Сегодня 12 Февраля
Погода -5°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

Эдуард ШЕВАРДНАДЗЕ: «Если бы Саакашвили со мной посоветовался...»

Экс-президент Грузии заявил нашему спецкору, что, по сути, Грузия вступила в Цхинвали в борьбу с мирным населением [видео]
Инна ЗОЛОТУХИНА («КП» - Киев»). Фото автора.
Если вам понравилась эта статья:

Дом батоно Эдуарда - в историческом центре Тбилиси на вершине холма. По слухам, этот особняк построили и передали ему в собственность США. В благодарность за то, что сдал пост главы государства Михаилу Саакашвили. Но доказательств этому нет.

У особняка круглосуточно дежурит госохрана. Одному из самых опытных политиков СНГ уже 80 лет. Но Шеварднадзе почти не изменился! Разве что потускнели темно-карие глаза. Я сразу же призналась Шеварднадзе, что являюсь журналисткой не из России, а с Украины. И это, как мне показалось, сподвигло его на большие откровения.   

- Эдуард Амвросиевич, в Грузии многие считают, что войну начали осетины. Что они первыми начали стрелять 8 августа...  

- Какое имеет значение, кто первый выстрелил. Главное - грузинские войска вошли в Южную Осетию...

Мы беседуем в рабочем кабинете батоно Эдуарда. Книжные шкафы, позолоченный камин, портреты хозяина. На них он выглядит открытым и счастливым. А сейчас явно пытается не сказать лишнего.

- Но, похоже, Саакашвили допустил ошибку?

- В общем-то да, - после паузы отвечает Шеварднадзе. - Еще при Гамсахурдиа (первый президент Грузии) в Цхинвали тоже ввели войска. В строю оказалось много случайных людей, которые даже не умели держать в руках оружие.

В результате грузины понесли поражение. У нас были невероятно большие потери. Но этот урок нынешнее руководство страны не усвоило.

- А Саакашвили приезжает к вам советоваться? 

- Нет. Мы, к сожалению, не общаемся. - Батоно Эдуард не меняется в лице. Но я чувствую, что затронула его за живое. - А если бы пришел, знал бы, как надо действовать. Если бы Саакашвили посоветовался со мной, кровопролития удалось бы избежать.

Мы, по сути, вступили в Цхинвали в борьбу с мирным населением. Разве так можно? Я всегда говорил: сначала надо определить, зачем и куда ты идешь. Какие проблемы у тебя возникнут в пути. И лишь потом отправляться в дорогу.

- Может, у Саакашвили были гарантии от США?

- Я думаю, вы ошибаетесь.  Послушайте, что говорит Буш. Этот политик обычно настроен агрессивно. Но сейчас его выступления продуманны и взвешенны до последней запятой. Ни одного лишнего слова, которое Россия могла бы расценить как нападки со стороны США.

- А если Россия теперь потребует отставки Саакашвили?

- Я думаю, до этого не дойдет. Да и зачем это России? Ну переизберут этого президента. Придет другой. А где гарантии, что он устроит Россию?

- Саакашвили заявил, что хочет вывести страну из СНГ.  Как вы прокомментируете это заявление?

- Это плохая новость, - совершенно искренне расстраивается мой собеседник и замолкает на несколько минут. И с обидой в голосе добавляет: - Если наша страна будет демонстрировать желание вступить в НАТО, не выходя из СНГ, у нас есть шанс балансировать на лезвии сложившейся в мире ситуации. Если же нет...

За мудрость и хитрость политики давно прозвали Шеварднадзе Седым Лисом.
За мудрость и хитрость политики давно прозвали Шеварднадзе Седым Лисом.

- Как вы думаете, может ли возникнуть конфликт между Украиной и Россией из-за Крыма?..

- Не буду делать прогнозы. Хотя люблю вашу страну (Шеварднадзе имеет в виду, конечно, Украину, а не Россию. - Ред.), как родную Грузию. Правда ли,  что у вас началось движение за сокращение срока пребывания в Крыму российского флота? Если да, я рекомендую делать это быстрее! Когда Хрущев передал вам Крым, он сделал единственное в своей политической жизни полезное дело.

- Слухи о том, что мы приближаемся к началу третьей мировой войны, витают в воздухе...

- Я думаю, пока не время говорить об этом. Но размещение в Чехии и Польше радаров - это очень плохо. Если США могут создавать ядерное оружие, кто запретит это делать России? У нее огромный научный и производственный потенциал. В результате может начаться новый виток «холодной войны». Но это уже разговор на другую тему...


