Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика6 мая 2003 15:27

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев - маршалу Жукову: Ты хочешь красоваться на белом коне, мил человек!..

«Комсомолка» нашла картину с изображением маршала Жукова на фоне поверженного Берлина. Когда в 1957 году Хрущеву понадобилось избавиться от легендарного маршала, именно это полотно он выставил на Пленуме ЦК КПСС.
Источник:kp.ru
Так выглядит картина В. Яковлева.

Так выглядит картина В. Яковлева.

«Комсомолка» нашла картину с изображением маршала Жукова на фоне поверженного Берлина. Когда в 1957 году Хрущеву понадобилось избавиться от легендарного маршала, именно это полотно он выставил на Пленуме ЦК КПСС. На том Пленуме ЦК маршалу вменили в вину наполеоновские амбиции, принижение роли парторганов. Одним из «вещдоков» и стала картина народного художника РСФСР В. Яковлева «Победа». О судьбе полотна - чуть позже. Сначала - выдержка из стенограммы Пленума. М. Суслов, секретарь ЦК КПСС: - Жуков потерял элементарное чувство скромности... Министр поручил купить и в целях, видимо, личной рекламы поставить в Музей Советской Армии написанную одним подхалимом-художником картину, представляющую такой вид: общий фон - горящий Берлин и Бранденбургские ворота, на этом фоне вздыбленный белый конь топчет знамена побежденных государств, а на коне величественно восседает тов. Жуков. Картина очень похожа на известную икону «Георгий Победоносец». Нет ни грана марксизма-ленинизма в самой мысли или, лучше сказать, в самой бессмыслице, допускающей возможность проявления в нашей советской действительности, в стране победившего социализма такой ситуации, при которой генерал на белом коне спасает страну. Это же чепуха и клевета на советскую действительность. Е. Фурцева, секретарь ЦК КПСС: - Черт с ними, с картинами, если Жуков был нарисован на белом коне. Можно только пожурить, поругать, но беда в том, что эти картины не просто художественные картины, а это символ Победы. Подумать только: разгром немцев в Великой Отечественной войне - это победа всего нашего народа, да и не только нашего народа, это же победа всего прогрессивного человечества. Картину посмотрят и скажут, что это плагиат русских, хотя их ведущая роль и была, но мы тоже воевали, почему они к ногам своего полководца сложили свои знамена, а где мы были? Мы тоже воевали. В. Чуйков, зам. министра обороны, главнокомандующий Сухопутными войсками: - Вас, тов. Жуков, партия и правительство наградили одновременно Золотой Звездой и орденом Ленина, а мы знаем, что три Золотые Звезды - это бюст во Дворце Советов. Вы хотели поставить себе бюст, но теми же тяжелыми копытами, как на картине «Георгий Победоносец», которая нарисована известным художником. Вы боролись не за славу нашей партии, не за славу народа, вы имели свои далекоидущие цели. О. Куусинен, секретарь ЦК КПСС: - Культ личности человека - это такое дело, что, кто страдает этой болезнью, она быстро возрастает, быстрее, чем сам человек замечает. Жуков ничего ненормального не заметил в том, что на картине, сидя на белом коне, превратился в Георгия Победоносца. Представьте себе, что он еще полгода или годик сидел бы на белом коне и любовался бы собой... (Смех.) Н. Хрущев, 1-й секретарь ЦК КПСС: - Ты хочешь красоваться на белом коне на фоне Бранденбургских ворот, а ты, мил человек, покрасуйся на фоне развалин в результате того, что немцы совершили, потому что войска отходили и отходили под твоим командованием. Такую вот выволочку устроили прославленному маршалу товарищи по партии. В итоге освободили от должности, вывели из состава ЦК. На самом же деле история рождения картины такова. Народный художник РСФСР В. Яковлев нарисовал полотно, не встречаясь с Жуковым и не ставя его в известность еще в 1946 году. О существовании ее сам Жуков узнал всего за два месяца до пленума. К тому времени художник умер. Картина Жукову понравилась. Как вспоминал он позже, понравилась потому, что он почувствовал любовь художника к Советской Армии, разгромившей фашистскую Германию. Жуков велел сдать картину в Музей Советской Армии: «Может, когда-нибудь пригодится». Увы, пригодилась. Когда Хрущев решил избавиться от слишком популярного маршала, о картине вспомнили. Вывесили ее в Кремле на обозрение участников пленума. Потом возили по разным московским партактивам в подтверждение: мол, вон что возомнил о себе маршал. В конечном итоге картину надолго запрятали от глаз людских - сначала в Музей Великой Отечественной войны, потом, в 1989 году, передали в Третьяковку. Здесь мы и отыскали ее. Сейчас она хранится в запасниках музея на Крымском валу под инвентарным номером ЖС 3282. 9 мая ее выставят в одном из залов музея. Об этом нам сообщил генеральный директор Третьяковки Валентин Родионов. Сбылось пророчество маршала: «Все равно потомки картину повесят и будут славить». СПРАВКА «КП» Георгий Константинович Жуков (1.12.1896 - 18.6.1974) - Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. В Советской Армии с 1918 года. Один из самых талантливых полководцев второй мировой войны, а среди советских военачальников - лучший. От имени и по поручению советского Верховного главнокомандования принял капитуляцию Германии. После смерти Сталина принимал активное участие в аресте Берия, поддержал приход к власти Хрущева. Был назначен министром обороны СССР. Но в 1957 году Хрущев, опасаясь авторитета Жукова в войсках и возможного влияния маршала на внутреннюю политику СССР, снял его с должности и отправил в отставку. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Кто нарисовал маршала? В. Н. Яковлев (1893 - 1953) - народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, дважды лауреат Госпремии СССР, доктор искусствоведения. В 1953 году к 100-летию Севастопольской обороны руководимый им творческий коллектив художников отреставрировал холст панорамы «Оборона Севастополя», разрушенной в годы Великой Отечественной войны. В архивном деле с материалами к октябрьскому Пленуму ЦК КПСС есть фотография картины, на оборотной стороне которой имеется надпись: «Художник В. Н. Яковлев. «Победа», 4 м х 3 м (из ВЦСПС). Другой вариант художника «Г. К. Жуков на коне», 298 х 198 см».