2015-02-04T06:20:27+03:00
Комсомольская правда
264

Николай Варсегов: О русской культуре замолвил я слово

Наш спецкор в новогодние каникулы вступил в спор с читателями "Комсомолки" и неожиданно получил несколько тысяч откликов

Казалось бы, что бывает скучнее в новогодние праздники, чем разговор о культуре? И, выложив на сайте «КП» ряд заметок по этой теме, я никак не гадал, что получу тысячи, тысячи откликов! Тогда утверждал, и сейчас повторюсь, что в России культуры нет, ибо нет её в головах подавляющего большинства.

Страна, где, например, милиционеры, таможенники, налоговые инспекторы при зарплате в 20 000 рублей не стыдятся ездить на дорогущих джипах и строить роскошные особняки – не может являться культурной по определению. Страна, где рядом с Большим и Мариинским театрами присутствуют пьяные смердящие бомжи со своими детьми… - такая страна лишь пародия на культуру.

Понятно, что культура страны - это культура каждого. А личная человеческая культура, на мой взгляд, определяется чувством собственного достоинства. Не того достоинства, о котором многие тут подумали, а совершенством духа. Нас немного тому учили на примерах Павки Корчагина, но это не прижилось, ибо нам по развитию нашему куда роднее Остап Бендер и всякий там «справедливый» вор. Прохиндеев и ловкачей мы не любим только за то, что они побогаче нас, но при удобном случае легко им уподобляемся.

В годы восьмидесятые какой-то дурак придумал байку о смекалке русского мужика. Байка ушла широко в народ. Ее пересказывали в поездах, в гостях и в компаниях с подчеркнутой гордостью за нашего человека. Рассказчик порой говорил, что речь идет о его брате, свате иль даже отце. Суть такова. «…И вот выходит он из тюрьмы, до дому далеко, жрать охота. Денег, понятно, нет. Зашел в столовую на вокзале. Смотрит, сидят за столиком мужчина с женщиной. Оба интеллигентные такие, еды набрали. Ну он быстро сообразил: наскреб копеек, супу жиденького купил. Муху поймал, в суп свой бросил и подсаживается к интеллигентным-то. А те смотрят и говорят, гражданин, у вас муха в тарелке! Он говорит, ага, спасибо! Достал эту муху, обсосал её и выбросил. Те как глянули, всю еду свою на столе оставили и выскочили из столовой! Тут-то он и наелся от пуза, да еще и с собой прибрал!». В этом месте надо было смеяться и восхищаться героем байки.

Я это к тому, что наше представление о достоинстве примерно такое. Отсюда закономерно, что чуть ли не вся страна жульничает, обвешивает, обирает, приписывает и списывает, берет и дает. То есть, ворует в соответствие со своим представлением о достоинстве.

Потому «заграница» не любит и боится нас не как носителей русского этноса, а как носителей бескультурья. «Широк русский человек! Его бы сузить…» - сказал классик. Но ежели в плане дури, невежества, то он широк.

НАШИМ НЕ ДОВЕРЯЮТ

Вот что пишут соотечественники из-за границы:

«России - обыкновенная страна, которая придумала о себе мифы. О своей особой духовности, о своей особой "русской" душе. И потому не может смотреть правде в глаза - на свое действительное положение, на свои язвы. Как же можно-то на язвы, да о бомжах, когда в головах - такой идеал, из света и духовности!».

«Венгрия. Идем с женой по одному городку. Чистота идеальная. Вдруг слышу ласковый мат. Идут в обнимку парень с девицей. Открывают об забор бутылку пива, засосали из горла и швырнули в кусты. И еще множество подобных случаев в кафе, в магазинах. В общем, пустили Дуньку в Европу!».

«Стыдуха! О русских, за границей, можно строчить романы. На курортах в 6 утра занимают все лежаки, постелив полотенце, а сами уходят по магазинам! В супермаркетах они устраивают жуткую перекличку. Это у них в крови!»

И правда! Наши почему-то орут за границей, словно заблудившиеся в тайге. Известен случай, когда в израильском супермаркете наш турист громко позвал жену: «Алла!». Израильтяне знают, что террорист-смертник, прежде чем самовзорваться, также орет: «Аллах Акбар!». Все покупатели сразу попадали, накрыв головы сумками).

«Собрался на конференцию в Японию. Для получения визы нужно гарантийное письмо от организаторов (что вы не убежите, не будете побираться и т.д.) Только для русских и китайцев такие правила. Вот и гордись, что ты русский. Это только если сидишь дома на печи, то можно гордиться».

Ситуация очень знакома. Как-то редакция поручила мне продать имущество корпункта в Гааге. Продал. Не могу улететь в Москву самолетом, собрался поездом. Прошу в немецком генконсульстве транзитную визу. Немцы требуют гарантийные письма от нашего посольства и от редакции с подтверждением, что у меня в Москве есть жилье, семья, заработок и нет повода остаться в Германии. Долго возил я письма. А под конец нотой крайнего унижения они потребовали: «Покажите нам десять марок, которые должны у вас быть сверх стоимости билета, и мы сейчас вам поставим визу». (Дело было еще до евро). Немцы хотели удостовериться, что русский журналист в немецком поезде не будет просить еду.