РЕПЛИКА «КП»

Раскрыл карты

Эдуард Амвросиевич - человек, конечно, уважаемый. И не просто экс-президент Грузии, но и - на минуточку - бывший министр иностранных дел СССР! Чиновник, отвечавший за имидж и влияние Советской империи перед всем честным миром в конце 80-х годов. Что же мы теперь узнаем? Товарищ Шеварднадзе, оказывается, считает, что главная польза от Хрущева в том, что он лишил  Россию Крыма. Возможно, следуя этой логике, Эдуард Амвросиевич считает, что и его главная заслуга - это развал великой страны, Советского Союза? Тогда все встает на свои места.

Обидно лишь, что так поздно мы узнаем истинные убеждения наших бывших «бонз». Чуть бы раньше. Может, и Крым был бы на законном месте, и много еще чего...

Иван ГРАЧЕВ

Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
99
  • Надежда
    14.08.2009, 9:10

    Некая Кира пишет, что "Россия всех кормит". Это чепуха. Россия не может никого кормить, потому что свой собственный корм покупает у всего мира. Или Кира забыла про "ножки буша" и прочую заграничную снедь?

  • fitzgerald
    19.04.2009, 23:20

    а вы скажите сначало почему ссср передало крым украине. что вы опять клеветаете людей? выгодно чтоли?

  • Дмитрий
    25.01.2009, 23:39

    Полностью согласен с Кирой, наконец-то умные мысли кто-то написал.

  • Натали
    09.12.2008, 2:35

    Хотелось бы видео посмотреть. Кое что не складывается в этом интервью, оно весьма передернуто.

  • Алерия
    03.11.2008, 8:45

    Полностью согласна " КП"

  • ray
    22.10.2008, 23:21

    сначала гамсахурдияя, потом шеварнадзе, теперь очередной саакашвили. вот! кто больше всех навредили грузии, с них надо спращивать - как они за 17!! лет их общего правления умудрились превратить грузию в нищюю и разваленную страну. а они из себя теперь консультантов сторят, советы дают. больше идей здравых нет, вот в нато теперь ломятся, через труппы СВОЕГО народа. думают их там до швейцарских высот сразу поднимут. наивные... грузины и НИХ должны спрашивать, а не внешнего врага искать все эти годы.

  • Romа
    09.09.2008, 20:25

    с уважением отношусь у прибалтам, грузинам и россиянам... предлагаю развивать мирные продуктивные отношения, а не вносить распри и убивать друг друга

    представляю позицию западно-украинских националистов

  • Кира
    06.09.2008, 15:34

    Очень обидно за РОССИЮ,кормит всех и вся,все кто только может сосут соки, а сами ненавидят РОССИЮ,и стоит ей споткнуться(тьфу-тьфу)они все только рады будут.А не пора бы ГОСПОДА своих людей накормить, одеть и поднять на должный уровень и тогда они свои люди за РОССИЮ горой встанут и...кто на новенького??? Ну подумайте же своей головой!!!

    • Натали
      09.12.2008, 2:42

      Россия никого не кормит. Вы правы ей бы свой народ прокормить,дальше крупных населенных пунктов цивилизация еще не дошла никуда. Ей выгодно держать при себе на привязи близлежащие государства. И еще один важшый момент, Грузия единственная православная республика на Кавказе, и России нужны дружественные отношения с ней не меньше чем Грузии. Игра в любовь с мусульманским миром, это бомба замедленного действия.

  • Филя
    01.09.2008, 16:29

    Еще один враг России и патологический русофоб горбачевского розлива...Гнида!

  • Василёк
    31.08.2008, 9:47

    Ентот самый Эдик так и балансирует всю жизнь между нашим и вашим, получая взамен блага и безбедную жизнь. А ведь именно он в бытность министром заложил основы нынешнего режина. Верить ему нельзя ни в коем случае! Грузины думают как обычно все взять горланя. Пора и честь знать. Вот когда отработаете американцам всё, может и получитете что-то из того, что амеры обещают. Но мировая практика свидетельствует _ есть ТОЛЬКО интересы АМЕРОВ ! Остальные должны их обслуживать. Незавидная роль у Грузии. Но и Россия должна уважать позицию и выбор граждан Грузии. Так что ентот Эдик не простой грузинский песионер.

  • Ника
    31.08.2008, 8:42

    Да, полная версия интервью гораздо сочнее!
    Не поленитесь, сходите по ссылке kp.ua/daily/140808/51413/
    Вот и еще один "друг" расскрылся.

