Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика17 апреля 2008 22:00

Президент Общероссийской организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Сергей Борисов: «Кругом расставлены капканы, чтобы бизнес попадался и платил»

Из-за бюрократических барьеров экономика страны теряет более триллиона рублей в год

В ближайшие месяцы власти обещают принять комплекс мер по созданию благоприятных условий для работы малого и среднего бизнеса. На недавнем заседании президиума Госсовета, запомнившемся жесткими высказываниями Дмитрия Медведева в адрес чиновников, было решено создать правительственную комиссию, которая и займется решением проблем «малышей». Чего ждать и на что надеяться предпринимателям? Об этом - наша беседа с заместителем председателя вновь созданной комиссии, президентом Общероссийской организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» Сергеем БОРИСОВЫМ.

Нефтью сыт не будешь

- Сергей Ренатович, честное слово, ощущение дежа вю: уж сколько раз малому бизнесу обещали улучшить жизнь. А лучше все равно не становится. Почему?

- Потому что нам, наверное, и без малого бизнеса было хорошо. Раньше у нас олигархический капитализм был, после - другая крайность, капитализм с ярко выраженным государственным лицом. А сейчас много денег в стране, мы инфляцию обуздать не можем, 4,8 процента за три месяца, если на четыре квартала умножить, дурно становится - сколько же по итогам года будет?..

- Отчего же сейчас такое внимание к малому бизнесу?

- Тот беспрецедентный пафос вокруг малого предпринимательства, который мы наблюдаем в последнее время, наверное, говорит о том, что власти наконец-то начинают понимать - сырьевые возможности небезграничны. Добычу нефти и газа бесконечно наращивать невозможно. К тому же конъюнктура здесь очень зыбкая, она завтра может измениться. Появляются альтернативные источники энергии. Что дальше? Остается одно - человеческий капитал, развитие предпринимательства, инновационных предприятий.

- На Госсовете звучало много кардинальных предложений: например, заменить разрешительный порядок открытия малых предприятий уведомительным. Что это даст?

- Предложение хорошее, но, по-моему, все-таки не с этого надо начинать. Было время, когда для открытия бизнеса нужно было получить лицензию. Думали, что это главная проблема: вот уберем лицензирование, и сразу станет легче. Убрали, но вы теперь попробуйте все другие документы получить!

- Допустим, я хочу открыть цех по производству пельменей - какие документы мне понадобятся?

- Чиновники в муниципалитете вам скажут - вот фирма, которая научит, как нужно лепить пельмени и как соблюдать санитарные нормы. Эта фирма вам разработает специальный комплекс документов по безопасности производства пельменей. Мол, сами вы этого не сможете, у вас квалификации недостаточно.

Понятно, что чиновники - и муниципальные, и федеральные структуры на местах - подбирают такие фирмы вокруг себя. Так называемые аффилированные структуры или, проще говоря, «прилипалы» - как угодно их можно называть, суть от этого не меняется. Предприниматели, чтобы открыть дело, платят деньги - сколько эти фирмы скажут. Причем аппетиты растут. Это та же взятка, только узаконенная, заплаченная не напрямую чиновнику, а через фирму.

Кругом частокол из чиновничьих барьеров. Чтобы открыть ресторан в Москве, нужно собрать 254 подписи, причем некоторые - по нескольку раз. Оформление проектно-сметной документации для разрешения на строительство может занять до полутора лет, решение согласовывают 15 комиссий, а для госприемки готового объекта нужно собрать еще 50 - 55 документов.

- А дальше - больше?

- Разумеется. Начинаете вы работать - бесконечные проверки, необходимость получать разрешения, сертификаты. Более 30 инстанций контролируют работу малого бизнеса. Одному из моих коллег приходится за месяц получать тысячи карантинных сертификатов на одну и ту же сельхозпродукцию. На каждую партию товара, которая идет в другой регион. Чтобы подготовить заявки, нужно подать около 50 тысяч листов в территориальный орган Россельхознадзора. А там предварительная запись за два дня, и принимают документы два раза в неделю. Умножьте это на сто тысяч малых предприятий, которые в этой сфере работают. А если ты хочешь получить сертификат на скоропортящиеся продукты, у которых срок хранения три дня, заявку могут рассматривать 30 дней.

