Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика4 сентября 2006 22:00

Путин пробивает трубу в Грецию

Президент России уговаривает болгар и греков качать русскую нефть
Путин недоволен затяжкой в строительстве нефтепровода.

Путин недоволен затяжкой в строительстве нефтепровода.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Вчера по пути в Африку (см. «КП» за 4 сентября с. г.) Владимир Путин на несколько часов задержался в Афинах. Он вообще любит бывать в Греции и, как стало известно «КП» из кремлевских источников, с особой теплотой вспоминает свою поездку на Афон ровно год назад. Но на этот раз повод был сугубо рабочим - обсуждение важного энергетического проекта: строительство нефтепровода из болгарского порта Бургас в греческий Александруполис. О будущем этой стратегической трубы российский президент беседовал с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом и специально прилетевшим в Афины президентом Болгарии Георгием Пырвановым.

Длина нефтепровода невелика - всего-то 277 километров. Но его пуск позволил бы России ежегодно прокачивать в Европу до 50 млн. тонн нефти. Причем наше сырье шло бы не только традиционным потребителям в Старом Свете, но и получило бы выход на рынки Америки и Юго-Восточной Азии.

В Греции, как известно, есть все... кроме нефти. И в такой перспективе греки очень заинтересованы (транзит нашего «черного золота» сулит ей немалые выгоды). Схожие мотивы у болгар.

Но заинтересованность налицо, а работы по прокладке «трубы» пока так и не начались (хотя проект был согласован более 10 лет назад). Закавыка в разделе собственности. Российские нефтяные компании претендуют на контрольный пакет. Мол, наша нефть, нам трубопроводом и владеть. Как рассказал корреспонденту «КП» президент ОАО «Роснефть» Сергей Богданчиков, цена строительства - 1 млрд. долларов. Для российской «нефтянки» деньги не очень великие. «Мы хоть завтра могли бы сами покрыть все расходы», - расщедрился Богданчиков. Но болгарские и греческие партнеры пока колеблются. Поэтому, чтобы «подтолкнуть» проект, потребовалась встреча на высшем уровне.

Однако итоговая пресс-конференция трех лидеров показала, что прорыва опять не произошло. Стороны приняли Декларацию о сотрудничестве в области энергетики и договорились до конца года обсудить технические детали строительства.

Президент Болгарии Пырванов в своем выступлении упирал на «равноправие и взаимовыгоду». Он попенял на затяжку в строительстве нефтепровода. При этом лицо греческого премьера оставалось благостным, а Владимир Путин все больше хмурился. Было очевидно, что главная проблема заключается не в технических деталях, а в чем-то гораздо более важном. И тогда Владимир Путин взял слово.

- Совершенно очевидно, что в сфере энергетики конкуренция наиболее острая, - с металлом в голосе заявил российский президент. - Речь идет о национальной безопасности. Одно дело - рассуждать об экспорте энергоносителей, другое дело - иметь на своей территории терминалы, хранилища и тем самым реально влиять на европейскую энергетическую политику. Мы за два с половиной месяца построили 250 км из Сибири к Тихому океану, а Трансбалканский нефтепровод такой же длины обсуждаем уже 13 лет. Еще чуть-чуть, и станет ясно, что нефтяные потоки пойдут в обход, в том числе по новому нефтепроводу из Баку в Джейхан.

Болгарские и греческие коллеги многозначительно промолчали.