В запале я развязал котомку и кинул на стол им тысяч пятнадцать долларов – от продажи имущества. Изумленно почесав подбородки, посовещавшись, они сказали: «Мы не дадим вам визу, пока вы не принесете подтверждение, что это деньги честные».

Или еще история. В одном немецком городке я с группой датчан устраиваюсь в гостиницу. Датчане показывают паспорта и получают ключи. Оплата при выезде. Меня же хозяйка просит оплатить счет заранее, не полагаясь на мою благонадежность.

Можно вопить, конечно, что нас там считают за граждан второго сорта! Но виноваты-то в этом мы… Кто тырит по супермаркетам, сбегает из гостиниц и ресторанов, не расплатившись?

" ВАС, АВТОР, Я БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБЛЮ!"

Понятно, что жульничает за границей и прочая эсэнговия, которая по культуре Россию не превзошла. Но от этого нам не легче. Вот примерно об этом писал я на сайте в новогодние праздники. Какая реакция?

«Варсеговщина, как антирусское проявление нашей эпохи!» - выразился некий умник.

«Вам не кажется, что нужно прекратить это истеричное самобичевание? Эту психическую болезнь, вроде кликушества. "Мы плохие, мы ничего не можем и не хотим..." Не противно ещё? Не просто разговоры о том, что плохо и неправильно - ещё и завывания о том, что мы "сами виноваты, мы плохие..." Сколько уж можно?

«Было, критические статьи Варсегова казались направленными против бед России. Оказалось, они выражают его отношение к родине. С этого момента я его не люблю».

Потерю любви я как-то переживу, не в первой. Но мне очень странно видеть, что люди, владеющие компьютером, как бы не понимают, о чем разговор. Скорее, все они понимают, но не хотят развития, сопряженного с тратой сил на чистку уборных.

Я, пожалуй бы, усомнился в собственной линии, если бы не было голосов и в мою поддержку. Но сейчас не о них, сочувствующих, а о тех, которые супротив. Не посягая на лавры Гоголя, я все ж таки бы сказал, что главная беда России – невежды, которые не желают видеть реалий нашего бытия. Ладно, наш бытовой позор за границей. Это все же дело второе. А вот у себя-то в дому зачем так погано жить?

Во все времена у нас бытовало мнение, что, мол, во всех проблемах виновна власть. У меня тоже есть к власти претензии. Но как доказать вину власти, например, в том, что все пригородные леса вокруг Кирова превращены в свалки бытовых и промышленных отходов? Кто сверху распорядился сваливать мусор в лес для экономии бензина? Кто повелел воровать на дорожном строительстве по всей стране? Кто узаконил пьянство за рулем, отчего гибнут тысячи россиян? Ну, там еще миллион вопросов. Бардак не от власти – от мужика злоумышленника, строит ли он дорогу, служит ли милиционером.

И сложно с того мужика спросить. Он как был крепостным, таким и остался по своему развитию. Получивши формально вольную, не получил он азов культуры. И если он умен, энергичен, то - Ермолай Лопахин из «Вишневого сада», который готов порубить, погубить все хорошее, если оно не приносит денег. Деньги, девки, яхты с банкетами – и есть Ермолаевская культура. Что там сирые и убогие, бомжующие, просящие? Они не умеют жить, туда им и дорога. Нынешний Ермолай задает пример и среднему классу.

Я ТОЖЕ РАНЬШЕ ЗАБЛУЖДАЛСЯ

Вот пишет один товарищ:

«Мне, например, до бомжей нет дела. Надо культурно вести себя и правильно воспитывать своих детей в первую очередь!»

Ему вторит другой:

«Не хотят люди нормально жить, пусть они вымирают! Их никто не заставлял насильно спиваться. И мне их не жалко!»

Иные вправду не понимают, что нельзя воспитать приличным ребенка, который видит на улице жизнь диких людей – бомжей, до которых хорошим людям нет никакого дела.

Я как-то тоже излагал в газете: предложить падшим женщинам добровольную стерилизацию, чтоб не плодить негодных. Захочется, скажем, той женщине выпить, кольнуться, а денег нет. Она может пойти «зашиться» и в благодарность за это получить деньги от государства. Так мы бы избавились от неприятностей с ее ущербным потомством.

Но однажды в провинции познакомился с одним талантливым журналистом, человеком очень нравственным и непьющим. И как-то по случаю он рассказал, что родители у него были конченными алкоголиками еще задолго до его рождения. Вся память о детстве – голод, холод и пьяные драки. Однако, сей молодой человек, живущий один по причине физического недостатка, искренне любит всех окружающих и всем помогает в силу своей профессии. Думаю, не случайно Рок свел меня с этим парнем, чтобы я осознал идиотизм собственных заблуждений. (Равно как неслучайно попалась и вам на глаза эта статья).