Или другой пример. На президиум Госсовета губернатор Новгородской области Сергей Митин привез отчетность по экологическим выбросам. Любое предприятие создает выбросы, и есть методика их расчета - формул там больше, чем в учебниках МВТУ имени Баумана за пятый курс. И малые предприятия, где работают три, пять, семь человек, вынуждены сдавать каждый год такие документы. Конечно, сами они их заполнить не могут, им скажут: Вася в такой-то фирме тебя ждет, он эти тома уже очень хорошо заполняет. И эту ересь многотомную предприятия сдают и платят деньги. Зачем, кому это надо? Думаю, все очень просто: это форма заставить поделиться, отобрать.

Я считаю, что это гражданская война чиновничества с бизнесом - по-другому не назовешь. Расставлены кругом силки, капканы, чтобы ты только в них попадался и платил, платил, платил. Около 10 процентов от выручки мы отдаем за эти барьеры, это огромные деньги - по оценке Минэкономразвития, примерно 1,4 трлн. рублей в год.

«Чиновники должны работать на результат»

- Но и совсем без проверок, наверное, тоже нельзя. Где гарантии, что тот же пресловутый пельменный цех завтра не отравит полгорода?

- Конечно, отказаться от проверок невозможно, но нужно их немного по-другому построить. Необходимо подключить институты гражданского общества, сам бизнес. Профессионалы в одном цеху сами разберутся, кто бросает тень на всю отрасль. Я считаю, что мы должны семимильными шагами развивать саморегулирование, и самим бизнесменам нужно контролировать погоду в доме, устанавливать определенные стандарты. Если предприниматель нарушил декларацию соответствия своего товара стандартам, требованиям по качеству, то жесточайшим образом его наказывать. Но не «кошмарить» каждый день, как это происходит сейчас.

- А чиновники чем тогда будут заниматься? Вы предлагаете вообще исключить их контакт с бизнесом?

- Необходимо, чтобы чиновники работали на конечный результат, в одном векторе с бизнесом. Как-то мы вместе с большой делегацией российских бизнесменов были в Китае. Ходили по предприятиям, смотрели перспективы сотрудничества, а китайские чиновники - по пятам за нами. Я спрашиваю: вы что, следите, чтобы мы не сделали чего-то опасного для Китайской Республики? Нет, отвечают, мы, наоборот, хотим, чтобы у вас все получилось. Потому что, если будут новые рабочие места, если валовой продукт в регионе станет расти благодаря сотрудничеству с российскими фирмами, это все - плюсики в оценках нашей работы. То есть качество работы чиновников оценивается по тому, как развиваются бизнес и экономика в регионе. От этого зависят и величина зарплаты чиновника, и то, усидит ли он в своем кресле.

И нам все перемены нужно начинать именно с этого. Если же мы так и не включим чиновника в созидательный процесс, он будет штамповать все новые ведомственные правила, будет мимикрировать и приспосабливаться к любой административной новации.

Саботаж на делянке

- А пока создается впечатление, что решения, которые готовятся на самом верху, просто «динамят» на местах.

- И не только на местах! Взять те же кассовые аппараты для предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Дело в том, что выручка никак не влияет на размер этого налога и его собираемость. Так для чего же предприниматели ежегодно тратят на кассовую технику десятки миллиардов рублей, уйму сил и времени?

- А действительно, для чего? Помнится, больше года назад еще Михаил Фрадков, будучи премьером, сказал: готовьте решение, будем отменять.

- Причем на заседании правительства, где это было сказано, никто не высказался против. Зато потом на законопроект целый ряд ведомств дали отрицательные заключения. Ярый противник отмены кассовой техники для плательщиков ЕНВД - Минфин. А знаете, какой аргумент меня потряс больше всего? Якобы отмена кассовых аппаратов может очень серьезно повлиять на отрасль, их производящую. Нормальный ответ? То есть сложилась целая каста паразитов, которые просто живут за счет этого. Меняют конфигурацию этих несчастных аппаратов, когда им потребуется, придумывают какие-то ленты защиты...

