу правильно маршрутизировать обращение и понять, куда необходимо его направить. Также на курортах у нас работает большое количество гидов, которые и являются этими ребятами, которые помогают нашим клиентам. 

— И турист об этом знает?

— Конечно. И если пару лет назад туристу необходимо было найти нужный номер телефона, позвонить гиду или пойти на ресепшен, то сейчас можно решить вопросы через приложение в телефоне, оставаясь на пляже. 

Самый быстрый и эффективный канал коммуникации — личный кабинет в мобильном приложении.
Фото: pexels.com

— Владимир, тут возникает еще один вопрос. Люди бывают разные и сотрудники тоже. Расскажите, какая работа проводится с сотрудниками по формированию клиентоцентричности компании? Как не допускать кризисных ситуаций при работе с туристом? 

— Большую роль играет корпоративная культура и ценности. Нам удалось сформировать внутри компании ту культуру, которая направлена на клиентоцентричность. Она не только выражена в сторону внешних клиентов, но и в сторону внутренних — это когда взаимодействуют между собой подразделения. Ведь в этом случае мы тоже друг другу в какой-то момент становимся клиентами. Одна из главных ценностей в нашей культуре — любовь к клиентам, к людям. Она у нас так и называется. Мы не стали говорить все эти модные слова про клиентоцентричность, клиентоориентированность. Второе — фокус на результат, то, что как раз позволяет любить клиента и решать его вопросы. Открытость к новому — тоже одна из наших ценностей. Это про развитие современных технологий в наших бизнес-процессах. Уважение и забота тоже наши ценности, мы коммуницируем и между собой, и с клиентом вежливо…

— Это здорово — находить людей, которые любят свою работу и как следствие, действительно должны любить клиента, потому что с ними работают. Но люди разные бывают, а нервы не железные…

— Мы и не говорим, что нам легко. Да, это сложно. Но культура формирует всю команду. И, конечно, есть костяк, который эту культуру разделяет и транслирует на всю компанию. 


Человек и ИИ: вместе эффективнее

— Искусственный интеллект применяется сейчас во многих сферах. Ваша компания с ИИ тоже работает. Насколько внедряете его в свои технологии? Что можно доверить искусственному интеллекту в плане создания нового тура или пакетного предложения?

— Искусственный интеллект помогает нам решать рутинные вопросы, связанные с настройкой определенных бизнес-процессов. В формировании контента, описания любого продукта — тоже есть участие ИИ. Также искусственный интеллект помогает в коммуникации с клиентами — создает скрипты. Тем не менее, всегда хочется живого общения. Наши клиенты сразу чувствуют скрипты ИИ, это видно по обращению. Согласен, что искусственный интеллект может задавать определенную структуру, а все, что вокруг, должен создавать все-таки человек.

— Владимир, как на ваш экспертный взгляд, изменится ли подход к подготовке предложения для туриста через несколько лет?

— Вижу два пути развития. Первый — некая эволюция в сегодняшнем дне, когда потребности клиента расширяются, расширяются аспекты для персонализации и с каждым годом все сложнее и сложнее становится эти запросы удовлетворить. Второй путь — инновационный, когда мы создаем продукт, который сегодня еще неизвестен на рынке, но он вполне возможно будет востребован, просто пока клиенты об этом еще не думали. Второй путь, конечно же, более интересный.

Реклама. ООО «ТТ-Трэвел». ИНН 7714775020. erid: 2W5zFGJ71f6