А вот еще с читательского форума:

«Для чего капиталистическую революцию делали? Для ДЕМОКРАТИИ! Ну там ещё бизнес, рынок, несметные богатства. А вы, господин Варсегов, на что замахнулись? На святое - на бардак, в котором деньги братва делает! А посему, сопутствующие капитализму явления трогать не смей! Бомжи, грязь, воры - чиновники, беспризорники, войны за передел (всего) и т.п. - это всё святые коровы современного мира наживы! Так что пусть гниёт, смердит и продолжает украшать нашу жизнь всё то, ради чего в 91-м баррикады строили! А вы, автор, во время революции за кого были, за белых, али за красных?

Как уже отвечал, был я за белых, пушистых, потому что они отпустили мой поводок.

Деньги, согласен, проще делать на бардаке. Но братва не хочет понять, что бардак, разврат и безвластие - это смерть для их же детей и внуков. Простой пример (как-то давно писал). В женской колонии в боксе для наркоманок, зараженных СПИДом, мне рассказывала одна девица. Отец, ее крупный тюменский нефтяник, купался в деньгах, имел всю милицию и презрительно отзывался о нищих украинских родственниках. По своему подобию учил жить и дочку, соря деньгами. «Лучше бы, гад, он меня порол и гнал на завод работать!» - причитала она в слезах из-за решетки.

Сколько надо еще отнять жизней в стане самой братвы, пока до нее дойдет, что бардак, который она поддерживает, это ее же, братвы, погибель!

БОМЖИ НАС ПЕРЕЖИВУТ

Но вернемся к бомжам смердящим, коих многие не приметят, не связывают с культурой страны и надеются, что бомжи сами вымрут. Не надейтесь! Оставим моральную линию. Поговорим о самозащите. Вот письмо интересное.

«В пылу дискуссии мы забыли, что кроме людей, вышвырнутых на обочину жизни разными обстоятельствами, за двадцать лет подросло ПОКОЛЕНИЕ бомжей, взращённое в коллекторах, на вокзалах, свалках и подвалах городов. И они не могут вернуться к нормальной жизни, ибо жизни такой никогда не видели! И самое страшное, что среда эта начинает активно самовоспроизводиться, чего раньше не было! А ведь у них неиссякаемая демографическая поддержка в виде могучей армии беспризорников! Это уже совсем другая генерация, с чуждой нормальному человеку психикой уличного шакала. Что будет, когда на улицы наших городов начнут выходить на охоту стаи закалённых собачьей жизнью бывших людей?

Рубить надо корни, иначе процесс воспроизводства станет необратимым.

Вот и я про то, что корни надо рубить, не слушая визга так называемых правозащитников.

Как предложил нам на форуме некто Анатолий:

1. Должны быть трудовые дома с медпомощью, питанием и одеждой.

2. Направлять туда следует по решению суда, то есть принудительно.

3. Месяца три в таком доме должны сопровождаться полезным трудом. А после человеку предложить оплачиваемую работу и соцжильё. Если отказывается, то продолжает жить и работать в том же заведении (за МРОТ).

4. Срок пребывания в трудовом доме может быть меньше или больше, главное вылечить от алкогольной зависимости, а также провести психологическую реабилитацию. Здесь могла бы помочь и Церковь».

И еще с форума:

«У нас в Норвегии бездомных почти нет (почти - потому что появилось недавно много цыган из Румынии, которые любят и под мостом пожить). Но если ты гражданин Норвегии, то бездомным ты никогда не станешь, как бы низко не пал. Потому что здесь есть социальное жилье. А проблема России в том, что даже обычным людям жилья нет, где уж бомжам-то. А самое страшное, что в России есть дети-бомжи, это очень страшно».

Интересно, что все послания от русских из-за границы отличаются этикой, чего не скажешь про многих «незаграничных». Не знаю, как девушки-модераторы сайта переваривают этот многоэтажный мат утверждающих, что, мол, нету страны культурнее, чем Россия! А потом эти авторы дописывают повторно, что в «Комсомольской правде» нет демократии, нету свободы слова, поскольку их мнение не пропустили!

Вы знаете, «Комсомольская правда» все же не рюмочная на Пролетарской, где каждый волен орать все что лезет в голову. Уважайте же и других сограждан. А главное – учитесь хотя бы языковой культуре, и будет всем вам свобода слова, свобода духа, свобода совести.

Заметки автора по данной теме можно читать на сайте «КП» (и продолжать дискуссию):

«Мы дикие люди, и нет нам доверья!» - 22.12.2009

«А за что мне Родину любить?» - 23.12.2009

«У русских Родины нет» - 25.12.2009

«Почему в России нет культуры?» - 28.12.2009

«Русские дети с детства – бандиты!» - 30.12.2009

«Да, я русский, я скотина…» - 01.01.2010

«Почему мне стыдно, что я русский» - 03.01.2010

«При слове: "русская культура" - я вижу скопища бомжей» - 07.01.2010

«Глядя однажды на трупы людские, я с удовольствием ел колбасу» - 09.01.2010

«Заживо гниющая Россия» - 12. 01. 2010

«Школа» как школа» - 15. 01. 2010

Еще больше материалов по теме: «Николай Варсегов: очарованный странник»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также