Давайте просто сделаем дополнительный налог и честно скажем бизнесу, что у нас есть категория российских граждан, важная категория, которых нужно кормить с ложечки, и этот налог пойдет на их содержание. Зато не нужно будет тратить время на перерегистрацию кассовых аппаратов, замену контрольных лент. Мы готовы платить, только отстаньте от нас. Но никто на это не пойдет. Поэтому мы все играем роль в некоем шоу под названием «фискальный контроль». Хотя налог исчисляется, исходя из площади торгового или производственного помещения. Тут не кассовый аппарат нужен, а обычная рулетка. Измеряем комнату, и вот налоговая база, она и бизнесмену понятна, и проверяющему.

- То есть неприкрытый саботаж?

- Имеет место ведомственный саботаж. А вы спрашиваете, почему у нас мало что меняется. Потому что у всех свои делянки. Потому что в правительстве говорят: это абсурд, а с театром абсурда не справляются. Потому что есть возможность не исполнять указаний вышестоящего органа. Свою делянку охраняет Минфин. И это не только кассовые аппараты. Мы просили и требовали сокращения отчетности, а в это время уже готов к выпуску Закон о бухгалтерском учете, который усложняет отчетность, ухудшает положение любого малого предприятия.

Минсельхоз уже четыре года использует целую пачку документов, которые им предписано ликвидировать как избыточные функции.

- Зачем тогда нужны все эти правительственные комиссии, нагромождения, если такое неповиновение?

- Все всё прекрасно понимают. Поэтому я искренне благодарен политологу Глебу Павловскому, который в своей телепрограмме после Госсовета по малому бизнесу сказал: «Дмитрий Анатольевич, настало время проявить волю». Другого выбора у нас нет: или продолжать в театр абсурда играть, или заниматься созиданием.

Иначе мы с таким малым бизнесом - только в торговле и общественном питании - в светлое будущее не продвинемся. Для сравнения: среди всех российских малых предприятий только 2 процента - медицинские и только один процент - инновационные.

Есть деньги, есть идеи

- Получается, у нашего бизнеса нет идей, для кого же тогда создаются бизнес-инкубаторы, венчурные фонды?

- Идеи есть, но инновационным компаниям необходима помощь до той поры, пока на горизонте появятся венчурные капиталисты, которые заинтересуются их проектом. И еще проблема - идеи рождаются не на улице, а, как правило, в действующих или научных объединениях или университетах. Например, Бауманский университет, который я окончил. Ректор мне уже много лет говорит: мы не имеем права создавать малые научные инновационные компании у себя в университете, запрещено законом. То есть те идеи, которые возникают в вузе, можно запатентовать и поставить на полочку. Что с ними дальше делать, никто не знает. И вот совсем недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко сказал, что наконец-то внесено предложение по созданию при вузах малых инновационных компаний. Дай бог. Но стучались в эту дверь мы очень долго.

- То есть все-таки есть подвижки к лучшему?

- Я не сказал бы, что все уж так однозначно плохо. Статистика свидетельствует, что за последние годы постепенно начался рост малых предприятий, пять процентов в год - это уже показатель. Но рост может идти быстрее.

Впервые в нашей истории создана правительственная комиссия, решения которой обязательны к исполнению. Состав комиссии более чем убедителен - вице-премьер Александр Жуков, руководитель МЭРТ Эльвира Набиуллина, отраслевые министры.

- Уже состоялось первое заседание комиссии. Какие меры названы неотложными?

- Это порядок проверок малых и средних предприятий. Это кассовые аппараты. Это вообще весь порядок принятия решений в области предпринимательства. Есть ощущение, что все эти столь нужные законопроекты могут быть согласованы и приняты в течение полугода.

- А когда в таком случае можно ждать расцвета малого бизнеса?

- Я думаю, отдача может быть очень быстрой, буквально через год мы сможем оценить первые результаты. А еще года через три сработает отложенный эффект. Выстрелит, как сжатая пружина.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей Ренатович БОРИСОВ родился в 1953 году в г. Серпухове Московской области.

Окончил МВТУ им. Баумана, Всесоюзную академию внешней торговли, стажировался в Оксфордском университете. Кандидат экономических наук, доктор философии.

Работал в Минвузе СССР, с 1991 года - в частном бизнесе: главный менеджер НПО «Аналит», президент, председатель совета директоров ОАО «Гермес-Москва». В 1997 году избран президентом Московской топливной ассоциации, в 1998-м - президентом Российского топливного союза. С 2002 года возглавляет Общероссийскую общественную организацию «ОПОРА РОССИИ».

Женат, имеет двоих детей.