Сегодня 24 Октября
Погода

-3°C

Кир Булычев: После меня останутся Алиса и Громозека...Комментарии: 4

«Комсомолка» публикует последнее интервью знаменитого писателя-фантаста
В конце прошлой недели ушел из жизни замечательный писатель-фантаст и ученый Кир Булычев (он же - Игорь Всеволодович Можейко), «папа» многих обаятельных книжных и киношных персонажей. Незадолго до смерти мы договаривались с ним об интервью. Писатель попросил встречу немного перенести - болен. И посоветовал пока прочесть его ответы на вопросы читателей на своем сайте (www.rusf.ru/kb/) Увы, побеседовать нам так и не удалось...

Это, получается, последнее интервью мы составили из ответов Булычева на вопросы в Интернете.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Игорь Можейко (псевд. Кир Булычев) родился 18 октября 1934 года в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Был переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме. С 1963 года - сотрудник Института востоковедения АН СССР. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI - XIII веков)» и докторскую по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».

Начал писать приключенческие и фантастические книги в 1965 году. Самые известные и любимые читателями книги: цикл историй о девочке из будущего Алисе Селезневой, произведения о городе Великий Гусляр, романы об агенте ИнтерГалактической полиции Коре Орват, книги о приключениях космического доктора Павлыша, цикл романов «Театр теней» - про Гарика Гагарина, инопланетянина по происхождению.

Переводил на русский язык американских писателей-фантастов - Азимова, Кларка, Хайнлайна, Саймака, а также произведения Борхеса и Сименона.

Лауреат Государственной премии СССР 1982 года за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты».



- Игорь Всеволодович, как на вас повлиял Восток? (Yan Li Sensey, г. Жемчужный.)

- Восток пришел ко мне случайно. После института меня, переводчика, в числе шести женатых на курсе отправили на строительство в Бирму. Вернувшись, стал работать в Институте востоковедения. Бирма - моя страна, моя любовь и боль. Мне оказался близок буддийский мир.

- Можете ли вы похвастаться тем, что «изобрели» какие-то слова, которые впоследствии действительно вошли в обиход, подобно «роботу» Чапека? (Вячеслав Зайцев, Ульяновск.)

- Специально изобретением слов я не занимался, но за много лет работы хочешь не хочешь что-то изобреталось.

- Сама Алиса - девочка из будущего. После появления мультфильма и телесериала в 70 - 80-х годах очень многие мамы с папами стали называть своих девочек Алисами.

- Громозека. Недавно мне сообщили, что будут делать конфеты «Громозека».

- Тигрокрыс.

- Миелофон.

- Космические пираты: Крыс и Весельчак У.

- Великий Гусляр.

- Наука «Ретрогенетика».

Семья

- Расскажите о Кире Сошинской, чьими рисунками иллюстрированы многие ваши книги. (Катерина, Москва.)

- Кира Алексеевна Сошинская состоит при мне первой женой. Это происходит с ней уже сорок три года. На мой взгляд, главное ее достижение в фантастической графике - это пятьдесят с лишним книг серии «Зарубежная фантастика». Кроме того, Кира (я так осмеливаюсь ее называть во внерабочее время) оформила по крайней мере половину моих книг.

Кадры из любимого народом мультика «Тайна Третьей планеты»: Алиса с папой и штурманом Зеленым летят за редкими космическими животными (внизу), и Громозека радуется встрече с Алисой.
Кадры из любимого народом мультика «Тайна Третьей планеты»: Алиса с папой и штурманом Зеленым летят за редкими космическими животными (внизу), и Громозека радуется встрече с Алисой.
- А как выглядит настоящая Алиса? Я имею в виду вашу дочь Алису Можейко. (Михаил Вишняков, Москва.)

- С чего вы решили, что моя дочь Алиса имеет отношение к Алисе Селезневой? Они даже не похожи. Алиса и всех книжек о себе не читала. Она любит литературу повыше классом. По мне Наташа Гусева, которая сыграла Алису в фильме Павла Арсенова, больше Алиса, чем моя дочка.

Работа

- В последнее время ваши книги из серии «Приключения Алисы» стали напоминать комиксы: «Алиса и то», «Алиса и это». Вы конъюнктурщик? (Лас, Москва.)

- Получается, что раньше я был такой светлый и солнечный, а теперь стал писать плохо, грубо и неэлегантно? Но я никогда не был только «розовым» писателем! Просто не всегда мог напечатать, что хотел.

С первых дней моей работы я был вынужден писать в стол. Пожалуй, как бы вы плохо ко мне ни относились, среди наших писателей фантастического толка лишь я один последовательно не вступал в партию, в Союз писателей и в жизни не подписал ни одного письма.

С другой стороны, когда я писал и пишу для детей, я полагаю, что написанное должно нести определенную воспитательную функцию. Детям нужны сказки. И добро в них пусть побеждает!

Что касается частой критики по поводу того, что ту же «Алису» я писал хорошо, а стал писать плохо, то это объясняется не моими недостатками (или не только моими недостатками), но тем, что критики выросли. Они начинали читать меня, будучи детьми, а через десять лет вернулись к тем же повестям и удивились: оказывается, есть Чехов и Паустовский, и они пишут лучше Булычева! Я никогда не считал себя большим писателем, но не изменял себе и себя.

- Вам не обидно, что вы, серьезный ученый, стали известны не своими научными работали, а фантастикой?

- В науке я совершил все обязательные движения телом и умом, чтобы не вывалиться из элиты. А это доступно любому умному человеку. Я пришел в востоковедение совершенно неподготовленный профессионально, без знания языка. С тех пор сорок лет сижу в одной и той же комнате. Я - главный научный сотрудник Института востоковедения, автор десятка монографий, доктор наук (по буддизму). Но я ничего не знаю, и это становится очевидным, если попадаешь за рубеж к коллегам.

Но я не один такой. К сожалению, мы все в России недоучки и халтурщики, живущие на том, что нас прочесть невозможно. В востоковедении я - ноль. Зато я - число знаковое в фалеристике, где тоже написал немало трудов. Но вы читали мою монографию «Должностные знаки Российской империи»? Нет? Я так и думал.

Счастье

- Что для вас счастье?

- Для меня счастье - это воспоминание о мгновении или времени. На расстоянии можно разобраться, было ли счастье или «вывели козла». Хотя есть исключение. Одно. Мне семнадцать лет, я стою рядом с Любой Малаховой на набережной Москвы-реки и думаю: «Как я счастлив! Давай я запомню это мгновение». Напротив меня МОГЭС, над ней поднимается вертикально пар, в облаках проскальзывают звезды, а в доме «Балчуга» на третьем этаже еще горит окно... Вот и запомнил. Значит, оно было.

Смерть

- Как вы относитесь к смерти? Не к биологическому концу, он неизбежен, а к переходу нашего сознания после смерти в неизвестность. (Лана.)

- Не знаю, что будет после смерти. Смерти боюсь, потому что это навсегдашний разрыв с моим здешним существованием, я за него держусь, потому что другого не знаю.
Вернуться на главную
Новости сми


Комментарии 4
Загружается...
Новости сми

Новости сми
Новости сми


Новости Ttarget