  • пересвет
    31.08.2008, 5:47

    Ясно, что Горбачев , Шеварднадзе и пр. сознательно гробили все, что было наработано их предшественниками. Вспомните Бакатина и его подвиг - передачу сведений о спецустройствах в посольстве США. Ну не враг ли?!!!

  • Василий
    29.08.2008, 17:22

    Увы, но пока будет попираться международное право, будут подобные конфликты, где простой бандитский сговор кучки хищных государств, как голодная стая шакалов будет бросаться и мочить любого, кто не хочет или против планов НАТО. Право силы торжествует в мире. Кроме России никто в мире не осмелится возражать хищникам. Только у нас рождены строки: "Наше дело правое - победа будет за нами". У всех прочих на первом месте экономические и политические интересы. Когда-то Россия спасла молодую Америку, отказавшись оказать военную помощь старушке Англии в обуздании Нового света. Она же спасала Грузию от Османской империи. Кто-нибудь из них помнит сегодня об этом? Россия защищает слабых и защищается от лжи. Увы, но такова её судьба и участь. Быть оболганой и справедливой.

  • студент
    26.08.2008, 7:56

    "Свои действия на территории Грузии Россия оправдывает защитой живущих там своих граждан. Но это не российские граждане, а граждане независимой Грузии, которым Россия исподтишка раздала свои паспорта." Я просто поражаюсь как "грамотные люди"- писатели ,а такую охинею пишут. Россия раздала паспорта силком что ли, а что грузины с черным цвета лица свои америкасосовские паспорта не раздавали,да потому что их никто не брал. "Россия агрэссор", да если бы так на самом деле было, мы бы давно бы в Тбилиси были, а их придурок на реях болтался! Стыдно называться русскими писателями, да вы про совесть-то давно забыли продались как Иуды.

  • Виктор,Одесса.
    17.08.2008, 14:13

    Опять вас накормили цензурированным дерьмом.Почитайте оригинал статьи,немножко другой смысл,не так ли???
    kp.ua/daily/140808/51413/

  • ВОРОНА
    17.08.2008, 12:43

    обьективный русский:14.08.2008, 09:36Виталику: Как Вы, наверное, помните, при первой же возможности Прибалтийские республики ушли от России, презрев все денежные "вбухивания" из России, как Вы выразились. И средняя зарплата сейчас там в 3-5 раза выше, чем в России. // Вы с кем-нибудь из Прибалтики разговаривали в последние 2-3 года? Вы можете себе представить УНИВЕРСИТЕТ, который готовит поваров и фито-дизайнеров, сантехников и электриков? Это РИЖСКИЙ! Который имеет многовековую культуру, который и в СССР славился. Может у них (в Европе, так как на работу ездят в Европу-вахтовым методом, как наши нефтянники) и получают в 3-4 раза больше, но это не показатель данной страны.

  • basliva
    16.08.2008, 14:20

    У настоящего русского писателя В.Астафьева есть классный рассказ в нынешнюю тему "Ловля пескарей в Грузии", написанный в 70-е г.г., в котором очень язвительно, метко и убедительно показано настоящее лицо тогдашней грузинской "элиты","забившей" на понятия благородства и элементарной порядочности. Какой же вой подняла тогда тамошняя творческая интеллигенция! "Клевета, позор! Покушение на дружбу наших народов!"Показуха, цинизм, вранье - вот истинные качества всех этих "замечательных грузин".

  • Одиноков
    16.08.2008, 5:11

    Эти литераторы (ну какие там писатели, это же смешно!..) уехали из России кто в 80-х, кто в 90-х годах. Что им Россия, что они России?.. Честный человек такой бессовестной галиматьи не подписал бы. Но им ведь надо как-то жить на Западе. И жить, желательно, безбедно... Вот и отметились ициковичи с гергенрёдерами...

  • Гость
    15.08.2008, 5:15

    Ребята,вы когда-нибудь слышали о нижеперечисленных бывших "русских писателях"?Распутина знаю,Белова,Астафьева, вот Солженицын недавно упокоился(вечная память).А здесь,что ни фамилия,все мимо.

  • Гость
    15.08.2008, 1:05

    В Грузии была гражданская война. Россия - интервент. Вмешалась во внутренние разборки. одних погладила, других наказала. Не без пользы для себя. Получила заодно осетию и абхазию. теперь россияне будут отдыхать на абхазских курортах. Правда до этого нужно еще вложить непомерную сумму на восстановление. И потом туда деньги закачивать постоянно. Потому что эти рэспублики никогда не будут донорами. однозначно - вечно дотационные территории.

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий:
Колумнисты